Тема: Роль воды в природе. Круговорот воды. Вода в усній народній творчості
Цель:
По природоведению:
- углубить знания учащихся о воде, ее свойствах, раскрыть значение воды в жизни человека и в природе;
- сформировать у школьников представление о круговороте воды в природе, формировать экологически грамотное поведение школьников;
- воспитывать гуманное отношение к природе.
З української літератури:
- учити дітей спостерігати, зіставляти наукові факти з життєвим досвідом, знаннями з усної народної творчості;
- збагачувати і розширювати фольклористичні знання та вміння учнів;
- виховувати любов та повагу до народної творчості.
Оборудование и материалы: пластиковые стаканчики, кипяченая вода, камни, колба, пробирки, кухонная соль, шпатели, дидактический материал, презентация о воде, ТСО (ноутбук, мультимедийный проектор)
Тип урока: вивчення та засвоєння нових знань (бінарний)
Форма урока: интегрированный
Межпредметные связи: биология, экология, география, химия, народоведение, музыка, украинский язык, зарубежная литература
Епіграф до уроку:
«Ти не маєш ні смаку, ні кольору, ні запаху, тебе не опишеш, тобою насолоджуються, не розуміючи, що ти таке. Ти не просто необхідна для життя, ти і є життя».
Антуан де Сент – Екзюпері
Ход урока
І. Организационный этап.
Учитель природоведения. Здравствуйте, дорогие ребята.
Учитель украинской литературы. Раді вітати вас, шановні гості! (діти повертаються до гостей і вітаються)
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель природоведения. Сегодня у нас необычный урок, а чему он посвящен, мы попробуем с вами определить.
«Мозковий штурм» (Звучат различные звуки воды)
- Послушайте, ребята, что вы слышите? (Звуки падающих капель, звуки дождя, морского прибоя…)
- Что все эти звуки объединяет? (Это всё вода)
- Как вы думаете, чему же будет посвящен наш урок? (Воде)
- Ребята, вспомните, что вы знаете о воде? (Без воды нет жизни на Земле…)
- Что бы вы нового хотели услышать о воде? (…о свойствах воды, о состояниях воды, о круговороте воды в природе, о значении воды не только в природе, но и в народном творчестве)
III. Объявление темы и цели урока.
Учитель украинской литературы. Сьогодні, як ви вже зрозуміли, незвичний урок – урок-гра, а називається він «ВЧЕНІ ТА ФОЛЬКЛОРИСТИ ПРО ВОДУ» (З’являється слайд)
Учитель природоведения. Он необычен тем, что объединил в себе два урока: урок природоведения и урок украинской литературы.
Учитель украинской литературы. Працюватимете ви в групах: група ВЧЕНІ (Даша, Наташа, Філіп) та група ФОЛЬКЛОРИСТИ (Юля, Родіон, Влад) (група ВЧЕНИХ – у шапках магістрів, ФОЛЬКЛОРИСТИ – у вишиванках.)
Учитель природоведения (указывая на запись на доске темы и целей урока).
УЧЁНЫЕ нас познакомят о роли воды в природе, о её свойствах, вместе вспомним о круговороте воды, раскроем значение воды для жизни человека, научимся беречь и защищать воду.
Учитель украинской литературы (указывая на запись на доске темы и целей урока).
ФОЛЬКЛОРИСТИ отримали завдання на попередньому уроці позакласного читання: знайти відомості про воду у різних видах усної народної творчості. Ми разом навчимося спостерігати, зіставляти наукові факти з життєвим досвідом, знаннями з усної народної творчості, збагатимо фольклористичні знання та вміння, виховуючи повагу до народної спадщини.
Учитель природоведения. Сейчас откройте тетради по природоведению и запишите тему «Роль воды в природе. Круговорот воды»
IV. Мотивация учебной деятельности.
Учитель украинской литературы. На дошці перед вами крапельки. Збираючи їх, одна до одної, ми пройдемо такі етапи:
1.Свойства воды.
2. Гра «Закінчи прислів’я».
3. Агрегатные состояния воды.
4. Вода в усній народній творчості.
5. Круговорот воды в природе.
6. Рубрика «А знаете ли вы?»
7. Роль воды в природе.
8. Морський релакс.
9. Охрана вод.
І, якщо ви будете уважними і вдало складете всі крапельки одна до одної, то неодмінно впораєтеся з останнім підсумковим етапом і отримаєте добрі оцінки:
10. Гра «Водна атака».
(Учитель української літератури презентує учням вірш у слайдах)
- А зараз послухайте вірш, і скажіть, про яке «справжнє диво» говориться у ньому?
