Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Класні виховні заходи | [ Додати статтю ] |
Лесная аптека Внеклассное мероприятие по окружающему миру Зелёная аптека Есть в травах и в цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. Вс. Рождественский
Учитель. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему лес называют «зелёной аптекой». (Слайд 1,2) 1-й ученик: Как не хочется болеть, Уколы делать и компресс. Глотать противные таблетки И горькие микстуры пить. Но есть спасительное средство, И не в лекарствах, а в лесу: Зайди в «зелёную аптеку». С ней все болезни по плечу. Учитель. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно. Постепенно учёные изучали свойства разных растений и теперь используют многие из них для приготовления лекарств. Заглянем в «зелёную аптеку» и познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Узнать, о каком растении пойдет речь, поможет загадка. Я из крошки бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) Учитель. (Слады о дубе) Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью, как дуб. Без разрешения жрецов нельзя было нанести ему какой-либо вред. Послушайте стихотворение. Каким вам представился дуб? 2-й ученик: На горе высокой дуб растёт могучий, И над ним несутся бури, громы, тучи. Простирая ветви к солнцу и лазури, Он растёт и крепнет, отражая бури. А внизу оврага, вечно молчаливом, Пробегает речка шумно-говорливо. И из этой речки корни тянут влагу, Чтоб доставить дубу силу и отвагу. Учитель. Каким же вы представили дуб? Особую славу дубу принесла его кора. Приготовленным из неё отваром полощут рот и горло при воспалительных процессах, используют при лечении ожогов. Лечебными свойствами обладают и плоды дуба. Их применяют при лечении желудочно-кишечных заболеваний. Злая, как волчица, Жжётся. Как горчица! Что за диво? Это же …(крапива) Учитель. (Слайды о крапиве) Русское название крапивы происходит от древнерусского слова «коприна» - шёлк. Из её стеблей получали волокно для выработи тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомним сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей? Крапива – лекарственное растение. Она может остановить кровотечение, вылечить простуженное горло. Из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. У русского народа сложено немало поговорок о крапиве. ( Слайд с поговорками) Жгуча крапива родится, да в щах пригодится. Одна крапива заменяет семерых врачей. Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка) Учитель. (Слайды о ромашке) Образ ромашки ассоциируется с образом скромности, красоты, доброты и стойкости. Наверное у всех народов принято гадание на ромашке «любит-не любит». Ромашка – древнейшее и популярнейшее у многих народов лекарственное растение. 3-й ученик: Если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар. А ещё ромашка применяется при желудочных заболеваниях, при аллергии. Даже ночью муравьишки Не пропустят свой домишко. Путь-дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят. (Ландыши) Учитель. (Слайды о ландышах) Этот грациозный цветок присутствует в легендах разных народов: фонарики гномов, слёзы царевны, рассыпавшиеся бусы Белоснежки. С лечебной целью у ландышей используются листья и цветки. Но плоды ландыша – шаровидные красные ягоды – ядовиты, так, что будьте осторожны. Все части ландыша содержат сильные вещества сердечного действия. Ландыши имеют дурманящий запах, поэтому, когда вы срываете цветы и приносите их домой, через некоторое время у вас может закружиться и заболеть голова. Так что не надо рвать ландыши. Они выглядят гораздо красивее в полумраке леса. 4-й ученик: Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. 5-й ученик: Природой бережно спелёнатый, Завёрнутый в широкий лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку. Учитель. Вам следует помнить, что неблагоприятная экологическая обстановка, вырубка лесов сильно сократили естественные заросли этого растения. В результате назрела необходимость взять ландыш под охрану и занести его в Красную книгу. Тонкий стебель у дорожки. На конце его серёжки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он, как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник) (Слайды о подорожнике) Подорожник встречается везде: в садах, огородах, лугах. Его часто можно увидеть растущим при дорогах и тропинках. Отсюда и название. 6-й ученик: Вырастает подорожник. Лишь подходит срок, На земле сухой и твёрдой Около дорог. 7-й ученик: Если ты порезал руку Или ногу сбил, Он тебе залечит рану И прибавит сил. 8-й ученик: Стоек наш «мышиный хвостик» - На жаре в пыли. Эта сила и терпенье От родной земли. 9-й ученик: Помогая молча людям, Не боясь невзгод, Рядом с нами подорожник На земле живёт. Учитель. За ярко выраженные ранозаживляющие свойства в народе его называли «порезник», «ранник». По легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла. Но вскоре вернулась с листом подорожника и исцелила пострадавшую подругу-змею. Говорят, что будто этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения ран. Кроме того, подорожник помогает при лечении гастрита и язвенных ран желудка, применяется как отхаркивающее средство при кашле. Подорожник – ваш верный и надёжный друг. Я рассказала вам только о пяти лекарственных растениях. На самом деле выбор лекарств в «зелёной аптеке» богат и разнообразен. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. 10-й ученик: Вот ромашка от ангины, Горло ею полощи. Земляника от простуды, Чай скорее завари. Чистотел лицо отбелит, Волос вылечит лопух, Ландыш с мятой успокоит Тех, кто нервничает тут. 11-й ученик: Не забудь про подорожник, Пользы много от него: Он желудок нам полечит, Остановит даже кровь. Так что знай, какую пользу Нам принёс такой подход. День потратишь на природе – Будешь целый день здоров! Учитель. Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правила: (Слайд с правилами) · Собирать лекарственные растения нужно дальше от железных и авто дорог · Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много · Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее Каждый кустик и травинка, Корень, ягода, орех – Всё приносит пользу людям, Помогает от всех бед. Лес – богатство наше, знай! Береги и сохраняй! (Слайд последний о лесе) Обобщение. Уколова Л.В. Новотёпловская основная общеобразовательная школа | |
Переглядів: 2795 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |