Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Дециметр
Технологическая карта урока математики
Учитель: Подорожняк Елена Николаевна. Класс: 1 «а»

Тема «Дециметр»
Тип урока урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Основная дидактическая задача формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач
Цели
обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Задачи Образовательные:
- познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;
учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации.
Развивающие:
- развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем.
Воспитательные:
- воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, сообразительности, самостоятельности)
Планируемые результаты Предметные:
Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Обучающиеся научатся формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога (Коммуникативные УУД).
Обучающиеся научатся применять новые знания на практике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять парные задания; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД)
Основные понятия дециметр
Межпредметные связи математика, окружающий мир
Ресурсы учебник, тетрадь
Оборудование медиапроектор, компьютер, классная доска, раздаточный материал, полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (28 шт), числовой веер (инд.)
Организация пространства фронтальная работа, парная работа

Технология проведения
Деятельность         
Деятельность         Содержание         Планируемые результаты
учеников                    
учителя
   
Предметные УУД

I. Мотивация учебной деятельности
Цели:
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Осознание
мотивов
учебно-познавательной деятельности

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки. - Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

- Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение. Мы готовимся к встрече наших пернатых друзей-
- Как мы их должны встретить?
- Чем мы можем помочь??
-Почему важно делать скворечники?

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

II. Актуализация знаний
Цели:
-организовать актуализацию умений обучающихся;
- повторить образование, последовательность и разрядный состав чисел второго десятка
Работают коллективно с учителем.
Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.
Организует повторение состава чисел в пределах 20.

Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 1 единица. Покажите это число.
Дети показывают ответ на числовом веере.
- У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13)
- Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания? ( покажите)
- Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел? ( 1 дес)( двузначные)
- Назовите предыдущее число числу 11.Покажите.
- Назовите последующее число числу 13. Покажите его.
Минутка чистописания. Запишите число12.
- Запись числа с комментированием.

Задание 2. Высота скворечников разная,
- Как вы думаете, почему?
- Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
В парке или в лесу разыщет скворечник пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут, и зимой от морозов спрячутся. Чтобы узнать для какой птицы, какой скворечник, отгадайте рост каждой птицы (11 см, 14 см, 19 см),

Задание 3. Если известно, что рост дятла не 11 см и не 19 см, а рост совы-сплюшки не равен 11 см.
- Покажите на веере рост пестрого дятла (14см) и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки?(19см) …воробья?( 11см)
Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1?
- А цифра 4 в числе 14?
- Сколько единиц в числе 11?
- Сколько десятков в числе 19?
Ответы показывают на веере.

Знать названия и последовательность чисел при счёте.
Считать в прямом и обратном порядке.
Читать, записывать, сравнивать числа.
Знать разрядный состав чисел.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Осознание проблемы
Цели:
- выявить место затруднения;
- организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. Под руководством учителя формулируют тему урока.
Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно.

Отгадайте рост синицы:
1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см
- Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.
- Какая величина нам известна? ( см)
- Что можно измерять в сантиметрах?
(при помощи линейки)
- Какая из величин нам не известна?
- Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?
- Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением).
Прочитайте по слогам, с ударением.
Хоровое чтение

- Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке?

Работа по таблице.
- С какой величиной познакомились?
- Сколько сантиметров в 1 дм?
Знать единицу измерения длины - дециметр Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания
Цели:
- обеспечить усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе выполнения практических заданий

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Организует усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе практической работы

-Именно эта единица длины необходима нам для
Того чтобы определить рост синички и узнать какой синичник ей нужен.
- Поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и какие действия можно выполнять с этой величиной.
- Для этого выполним практическую работу.

Практическая работа.
Задание 1. У каждого на парте лежат две полоски бумаги. Измерьте их и подпишите.

Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

- Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному …?
Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».
Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. Узнайте, сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?
(Дети укладывают, измеряют линейкой) Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см. Это важно.
-Запишем в тетрадь.

