Почему у одних растёт гений, а у меня - бестолочь? - Поради батькам - Поради психолога - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Поради психолога » Поради батькам [ Додати статтю ]

Почему у одних растёт гений, а у меня - бестолочь?

«У соседа сын в семь лет складывает и отнимает в пределах ста, читает бегло, занимает призовые места в восточных единоборствах. А мой-то и сыт, и ухожен, но складывать может в пределах десятка, читать только начал по слогам, да и интереса не проявляет ни к борьбе, ни к танцам, ни к чему другому, — жалуется мамочка на детской площадке. — А у сотрудницы вообще ребенка предложили подтянуть по нескольким дисциплинам и сразу взять во второй класс».

Так почему же у одних родителей растут гениальные, а у других — бестолковые дети? Откуда они вообще бестолковые берутся? Вроде и заботишься о них, и последнее отдаешь, а они…

 Общая характеристика

Дети могут быть гениальными от природы, буквально схватывая все на лету, или если с ними занимаются родители.

Как правило, такие дети выделяются из толпы. Они с удовольствием декламируют стихи известных авторов, интересные собеседники, хорошо считают и читают. Учителя в школе и воспитатели в детских садах их обожают и всячески содействуют тому, чтобы привить им любовь к своему предмету. Однако у этой медали есть и обратная сторона. Такие дети крайне тяжело приспосабливаются к повседневной жизни, не могут убрать за собой, рассеяны, постоянно что-то забывают, обычные бытовые дела становятся для них непосильной ношей. Так и получается, что гениальный в одном совершенно неприспособлен к другому.

В то же время самый обычный ребенок привык все свободное время проводить на улице, не путаться под ногами у вечно занятых и уставших родителей. Учителя натягивают ему оценки, его любимый предмет — физкультура, а разобраться во всех остальных науках он даже не пытается. Он невнимателен, несообразителен, даже в тех случаях, когда он мог бы запустить свой мыслительный процесс, он ленится. Но как показывает опыт, такие дети не лишены практической смекалки, что порой помогает добиться неплохих жизненных результатов.

Подведем итоги. Чтобы в семье вырос бестолковый ребенок, родители категорически не должны им заниматься. Покормили, одели — и вперед на улицу, авось сам додумается. «Да я в его годы уже сам...» — слышен голос папы, лежащего на диване. Коронные фразы мамы: «Сынок, иди погуляй, а я по дому приберусь», «У меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть!»

Если природа обделила ребенка смекалкой, у него есть все задатки, чтобы вырасти бестолковым тупицей.

А вот чтобы вырастить гениального отпрыска, родителям придется потрудиться. Важное условие — круглые сутки способствовать любой познавательной деятельности. Если телевизор, то канал «Дискавери», если компьютер, то поиск новой полезной информации, если игры, то развивающие, если книжки, то лучшие. Причем без остановки и передышки.

Если ребенок наделен гениальностью от природы, он сам будет наседать на родителей, чтобы добиться необходимой информации или ее источника (книги, компьютера), и в конце концов вытребует ее.

Достаточно применить методы воспитания, приведенные ниже, чтобы вырастить бестолочь во всей 100%-ной красе и потом рассуждать на детской площадке: «Вот у других …, а мой …»

Советы по воспитанию

― Стараться чаще называть ребенка бестолочью, когда он растерялся. Именно это больше всего злит родителей. В такой момент они считают, что их ребенок тугодум, упрям, ленив, глуп и не восприимчив к окружающему миру ― все что угодно, но только не растерян. Родители готовы вынести вердикт только из-за того, что ребенок впал в состоянии временного ступора. Не успел оценить ситуацию и сориентироваться в ней — получай «диагноз».

Разберемся, что может послужить причиной такого замешательства.

1. Нечеткие, непонятные требования родителей, которые ребенку не по силам или идут вразрез с предыдущими словами (например: «Сходи за посудой на кухню» — нет четких указаний, за какой посудой, где она стоит, в каком количестве нужна).

Довольно часто родители не учитывают возраст и тот факт, что у детей еще нет высшего образования, поэтому требования эрудированного родителя ребенку неясны. Иногда же малышу пока просто не по силам завязывать шнурки, застегивать пуговицы или открыть дверцу шкафа. И наконец, немаловажный момент — слишком быстрая смена обстоятельств: вчера говорили, что малыш пойдет в сад в резиновых сапогах, потому что шел дождь, а утром подсунули ему обычные сапоги. Ребенок настроился, вспомнил все самые глубокие лужи по дороге в садик, а ситуация изменилась. В итоге родители требуют, ребенок в замешательстве (хочется надеть резиновые сапоги, но мама громким голосом настаивает на обычных).

2. Спешка, нехватка времени.

В утренней спешке, вечной родительской гонке детей приходится постоянно поторапливать. Однако у каждого человека свой темп жизни, и зависит он от индивидуальных особенностей — темперамента, характера и др. Один делает все быстро, другой — медленно, третий долго собирается, прежде чем начать. Родители начинают торопить, чтобы ускорить процесс, что приводит к совершенно противоположному эффекту: ребенок теряется, сбивается, реакция еще больше замедляется. Излюбленные фразы таких родителей: «Ты что, испытываешь мое терпение!», «Как тебе не говори, все равно до тебя не доходит».