А вода це справжнє диво!
Як прожити без води?
З нею ми завжди щасливі,
З нею в нас нема біди.
Є вода – ростуть рослини:
Ліс, сади, рясні поля.
Це чудово для людини
І радіє вся Земля.
Плавають в водичці діти,
Риби у воді живуть.
Розцвітають в лузі квіти,
І рясні дощі ідуть.
Кругообіг повсякчасно
По Землі вода веде.
Тож з водою всім прекрасно
І біди нема ніде!
- Так про яке «справжнє диво» говориться у вірші? (У вірші говориться про воду)
- Чому автор її так назвав: «справжнє диво»? (Без води нема життя, з нею радіє Земля…)
- Видатний французький письменник Антуан де Сент – Екзюпері про воду сказав: «Ти не маєш ні смаку, ні кольору, ні запаху, тебе не опишеш, тобою насолоджуються, не розуміючи, що ти таке. Ти не просто необхідна для життя, ти і є життя».
- Сподіваюся, що ми зможемо зрозуміти важливість води для життя та отримаємо справжнє задоволення від нашого уроку.
V. Изучение нового материала.
1. Свойства воды (практическая работа)
Учитель природоведения. И первая капелька урока - практическая работа «Свойства воды». У вас на столах лежат инструкционные карты с практической работой, стаканчики с водой, сосуды разной формы, соль, камешки. При выполнении работы будьте аккуратны, чтобы не нанести вред ни себе, ни своему товарищу.
Практическая работа «Свойства воды».
Цель работы: ознакомиться со свойствами воды.
Оборудование: одноразовые стаканчики с кипяченой водой, кухонная соль, колба, пробирки, камни, шпатели.
Основные этапы работы.
1. Попробуйте воду на вкус и понюхайте её. Что вы чувствуете? (Дети пробуют на вкус и запах воду и делают вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха)
2. Перелейте воду из стакана в сосуд разной формы. Что происходит с формой воды? Почему здесь форма воды такая, а здесь иная? (Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который её перелили)
3. В стакан с водой опустите камень. Видите ли вы его? ( Вывод: вода – бесцветная)
4. В пробирку с водой добавьте несколько кристалликов соли и перемешайте эту смесь. Что вы наблюдаете? Какой вода стала на вкус? (Дети попробовали: вывод: вода – растворитель, вода стала солёной)
1. 1. Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадь вывод о свойствах воды.
(Учитель демонстрирует слайды «Свойства воды», во время которых дети записывают выводы в тетради).
2. Гра «Закінчи прислів’я».
Учитель украинской литературы. Добре, діти, з першою крапелькою ви впоралися. Друга нам розкаже, що ж народ казав про воду, адже він завжди шанував і шанує воду? Про це ми дізнаємося завдяки дощовим хмарам.
(До роботи запрошується група ФОЛЬКЛОРИСТІВ.)
- Але, на жаль, налетів сильний вітер та переплутав усі дощові хмарки. Допоможіть виправити цю неприємну ситуацію. (слайд - хмари)
(Діти виходять по черзі, складають прислів’я і пояснюють їх значення)
З брудної води ще ніхто … чистим не вийшов.
Не спитавшись броду, … не лізь в воду.
Пролиту воду … назад не збереш.
Тиха вода … найглибша.
Вчорашньої води … не здоженеш.
Він і на холодну воду … дує.
- Добре впоралися із завданням. А ось прикмети води - синоптика погоди, ви, напевно, не знаєте. Чи знаєте?
(Діти називають прикмети, пов’язані з різними станами води по черзі)
Зима без снігу – літо без хліба.
Дерева вкрились вночі памороззю – на тепло.
Сніг йде, мов крупа, - чекай на тиждень морозу.
Сніг лапатий – на негоду й мокречу.
(Діти за своїм бажанням розказують і пояснюють фразеологізми: - Ще ми знаємо фразеологізми…)
Вивели його на чисту воду.
Без кінця воду варить.
Він і з води сухим вийде.
- Дуже добре ви попрацювали і з прислів’ями, і з приказками, і з фразеологізмами. А головне, ви зрозуміли, наскільки важливо для життя вивчати народну мудрість.
3.Агрегатные состояния воды.
Учитель природоведения. – Ребята, вспомните, в каких трёх агрегатных состояниях находится вода. (Вода находится в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)
- Объясните, что значит: твёрдое (лёд – твёрдое), жидкое (вода льётся с крана – жидкое), газообразное состояние (пар над кипящей кастрюлей)?
