Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Інноваційні технології навчання [ Додати статтю ]

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.

 

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многоварианты даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.

Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.

При этом должны произойти изменения личностных ориентации учителя. Он должен представлять, что пред ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить. Педагогическое содействие, помощь и поддержка каждому ученику должны стать основной функцией профессионального педагога.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

1. Технология разноуровнего обучения.

2.    Технология коллективного взаимообучения .

3.    Технология сотрудничества .

4.    Технология модульного обучения .

УМК "Планета знаний" - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.

УМК "Планета знаний".

Обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и её влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка.

Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития.

 

 

Содержание УМК создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. Одной из форм является "работа в парах". Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.

УМК "Планета знаний" предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. Комплект отличается сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.

Инновационные технологии.

1. Технология перспективно - опережающего обучения .

Её основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

 

 

Другой особенностью этой технологии является комментирующее управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,

записываю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик становится в положение учителя, управляющего классом.

Третий "кит" системы С.Н. Лысенковой - опорные схемы, или просто опоры,- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимается страх, скованность. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направленно не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей.

С.Н. Лысенкова предлагает соблюдать "педагогические мелочи":

- в 1 классе без д/з;

-   д/з по новой теме даётся только тогда, когда она становится
доступным для самостоятельного выполнения каждым;

-  исключить механическое зазубривание правил и формулировок;

-  каждого ученика спрашивать только тогда, когда он может отвечать.

2. Игровые технологии .

Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

3. Технологии проблемного обучения .
(исследовательский метод).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения;     они     испытывают     чувство     глубокого     удовлетворения,

 

 

уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологии развивающего обучения.

Л.В. Занков и Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

Это технологии развития творческих качеств личности.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова .

Её основными принципами являются:

-  обучение нужно вести на высоком уровне трудности;

-  в обучение должны играть ведущую роль теоретические знания;

-   продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми
темпами;

-  школьники должны сами осознавать ход умственных действий;

-  добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;

-   преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого
ученика.

Система Л.В. Занкова предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания "от ученика", интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей.

Центральное место занимает работа по чёткому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определённого целого. Доминирующее начало в этой системе - индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чём вещи и явления сходны и в чём различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.

Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

 

 

 

Технология Эльконина - Давыдова .

В ней акцент делается на формирование теоретического мышления школьников.

Они учатся и привыкают понимать происходящее вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать своё видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя, творца. Педагог на каждом уроке организует коллективную мыслительную деятельность -диалоги, дискуссии, деловое общение детей.

На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором - проблемное обучение.

Методика обучения строится на проблематизации.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оценивают не с точки зрения учителя о посильности, доступности знания ученику, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать его персональное развитие, совершенство учебной деятельности.

Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

 

Сеченых Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №13, г.Азов

Категорія: Інноваційні технології навчання | Додав: [ADM]Irina (20.11.2010)
Переглядів: 15909 | Рейтинг: 2.2/6
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!