3. Стрессовое состояние, страх.

Стрессовое состояние может сопровождаться заторможенностью. Ребенок может испытывать страх перед взрослым, если, например, разговор идет на повышенных тонах. В одних случаях страх может мобилизовать силы, а в других — привести к недееспособности, парализуя мыслительный процесс и волю.

4. Характер ребенка.

Разбитной ребенок возмутится и станет доказывать свою точку зрения, а спокойный промолчит и дождется, пока ситуация изменится. Дети даже не догадываются, что вы не знаете, может малыш выполнить поручение или нет. Сказали, значит, надо делать. Но как? Пауза… Ребенок пытается сообразить, серьезно говорят родители или нет и как поступить.

― Критика, окрики, бесконечные одергивания, придирчивое отношение, недоверие к ребенку («Я так и знала, что тебе нельзя доверить это дело, «Сразу было понятно, что ты не выполнишь это или забудешь», «Хочешь получить хороший результат, сделай сама»). Столь простые и незамысловатые методы, известные каждой матери и передающиеся из поколения в поколение, способствуют росту тупости. Как малыш будет учиться на своих ошибках, не попадать в глупые ситуации, если регулярно не направлять его и не напоминать об этом?!

― Не забывать напоминать ребенку о его компетентности лишь в узком круге вопросов, а об остальном коль не знает, то пусть и не суется («Нет-нет, даже не думай. Ты комара от мухи не отличишь, а хочешь дать мне совет», «Ты в этом ничего не понимаешь, иди лучше играй с Колькой в войнушку»). Руки у ребенка опускаются, он теряет интерес ко всему происходящему, но кто еще скажет ему горькую правду, как не родители. Не зря гласит пословица: «Всяк сверчок знай свой шесток».

Важно не забывать напоминать ему о прошлых грешках («Ты что, забыл, как я попросила тебя купить хлеб, а ты принес жвачки», «Да, я еще не забыла, как ты разбил чашку, доставая ее из шкафа») — это прекрасно разовьет его неуверенность в себе.

Профилактика и лечение

Если все-таки родители хотят исправить ситуацию, стоит воспользоваться следующими советами.

  • Увлечь, заинтриговать, вызвать интерес. Чтобы чего-то добиться от ребенка, прежде стоит ответить самому себе на вопрос, чем я могу заинтересовать и увлечь его. Например, стремясь научить ребенка конструировать, можно построить с ним дом для солдатиков, гараж для машины, ферму для животных. Чтобы приучить ребенка к чтению, надо читать книжки на интересующие его темы. Чтобы привить любовь к кулинарии и одновременно пробудить аппетит (у не любителей кушать), готовить с малышом его любимые блюда. То есть вызывать интерес всеми доступными способами. В каких-то случаях все-таки неизбежно придется заставить ребенка, но следует помнить, что это не вызовет у крохи интереса и не пробудит в нем желание этим заниматься.
  • Если у ребенка возникли вопросы, а их порой бывает слишком много, следует собраться с силами и максимально полно на них ответить. Если родители не знают ответа, можно поискать в Интернете, спросить у знакомых. На крайний случай признаться, что не знаете, но не отмахивайтесь.
  • Не судить, не разобравшись в проблеме. Вникнуть в ситуацию, поинтересоваться у малыша, что именно вызвало замешательство. Можно хотеть одного, а получить совсем другое. Задача — разобраться, а не оценивать ситуацию.
  •  Важно вовремя ОСТАНОВИТЬСЯ, когда так и хочется сказать что-то типа: «Да у тебя руки…», «Чтобы в следующий раз неповадно было», «Да знаю я, как ты можешь…» Такие действия родителей вызывают у ребенка недоверие и страх, что ведет к скованности, неловкости и нерешительности.
  •  Всегда давать шанс исправить ошибку. То, что ребенок предпримет попытку все-таки выполнить поручение, будет полезнее вердикта, который вынесут родители.
  •  Крики, запугивания, применение силы приводят к бездеятельности, пассивности, безынициативности, боязни совершать любые действия, тогда как убеждения, которые требуют от родителей терпения и усилий, окупаются с лихвой. В ребенке просыпается инициатива, творческий подход, энтузиазм и сообразительность, которую всеми силами выкорчевывают родители бестолковых детей.

В проблемах детей очень часто виноваты родители, которые где-то проигнорировали, когда-то поленились, возможно, пустили дело на самотек. Не научили, а ребенок показал себя, как мог. В первую очередь следует исправить свои ошибки, а не выносить приговор ребенку.



Джерело: http://karpachoff.com/pochemu-u-odnikh-rastjot-genijj-a-u-menya-be/
Категорія: Поради батькам | Додав: [ADM]Irina (30.10.2015) | Автор: Шуляк В.А.
Переглядів: 393 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!