Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" [ Додати статтю ]

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Продолжение

 

4. Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения:  тренировка в  скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и  выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-раз- медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2-раз- повторное прочтение без учителя;

3-раз-плавное, слитное чтение слов;

4-раз- чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2.Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни:  глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

 

Также проводить  ежеурочные  пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.

 

 

 ..Не надо торопить детей при жнонии, нужно учитывать возможности каждого ребёнка. им интересно читать.иями, сочинениямисоставлен

   

 

 

 

 

 


Резервы обучения чтению.

1.     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что  постоянно перед глазами , а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно , через определенные промежутки времени проводить  с ними небольшие по объёму упражнения.

2.     Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3.Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга( художественная книга с закладкой). И любой урок- будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.

4. Чтение перед сном.

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения- это такой режим , когда ребёнок  прочитает одну-две  строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром  прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр  диафильмов проводить перед сном.


Игры по обучению чтению.

 

1.     Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО            З

ГЛА             М

СТО             К

ГРО              Н

КРИ              Л

ПЛО              Б

ГРИ               В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2.Слог или слово.

Описание игры: учитель записывает на доске  трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например: САД

                    МАК
                     РОТ

                     СОН

                     ШУМ

                      КРО

                      ЛУЧ

                      ШКИ

                      НИТ

3.Каждому слову - свой слог

Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят  в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование: касса букв и слогов.

4.Поймай выделенное слово.

Описание игры:на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово  и несколько слов , близких к нему  по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово  и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

Например:

ЛИСА                   липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК                       лук,лак, сук,мак, рак, лак

ЛАПА                    липа, лапа, папа, лиса

 


 5. Слово или не слово ?

Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.

Описание игры: учитель показывает карточку  с написанным  на ней словом  или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой  схемой , если на карточке  окажется слово , либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке  не является словом.

6. Дежурная буква.

Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал  слова на заданную букву.

7. Найди слово.

Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен  найти в указанном столбике слово, названное учителем.

8. Подбери слова.

Оборудование: карточки слов.

Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом- имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

БАНТ                         ВЫСОКОЕ

РЕКА                          СИНИЙ

КНИГА                       ГЛУБОКАЯ

ДЕРЕВО                      ИНТЕРЕСНАЯ

Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

9. Что изменилось?       

Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

10.Найдём ошибку.

Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны:»Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок  продолжает другой ученик.

11.Читатель «молния».

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова  закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности , в которой они были записаны на доске.

 

Список использованной литературы.

1.     В.В.Васильева. Занимательное азбуковедение. –М., 2001.

2.     Н.Н.Максимук. «Игры по обучению грамоте и чтению.» - М.ВАКО, 2004.

3.     Начальная школа.2000г.№9.

                                    2001г.№5

                                    2003г.№7

                                    20004г.№1

 

http://alena.21416s10.edusite.ru/

Категорія: "Методична скарбничка" | Додав: [ADM]Irina (07.07.2009)
Переглядів: 2283 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!