Как мир Интернета влияет на психику ребёнка - Комп'ютер у сучасному житті - Дитина та комп'ютер - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Дитина та комп'ютер » Комп'ютер у сучасному житті [ Додати статтю ]

Как мир Интернета влияет на психику ребёнка

Если взрослому удается не смотреть на мир сквозь тревожные очки, то интернет-среду он воспринимает как информационное поле возможностей. Таковой она может быть и для детей.

Но давайте разберемся с тем, с какого возраста нужна детям такая информация, и в каком виде.

С рождения до примерно полугода ребенку нужна, главным образом, мама, потому что он воспринимает мир, в основном, через ощущение, через мамину улыбку, ее молоко, и ее прикосновения. Постепенно ребенку становится интересно познавать мир чуть шире, и он изучает свое тело, все что вокруг. Он учится греметь погремушкой, кусать свои пальцы, стучать, кусать, ползать, потом ходить.

Через то, что он все трогает, щупает, ломает, пробует на зуб, он воспринимает, ощущает и исследует окружающий мир. Он его постигает через простые действия, манипуляции, игры. Ребенок задействует все свое тело в таких действиях и играх.

С года до двух с половиной лет ему по развитию положена игра с предметами (с машинками, кубиками, пирамидками, кастрюлями, ложками, мячиками), в ней он постигает важные истины. Большое-маленькое, появилось-исчезло, влезло-не входит, кидаешь – отскакивает. Многие важные психологические функции задействуются и развиваются в этой игре.

Ближе к трем уже начинается предметно-образная игра, когда ребенок не просто манипулирует предметами, он назначает им какой-то образ, стулья превращаются в паровоз, палочка превращается в градусник и так далее. Начинает развиваться воображение в дополнение ко всему остальному.

Лет с пяти к таким играм подключается сюжетно-ролевая игра. Когда уже компания детей придумывают и разыгрывают какой-то сюжет, чаще социальный. Они играют во врача, в дочки-матери, разыгрывают сценки из любимых мультфильмов или книг. То есть у детей активно включается и развивается социальный компонент, дети начинают понимать и разбираться в законах общения, коммуникаций, отношений. Они учатся договариваться, конфронтировать, лидировать, подчиняться. Это помогает им подготовиться к такому важному периоду, как школа, в которой социальный компонент, умение подчиняться и следовать границам и правилам – чрезвычайно важный навык.

Поэтому, исходя из вышенаписанного, до начала школьной жизни, интернет-среда, скорее, ребенку не нужна, чем хоть сколько-то полезна. Она может его привлекать, тем более, если дома есть увлеченные пользователи. Потому что с достаточно раннего возраста дети стремятся к идентификации со взрослыми, то есть они осознанно и неосознанно хотят быть похожими на своих взрослых близких. И если те часто сидят в интернете, то и ребенок будет хотеть заниматься тем же.

Вы, конечно, можете сказать: бери с папы пример в том, как он хорошо ходит на свою работу, но не бери с него пример в том, что он курит или сидит в интернете. Только это не сработает. Ребенок-дошкольник неосознанно «глотает» родителя целиком. И стремится к тому, чтобы воплотить в себе этот целостный образ. Пока он не в состоянии разъять его на части.

В дошкольном возрасте интернет – не лучшая развивающая среда для ребенка потому, что там не могут быть задействованы его важные психологические функции: он мало двигается, он почти не использует свою мелкую моторику (мелкие манипуляции руками, которые хорошо задействуются при игре с мелкими деталями), он не задействует свою образную систему, и что самое главное: он лишен общения, сюжетно-ролевой и образной игры со сверстниками. Границы, правила, субординация, лидерство, - все эти важные процессы проходят мимо него.

В первом классе ребенку предстоит сначала научиться учиться. В рамках работы с информацией, вы, конечно, можете приобщать ребенка к работе с интернет-ресурсом, к тому, чтобы он научился искать и выделять главное, анализировать полученное, структурировать ту информацию, которую он нашел. Такой опыт был бы скорее полезен школьнику, и к тому же совпал бы с его желанием осваивать заветное пространство. Но и в первом классе нагрузка на детей столь велика, что скорее ребенок будет искать в интернете отдохновения, чем развития.

Безусловно, ребенок и в дошкольном возрасте будет тянуться к компьютерным играм или мультфильмам, как простому способу получить свое лекарство от скуки. Такая игра или мультфильм – легкий и быстрый способ получить то, что в отсутствии такой возможности, ребенку бы пришлось «добыть». Сначала вложиться своей идеей – придумать игру, а потом и организовать ее воплощение, потом быть в самой гуще игры ее активным участником, потом получить естественную усталость и удовлетворенность.

Поэтому мультфильмы и компьютерные игры символически можно приравнять к получению материнского молока в том возрасте, когда уже можно и нужно жевать самую разнообразную пищу. Отдохнуть и расслабиться с их помощью иногда можно и нужно, но развиваться с их помощью сложно. Значительно полезнее для детей просто играть.

Только к подростковому возрасту интернет-пространство может стать для ребенка, скорее, помощником и еще одной возможностью для общения, которое серьезно актуализируется и становится очень значимым для адекватного развития психики подростка. И социальные сети, в таком случае, выручают занятого разными другими задачами старшеклассника. Но если есть возможность обустроить и для него живое общение со сверстниками, это было бы значительно более полезно для его психики, чем общение через интернет.



Джерело: http://karpachoff.com/kak-mir-interneta-vliyaet-na-psikhiku-re/
Категорія: Комп'ютер у сучасному житті | Додав: [ADM]Irina (30.10.2015) | Автор: Ирина Млодик
Переглядів: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!