Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" | [ Додати статтю ] |
Продолжение 4. Чтение «Спринт» На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении. Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко. Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке: 1-раз- медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов; 2-раз- повторное прочтение без учителя; 3-раз-плавное, слитное чтение слов; 4-раз- чтение в темпе разговорной речи; 5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове; 8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки. По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут. Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка: 1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом. 2.Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком. Также проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения. ..Не надо торопить детей при жнонии, нужно учитывать возможности каждого ребёнка. им интересно читать.иями, сочинениямисоставлен Резервы обучения чтению. 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами , а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно , через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения. 2. Жужжащее чтение. Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. 3.Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга( художественная книга с закладкой). И любой урок- будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок. 5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин. 4. Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. 5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения- это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям. Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном. Игры по обучению чтению. 1. Помоги слову найти последнюю букву. Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы. СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово. 2.Слог или слово. Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова. Например: САД МАК СОН ШУМ КРО ЛУЧ ШКИ НИТ 3.Каждому слову - свой слог Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её. Оборудование: касса букв и слогов. 4.Поймай выделенное слово. Описание игры:на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов , близких к нему по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком. Например: ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса ЛАПА липа, лапа, папа, лиса 5. Слово или не слово ? Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом. Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой , если на карточке окажется слово , либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом. 6. Дежурная буква. Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву. 7. Найди слово. Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем. 8. Подбери слова. Оборудование: карточки слов. Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом- имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов. БАНТ ВЫСОКОЕ РЕКА СИНИЙ КНИГА ГЛУБОКАЯ ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево. 9. Что изменилось? Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым. 10.Найдём ошибку. Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны:»Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик. 11.Читатель «молния». Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности , в которой они были записаны на доске. Список использованной литературы. 1. В.В.Васильева. Занимательное азбуковедение. –М., 2001. 2. Н.Н.Максимук. «Игры по обучению грамоте и чтению.» - М.ВАКО, 2004. 3. Начальная школа.2000г.№9. 2001г.№5 2003г.№7 20004г.№1 | |
Переглядів: 2283 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |