Как воспитатть самостоятельность - Поради батькам - Поради психолога - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Поради психолога » Поради батькам [ Додати статтю ]

Как воспитатть самостоятельность

Основное дело наших детей - учеба, а значит, речь идет об ответственности (качественном и самостоятельном выполнении всех учебных заданий в школе и дома, и таком же выполнении всех домашних обязанностей и требований родителей и педагогов).

 Прежде всего, мне хотелось бы остановиться на «требованиях». Беседы с родителями показывают, что когда речь идет о самостоятельности и ответственности, взрослые чаще всего хотят, чтобы:

 - не нужно было напоминать ребенку о его обязанностях;

- не нужно было бы повторять свои требования;

- ребенок с удовольствием (или, по крайней мере с желанием), а не «из-под палки», все делает (ходит в школу, делает уроки, занимается дополнительно и т.п.).

 При этом родители считают, что дети просто не стараются, не хотят проявить самостоятельность и быть ответственными. Поэтому родители не склонны проявлять снисходительность, терпение, спокойствие, когда дети не выполняют требования (а значит, не хотят быть ответственными и самостоятельными).

 Так «не могут» или «не хотят» дети радовать родителей своей ответственностью и самостоятельностью? Попробуем разобраться вместе.

 Сначала определяем, какие качества должны быть сформированы у ребенка для того, чтобы он мог проявить ответственность и самостоятельность. И рассмотрим это на примере самостоятельной деятельности при выполнении домашних заданий. Выполнение домашних заданий требует не только интенсивной интеллектуальной деятельности, но и работоспособности (которая быстро снижается, если ребенок утомлен, возбужден, расстроен, нездоров и т.п.), а также умение организовать свою деятельность. Организация деятельности сложный процесс, а у младших школьников 6-8 лет он недостаточно сформирован. Организация деятельности включает:

 - умение воспринимать, понимать и удерживать в памяти инструкцию (задание, задачу). Если ребенок несколько раз переспрашивает задание, если выполняет только часть задания или выполняет, не понимая задание, нужно:

 - выяснить, понимает ли ребенок смысл всех слов;

- понимает ли задачу своего действия – что и как делать;

- запоминает ли всю инструкцию (задание, задачу).

 Если есть какие-то проблемы, необходимо спокойно и терпеливо разобрать задание, объяснить, при необходимости сложное задание разделить на части и выполнить эти части задания последовательно.

 - умение планировать последовательность своих действий. Дети 6-8 лет нуждаются в помощи взрослых при разработке алгоритма действия, им необходимо помочь в определении последовательности действий при выполнении упражнений, решении задач, подготовке учебных заданий. Если алгоритм решения задач по математике задает учитель, то инструкцию (задание) «выучить какой-то материал» дети нередко воспринимают как пересказ всего материала близко к тексту, т.е. пытаются его механически запомнить. Это требует много времени и сил, а результат часто неудовлетворителен. Ребенку необходимо объяснить, как разделить текст на части, как выделять главную мысль, как пересказывать и т.п.

 - умение самостоятельно следить за правильностью выполнения задания и корректировать действие (видеть и исправлять ошибки). Как правило взрослые берут эту задачу на себя. Они буквально сидят за спиной и сами контролируют выполнение заданий. Ребенок быстро привыкает к тому, что его поправят, и «отдает» ответственность взрослым. Наступает момент, когда родители решают, что пора ребенку самому готовить уроки, однако сталкиваются с сопротивлением, нежеланием – слезами, повышенной тревожностью, неуверенностью. Это результат «сидения за спиной», но не вина ребенка, т.к. его просто не научили самостоятельно работать. Что делать? Постепенно, без раздражения и упреков, приучать его делать уроки без взрослых. Стоит объяснить, что и как нужно делать, найти повод уйти в другую комнату, заняться своим делом, но при этом выразить готовность помочь, если у ребенка возникнут вопросы. Ситуация: «хватит, с сегодняшнего дня готовишь уроки сам», неприемлема, может вызвать стресс и привести к серьезному срыву здоровья.

 - умение сформулировать свою проблему и попросить о помощи. Очень важно научить ребенка разбираться в проблеме, понимать, что у него не получается и почему, и не бояться обращаться за помощью и к родителям, и к учителю. Чаще дети стесняются, не знают, как обратиться за помощью, но многие просто уверены, что у них нет такого права – переспросить, уточнить, просто сказать «не понятно», «не знаю», «я не умею».

 - умение завершить свою работу. Казалось бы, все просто, но для этого нужно хорошо понимать и помнить задание (задачу, инструкцию). И этому тоже нужно детей учить. Стоит внимательно понаблюдать за ребенком, понять, в чем проблема, и шаг за шагом, спокойно объяснять, прорабатывать, закреплять все, что не получается. Важно понимать, что это сложный процесс, и быстрый результат невозможен. Более того, при утомлении (например, если приготовление уроков приходится на вечернее время), при эмоциональном напряжении, волнении, страхе наказания (например в ситуации, когда родителей раздражает «непонятливость» или «неусидчивость» ребенка, если на него могут накричать, обругать, наказать), при ухудшении состояния здоровья возможно все придется начинать сначала не один раз.

 Еще раз напомню – мы рассматриваем произвольную (т.е. самостоятельно регулируемую) организацию деятельности на примере приготовления домашних заданий потому, что, наблюдая за этим видом деятельности ребенка, можно понять, насколько она сформирована и может ли он действительно проявить самостоятельность.

 У школьников 7-10 лет идет процесс формирования произвольной регуляции деятельности, а значит нужно им помочь: четкий режим дня, обсуждение всех дел, которые предстоят (может быть стоит купить для этого красивый и интересный ежедневник), составление плана выполнения каждого дела (что нужно сделать и как) потребуют и времени, и терпения взрослых. В первое время можно вместе с ребенком спокойно анализировать, обсуждать (не ругать! не сердиться! не стыдить!), что получилось, что нет и почему, постепенно составляя такой анализ для самостоятельно работы.

 И только тогда, когда ребенок научится и планировать свою работу, и контролировать ее сам, он сможет быть самостоятельным и ответственным.



Джерело: http://karpachoff.com/kak-vospitat-samostoyatelnost/
Категорія: Поради батькам | Додав: [ADM]Irina (30.10.2015) | Автор: Мария Безруких
Переглядів: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!