4. Вода в усній народній творчості.
4. 1. Загадки про стани води.
Учитель украинской литературы - Звернемося до групи ФОЛЬКЛОРИСТІВ. Вони провели велику роботу. Їхнім завданням було опрацювати загадки про різні стани води в природі. Давайте спробуємо відгадати їх, та визначимо, в яких агрегатних станах знаходяться слова - відгадки. (Учні користуються сигнальними картками Т - твердий, Р - рідкий, Г - газоподібний)
(Загадки задаються учнем у вигляді презентації. )
1. Мене п’ють, мене ллють,
Усім потрібна я. Хто я така? (Вода) Р
2. В небі народився, в землі схоронився. (Дощ) Р
3. Сидить дід за подушками,
Та стріляє галушками. (Град) Т
4. Текло, текло, та й лягло під скло. (Річка) Р
5. «Що це? Що це? – всі кричать. -
Білі мухи он летять. (Сніг) Т
6. В огні не горить,
В води – не тоне. (Лід) Т
7. Взимку – зірочка, навесні – водичка. (Сніжинка) Т
8. На долину, на поділ
Ліг великий сивий віл.
Надійде теля червоне –
Геть того вола прогоне.
Вийшла звідкись гарна дівка,
На ній стрічка – семицвітна;
А де з річки воду брала,
Там коромисло зламала. (Веселка) Г
9. Що росте догори коренем? (Бурулька) Т
Учитель природоведения. – Так в каких трёх состояниях находится вода?
4. 2. Вода в міфології і в обрядах українців.
Учитель украинской литературы. - В яких жанрах народної творчості використовували знання про воду (прислів’я, приказки, фразеологізми, загадки)? Та не лише прислів’я, приказки, загадки про воду складав народ, адже вода в уявленнях українців була Божеством, з якого починалося життя на Землі (книга Библия):
«Як ще не було початку світу,
То ще не було ні неба, ні землі,
А лише було широке море…»
- Діти, а ви знаєте, як звали Богиню води?
Богинею води в українців була Дана.
- Давайте згадаємо обряди, пов’язані з водою: Водохрещення, коли вода набуває цілющих властивостей, Івана Купала: ворожіння на воді завдяки вінкам, які пускали за водою, Хрещення людини від немовляти до дорослого – у воді (обряд супроводжується занурюванням срібного хрестика у воду, коли ви будете в старших класах, то дізнаєтеся, які властивості має серебро, щодо води), у казках згадується жива та мертва вода, обряд закликання дітьми дощу (весни, сонця). Яку пісеньку – закличку ми згадаємо з вами? (Обряд закликання дощу – вода в рідкому стані) а може не лише згадаємо, а і проведемо його? (наперед виходить група ФОЛЬКЛОРИСТІВ і показує рухи. Етап проводиться як фізична хвилинка. Діти і всі бажаючі виконують відповідні рухи під музичний супровід):
«Іди, іди, дощику,
зварю тобі борщику.
Тобі - каша, мені – борщ,
щоб ішов густіший дощ»
5. Круговорот воды в природе.
Учитель природоведения. – Молодцы, справились с заданием, а следующий этап поможет нам вспомнить знакомое вам движение воды – круговорот воды в природе. К работе приступает группа УЧЁНЫХ.
(Показ слайда – комментирует группа УЧЁНЫХ)
Вода на нашей планете постоянно перемещается, при этом она переходит из одного состояния в другое. Под воздействием солнечного тепла испарение воды происходит непрерывно с поверхности морей, океанов, рек, озер и других водоёмов. Растения также испаряют воду. Лес, например, испаряет воды в 10 раз больше, чем такой же по площади водоем. Испаряясь, вода превращается в водяной пар, поступающий в атмосферу. В атмосфере с высотой температура снижается, поэтому водяной пар конденсируется, превращаясь в капельки воды или кристаллы льда, из которых состоят тучи. Из туч выпадают осадки. Они могут выпадать в той же местности, где образовались тучи. Однако в результате действия ветра тучи переносятся на большие расстояния, и тогда осадки выпадают в других зонах Земли, например над сушей. После этого вода опять попадает в водоёмы (реки, озера), просачивается сквозь горные породы, образуя подземные потоки, доставляющие её в моря и океаны. Таким способом осуществляется круговорот воды в природе.
Учитель природоведения. Откройте учебники на с. 127 – 130. Дома вы проработаете материал этого параграфа.
3. Рубрика «А знаете ли вы?»
Учитель природоведения. Движемся дальше: группа УЧЁНЫХ, познакомит нас с занимательной рубрикой «А знаете ли вы?»
