Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" [ Додати статтю ]

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Министерство образования и молодежной политики ЧР

Урмарский районный отдел образования и молодежной политики

Муниципальное образовательное учреждение

«Шоркистринская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

на тему

 

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель начальных классов Степанова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Шоркистры – 2007


Содержание 

 

1.Введение.

2.Работа над техникой чтения.

3.Упражнения для совершенствования техники чтения.

4.Резервы обучения чтению.

5.Игры по обучению чтению.

6. Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной  школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов  старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются  причинно- следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.     

 

 

 

 

 

 

Работа над техникой чтения.

1.В детях надо пробуждать любовь к чтению.

2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

5.В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

6.Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

7. важно росить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

9.На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

10.Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

11.Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

12.Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

13.Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

14.Чаще надо проводить выборочное чтение.

15.Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

16.Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

17.Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

18.Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

19.Инсценирование стихов, рассказов( Драгунского, Чуковского)

20.Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

21.Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.

 

Упражнения для совершенствования техники чтения.

 

1.     Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

гласные: А,О,У,Ы,И,Э.

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные:ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

2.     «Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать « столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок                                           город

перемена                                   лес

школа                                         дорога

книга                                          красивый

ручка                                         богатство

учитель                                     автомобиль

обучение                                   играть

3.Найди лишнее слово.   

Берёза                     Нож

 Цветы                     вилка

                                ложка

Осина                       тарелка

Опушка                    блюдце

Трава                        корова

Портфель                 чашка

 

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

Категорія: "Методична скарбничка" | Додав: [ADM]Irina (07.07.2009)
Переглядів: 8455 | Рейтинг: 3.4/26
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!