Задание 3. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм.
- Как это сделать?
По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см
(Учитель чертит на доске).
- Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить…
- Как подпишем? 1 дм или 10 см
- Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см

Работа с учебником.
- Открыли учебник стр. 88 №1
- С какой единицей длины мы были знакомы?
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см.
- Для чего необходима эта мера длины – дециметр?
…для измерения более крупных предметов.
- Сможем ли мы сделать синичник с помощью дм?
- Почему?
Знать количественное соотношение длин см и дм.
Уметь строить отрезки заданной длины.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

V. Динамическая пауза
Руки подняли и помахали -
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали -
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили -
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели-
Дети учиться хотят.

VI. Первичное применение нового знания
Цели:
- организовать первичное применение нового знания Применяют новое знание на практике Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания №2 стр.88
- Какова длина отрезка? ( 1дм2см)
- А сколько это сантиметров?
- Для этого еще раз вспомним, сколько в 1дм сантиметров? (10 см)
- У вас на парте модель дециметра. Давайте приложим полосочку к отрезку.
- Сколько это сантиметров? ( 10см)
-А сколько еще надо добавить см?( еще 2см)
- Значит 1дм и 2 см сколько получится сантиметров? ( 12см)
- Как мы это узнали? _ 10 и 2 =12
- Запишем 1дм 2см = 12см
-Начертим отрезок длиной 12см.
- Сколько это дм и см?

- Как это число связано с птицами? Рост синицы.
- Значит синичник ей нужен какой высоты? ( 12см)
- Давайте попробуем еще преобразовать несколько чисел.

Задание
Уметь отмерять и строить отрезки заданной длины. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Физминутка для глаз 
А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав
гимнастику для глаз.

VIII. Самостоятельная работа
Цели:
-организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия Обобщают и систематизи-руют знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы.
Оказывает необходимую помощь - Теперь , когда вы уже знаете, что такое дм попробуем применить эти знания при решении задачи.

Задача. У слоненка длина хвоста 3 дм, а длина хобота – на 7 дм больше. Определите длину хобота слоненка.
- Про кого задача? ( про слоненка)
-Какова длина хвоста слоненка? (3дм)
- На какой вопрос мы должны ответить?
- А что говорится про хобот слоненка? ( на 7дм больше)
- Поработайте в паре, и обсудите ,как вы узнаете длину хобота слоненка.
- Запишите решение в тетрадь.
- Посмотрим правильное решение.
- У кого так решена задача? Молодцы.
- Кто решил по другому?
- Давайте попробуем выполнить действия с новой величиной. - Научимся сравнивать величины. Поставьте знак нужный знак между данными величинами.
- Проверим.

Уметь решать
Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, (Познавательные УУД).

IX.Рефлексивно-оценочный этап
Цели:
- организовать презентацию работ учащихся для осознания итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации обучающимися.
Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников Организует презентацию работ обучающихся,
фиксирование нового содержания Подведем итог урока.

- Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм.
- Как связан см и дм? В 1 дм - 10 см.
- Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы.
- Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины?
- Почему вы так считаете?
- С ними вы познакомитесь позже.
- А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах?

- У вас на парте лежат два смайлика. Определите, понравилось ли вам сегодня на уроке, и покажите соответствующий смайлик.
Уметь оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Категорія: Уроки | Додав: elenanikolaevna (03.03.2014) | Автор: Подорожняк Елена Николаевна E
Переглядів: 2706 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 1

Добавил: puhochka84
0

спасибо, хороший урок. Все понятно! у нас ребенок после школы приходит как чистый лист cry
Приходится заниматься дополнительно, еще онлайн курсы выручают. Здесь http://cursys.ru/courses/45 проходим перевод единиц длины и веса, ребенку нравится
Дата публикации: 23.01.2015 в 10:59 Спам[Материал]

 

ble>

 

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!