Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" [ Додати статтю ]

Формирование познавательной активности младших школьников

Формирование познавательной активности младших  школьников

 

Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то,  чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться,  то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.

              Из чего же состоит это умение?

       Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков. Эти  действия специфичны не по содержанию, а по выполняемой ими функции: познава-

тельные  средства.                      

        В умение учиться входят  действия:

 *общедеятельностные;

 *составляющие приемы логического мышления;

 *специфические, характерные для какой-то  конкретной предметной        области.

         Учитель начальной школы должен, прежде всего,  научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения материала.

        Познавательная деятельность формируется, активизируется в процессе жизни человека. Ребенок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных средств. Учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформировались ли они у него в дошкольный период.

        На уроках стараюсь давать учащимся такие задания и задачи, которые

направлены на развитие познавательных процессов:

   -умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

   -находить закономерности, строя простейшие предположения;

   -проверять их, делать выводы;

   -иллюстрировать их на примерах.

               Задания на развитие внимания.

         К заданиям этой группы  относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей.

        На столе стоят 5-6 игрушек. Ребята внимательно рассматривают их,

закрывают глаза. В это время  игрушки меняю местами. Ребята открывают глаза, ищут, что изменилось.

    Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания младших школьников: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

         Задания, совершенствующие воображение.

    Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

*составление из счетных палочек различных геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника…);

*деление геометрической фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной геометрической фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

*определение взаимного расположения фигур: внутри,  вне,  на.

                Задания, развивающие память.

      Игра «Запомни изученные слова».

      Называю слова:  математика, круг, считать,  столько же, налево, направо, после, квадратный, вверху,  седьмой, прямоугольник. Один ученик называет слова, который запомнил, остальные считают их количество. Дети добавляют неназванные слова.

     Выполняя такие упражнения, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развиваются смысловая память, восприятие и наблюдательность.

                       Задания, развивающие мышление.

      Приоритетное внимание на уроках математики в начальной школе уделяется развитию мышления. С этой целью стараюсь давать учащимся задания, которые не требуют вычислений, однако учат строить правильные суждения, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

      Для формирования умения анализировать, использую следующие задания:

на установление временных отношений,  отношений равенства и неравенства, пространственных отношений.

      Умение сравнивать формируется при выполнении заданий, в которых необходимо искать сходство и различие между двумя предметами, между группами предметов на одном рисунке, между группами предметов на двух рисунках.

     Обобщать и делать выводы учат логические задания:

- на нахождение и использование закономерности,

- на поиск признака отличия одной группы геометрических фигур,

- на отыскание нескольких возможных решений путем перебора всех комбинаций, удовлетворяющих условию задачи.

      Систематическое использование таких заданий на уроках  будет способствовать как более глубокому усвоению программного материала, так и развитию поэнавательных воэможностей детей, расширению их кругозора и интеллектуального уровня.

 

http://igirpet.21416s10.edusite.ru/

Категорія: "Методична скарбничка" | Додав: [ADM]Irina (03.07.2009)
Переглядів: 2314 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!