Самая крупная капля выпала во время дождя в Америке в 1953году. Её диаметр составлял 9 см 4 мм. (Это почти как ваша ладошка)
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 м.
Самая большая река Украины – Днепр.
В Киеве даже есть музей Воды.
Учитель природоведения. В музее сообщается о воде буквально всё: вода на поверхности и вода под землёй, круговорот воды в природе, путешествие по континентам, можно увидеть таяние ледников, как идёт дождь, водопады, работа гейзеров. Для малышей есть возможность изменить русло реки, поиграть с мыльными пузырями.
6.Роль воды в природе.
Учитель природоведения. Вода занимает важное место в природе. Как вы знаете, вода – среда обитания многих растений и животных.
(Рассказ учителя сопровождается презентацией слайдов)
Растениям вода необходима для поглощения минеральных веществ из почвы, их передвижение в виде растворов по растению, образования органических веществ в процессе фотосинтеза.
Вода – составная часть живых организмов. Даже кости содержат воду.
При испарении воды с потом тела животных и человека охлаждаются. Таким образом, вода играет значительную роль в теплорегуляции организма.
Вы только вдумайтесь… Без пищи человек может прожить – от 30 - 50 дней, а без воды только 3 дня.
8. Складання розповіді «Море»
(Даний етап уроку використовується як релаксація під супровід звуків моря).
Учитель украинской литературы. – Все у природі взаємопов’язано, як і те, що за весною буде літо, за літом – осінь, а осінню – зима. (Слайд – сніжна зима) Зима – це гарна пора року. Ми її довго чекаємо, щоб покататися на санчатах, пограти в сніжки… але все одно хочемо, щоб скоріше прийшла тепла весна, а потім літо – бо це сонце, квіти, канікули, море… Ви хочете зараз потрапити на море? У вас буде така нагода, уявимо себе маленькими чарівниками і на якусь мить перенесемося в часі.
- Заздалегідь представники групи ФОЛЬКЛОРИСТІВ мали підготувати розповідь про один зі станів води (і вони обрали… рідкий стан – море, з’являється слайд). Давайте уважно послухаємо розповідь, а щоб нам краще було сприймати події, закриємо очі й уявимо…
(Учнями групи ФОЛЬКЛОРИСТІВ підготовлено розповідь «Море». Читає учень)
Море
Коли на морі шторм, піднімаються великі важкі хвилі та з гуркотом розбиваються об каміння. А коли море спокійне, хвилі лагідно погладжують камінці та мушлі, миючи їх солоною водою. Можна відпочити біля самої води та послухати пісню моря. Волохаті водорості повільно гойдаються у морських глибинах. Ніби розкрите прозоре шатро, пропливають пихаті медузи, плескаються великі та малі рибки. Дрімають на дні пречудливі морські зірки. Сонце золотавим світлом пронизує хвилі вдень, а вночі на них виблискує срібляста місячна доріжка.
- Дуже дякуємо вам. Ми не лише насолодилися розповіддю, а й відпочили.
9.Охрана вод.
Учитель природоведения.- Мы с уверенностью можем сказать, что вода – самое ценное сокровище, которое подарила нам природа. Из обычного природного вещества вода превращается в самое дорогое сырье, не имеющее заменителей. Вода является необходимым компонентом для организации отдыха и туризма. Но, к сожалению, запасы этого ценного сокровища с каждым годом уменьшаются.
В это трудно поверить, но К КОНЦУ 2033 ГОДА ЗАПАСЫ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ МОГУТ ИССЯКНУТЬ… ВОДЫ ОСТАЛОСЬ ВСЕГО НА 25 ЛЕТ!
(слайд). Поэтому воду нужно ценить и беречь.
- Как же мы, обычные люди, можем сохранить запасы воды…? А очень просто, послушайте вот такие советы (слайд):
Вода – это багатство! Научись защищать его!
1. Закрывайте кран, пока чистите зубы.
2. Выключайте воду, когда работаете на кухне или говорите по телефону.
3. Не мойте посуду под струёй воды. Лучше мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой.
4. Следите за тем, чтобы краны были плотно закрыты. Каждые 60 – 80 капель в минуту приводят к потере 20 - 25 л воды в сутки.
- Но огромной угрозой для сохранения воды остаётся – загрязнение. Источники загрязнения – это (слайд):
- сточные воды;
- разливы нефти;
- мусор с кораблей.
