Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Класні виховні заходи [ Додати статтю ]

Воспитание любви к природе
Беседа «Воспитание любви к природе».

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающему миру появляется очень рано. Дети замечают всё: подвижного жучка на зеркальной глади воды, божью коровку в густой траве…Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать, рассмотреть. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Формирование у детей любви к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей природе особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
Полюбить природу можно, лишь постоянно общаясь с ней, думая о её тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в её украшение. Очень важно развивать в детях наблюдательность, которая должна опираться на эмоции, порождающие у ребёнка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч. Постарайтесь чаще бывать с детьми на природе. Помогите им открыть красоту осенних красок, полной грудью вдохните запах грибов, поищите вместе с детьми сучки и коряжки, похожие на фигурки зверей.

С наблюдательностью тесно связана любознательность. Жизнь природы, как правило, не оставляет детей равнодушными, увиденное вызывает немало вопросов: «Что это?», «Зачем?», «Какое?», «Для чего?» и, наконец, Почему?». На такие вопросы родителям нужно отвечать вполне серьёзно и по возможности доступно. Особенно надо дорожить детскими «Зачем?», «Отчего?», «Почему?». Эти вопросы ребят показывают, что их ум требует раскрытия связей явлений, осмысления закономерностей природы. Обратите внимание детей на такие связи в природе: солнце выше на небе – день длиннее, больше света и тепла – всё тронулось в рост, ветер с запада приносит дожди, северный – похолодание и т. д.
Много полезного и интересного о природе дети найдут в книгах М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого и многих других писателей. Кроме того, есть специальная справочная и научно-популярная литература, которая в краткой, доступной форме рассказывает о самом важном. (Обзор книг.) Если ребёнок действительно любит природу, то он с интересом познаёт её: старается запомнить названия необычных растений, узнать, откуда и куда течёт речка, изучает историю своего края и чем он богат. Он любит всё прекрасное, что есть вокруг: леса, луга, реки, болота, деревья, травы, мхи, цветы, каждую птичку и каждого зверя, бабочек и букашек, лягушек и рыб – всё, что называется природой.
Природа – основной источник достатка и благополучия людей. Давайте вместе подумаем и заполним схему «Что даёт природа человеку».

животных стройматериалы одежду
чистый воздух лекарственные растения
чистую почву возможность трудиться
чистую воду ПРИРОДА возможность познавать
пищу возможность отдыхать
полезные ископаемые возможность наслаждаться красотой

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Ведь в нашей жизни ещё много негативных примеров принесения вреда природе. В поле зрения ребят постоянно находятся мусорные свалки, загрязнённые водоёмы и почва, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т. д. Ребёнок воспринимает всё это как привычную картину окружающего мира.
А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные места.
Надо срочно что-то предпринимать, чтобы наши дети могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Для этого, прежде всего надо воспитывать в детях человечность, т. е. доброту, ответственное отношение и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг, учить правильно вести себя в природе. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Ведь чувством любви к природе наделён далеко не каждый, поэтому оно нуждается в развитии. Родители должны быть первыми проводниками детей в природу. Постарайтесь преподнести ребятам уроки доброты, честности, уважения к природе.
Важнейшими показателями сформированности экологической культуры у детей являются следующие:
1. Проявление ребёнком интереса к объектам природы, условиям жизни растений и животных, попытки их анализировать.
2. Готовность ребёнка участвовать в охране природы.
3. Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое отношение к ним.
4. Выполнение правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку.
5. Способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями для окружающих людей, природной среды, самого себя.
6. Наличие экологических знаний, умений, навыков и потребности в их расширении.
7. Умение видеть и понимать прекрасное.
8. Способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
В воспитании экологической культуры помогает мне экологические праздники. Дети любят участвовать в подобных мероприятиях, это их привлекает. Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о своей любви к природе, о правилах поведения в лесу своим сверстникам (учащимся начальной школы), что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры среди школьников.
Давайте вместе будем учить детей беречь нашу Землю. Ведь завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Категорія: Класні виховні заходи | Додав: (28.05.2013)
Переглядів: 1997 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!