- Дефицит пресной воды также может быть вызван загрязнением водоемов промышленными и бытовыми отходами. Задумайтесь только, что в результате варварського хазяйства, в Украине исчезло около 20 тыс. рек!
- Так скажите, ребята, как нам сохранить то багатство, которое подарила нам природа – ВОДУ!
Вывод: (учащиеся - в первую очередь мы сами должны следить за тем, как расходуется вода в быту, на промышленных объектах нужно устанавливать очистные сооружения)
- Дети, а на территории нашего села есть водоём? (Ставок) Скажите, как мы, жители села, можем сохранить наш водоём? (Посадить деревья для укрепления берега, не оставлять после себя мусор…)
VI. Закрепление и обобщение знаний.
1. Гра «Водна атака»
Учитель украинской литературы.
- Чистота оточуючого середовища залежить, насамперед, від нас. Якщо ми будемо поважати себе, то будемо поважати все, що нас оточує. Адже чисто не там, де прибирають, а, в першу чергу там, де не смітять.
І останній заключний етап урока «Водна атака», під час якого у вас буде змога показати знання з теми і отримати оцінки. І почнемо ми цей етап з гри «Ти – мені, я – тобі» (етап супроводжується спокійною мелодією)
1.1. Гра «Ти – мені, я – тобі»
Учитель природоведения. - Группа УЧЁНЫХ устные вопросы адресует группе ФОЛЬКЛОРИСТОВ, а группа ФОЛЬКЛОРИСТОВ – группе УЧЁНЫХ. (Дети могут задать вопрос учителю)
1. Перечислите свойства воды.
2. В каких трёх состояниях находится вода?
3. Как называется перемещение воды в природе, когда она переходит з одного состояния в другое?
4. Сколько воды мы теряем при незакрытом кране в минуту?
1. Назвіть прислів’я, приказки пов’язані з водою.
2. Згадайте загадку, відповіддю якої була б вода у твердому стані.
3. Назвіть фразеологічний зворот, в якому говориться про хитру людину. (Він із води сухим вийде.)
4. А я хочу загадати вам свою загадку: що буде з білим каменем, коли його кинуть у Чорне море?
1. 2. Метод «Сенкан»
(После устного опроса со всем классом проводится письменная самостоятельная работа «Сенкан»)
Учитель природоведения. – Хорошо, молодцы. А сейчас более сложное задание. Вспомните, что такое Сенкан? (Слайд)
СЕНКАН - нерифмованное стихотворение, построенное по определённому алгоритму:
1-я строка – 1 слово (тема, выражаемая существительным);
2-я строка – 2 слова (определения, характеризующие это понятия, выражаемое прилагательным);
3-я строка – 3 слова (глаголы);
4-я строка – предложение заключающая основную мысль;
5-я строка – 1 слово (существительное – синоним, ассоциация к теме).
Пример:
Вода.
Пресная и соленая.
Течет, испаряется, конденсирует.
Без неё жизнь невозможна.
Растворитель.)
- Вам нужно составить СЕНКАН о воде, для этой работы у вас есть 3 мин.
(Для самостоятельной работы детям даётся время, после чего учащиеся читают свои сенканы. Учитель исправляет ошибки, если они есть)
Оценивание учеников. (УЧЁНЫЕ – учитель биологии, ФОЛЬКЛОРИСТИ – учитель украинского языка)
VII. Подведение итогов урока.
Учитель украинского языка. (Звучить спокійна мелодія). Так що ж, діти, не має ні смаку, ні кольору, ні запаху (вода), чого не опишеш (вода), чим насолоджуються, не розуміючи, що воно таке (вода)? Що не просто необхідне для життя (вода), що і є самим ЖИТТЯМ (вода)?
- Давайте продовжимо висловлювання Екзюпері:
Що наповнює нас радістю? (Вода)
Чого не можна пояснити ніякими нашими почуттями? (Вода)
Що створює неповторне обличчя нашої голубої планети і робить її красивою? (Вода)
Яке найбільше багатство у світі? (Вода)…
Багатство, яке потрібно берегти і цінувати як саме життя. (Вода)
- Ось так ми поєднали наукові знання про воду та багаторічний народний досвід. Вам сподобалося таке поєднання?
- Діти, а для того, щоб міцно пам’ятати всі отримані знання на сьогоднішньому уроці продовж усього життя, для цього вам обов’язково потрібно…
VIII. Домашнее задание.
І рівень. Проработать материал в учебнике с. 127 – 133.
ІІ рівень. Скласти 3 загадки про різні стани води.
ІІІ рівень. Скласти твір – мініатюру «Мандрівка маленької краплинки».
|