Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

«Секреты родственных слов»

Речь учителя. (Слайд 5).Завели они как-то спор: кто из них родственник Зимы? Спорят и не могут договориться. Предлагаю им помочь. Вы согласны, что слова  мороз, холод, зима – родственные слова?

Речь учащихся. Предлагают возможные варианты ответов.

Речь учителя. Слова, близкие по значению, но с разным корнем не являются родственными. А чтобы Мороз и Холод не были одинокими, предлагаю найти им родственников. (Работа с карточками на доске)

Речь учителя. Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Родственные смело подбери слова.

М.розный,  х.лодный,  х.лодает,  морозец,  заморо.ки,  хол.дильник.

Распределите слова в два столбика. В первый столбик родственные слова к слову «мороз», во второй столбик к слову «холод».(Учащиеся выходят к доске и распределяют слова)

Речь учителя. Докажите, что сделали правильно.

Речь учащихся. Приводят в доказательство изученные правила. в

Речь учителя. Предлагаю записать слова  также в два столбика в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

(Самостоятельная работа учащихся)

Речь учителя. Проверяем, объясняем орфограммы.

Речь учащихся.  Объясняют орфограммы в словах.

Речь учителя. Встаньте, кто правильно написал все слова. Молодцы!

Обрадовались Мороз и Холод, помирились и полетели по своим делам (Слайд 6), а на память оставили синие снежинки  с новой группой родственных слов. Возьмите синие снежинки, переверните, и вы увидите стихотворение.

(Слайд 7)                      Проплясали по снегам

Вьюги и метели.

Воробьи снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

Речь учителя. Кто знает лексическое значение слова снегурки?

Речь учащихся. Возможные варианты ответов.

Речь учителя. Снегурки – это фигурные коньки. Снежинка одна на двоих, поэтому работать будем в паре с соседом по парте. Вам нужно  вместе найти все родственные слова в стихотворении и выделить корень.

(Тихо звучит фонограмма Чайковского, дети работают в паре.)

Речь учителя. Проверяем, назовите родственные слова и корень.

Речь учащихся. Называют слова, корень.

Речь учителя. Встаньте пары, которые нашли все родственные слова. Умницы! А кто из вас был внимательным и заметил еще один секрет корня?

Речь учащихся.  В корнях могут встречаться разные буквы.

Речь учителя. Правильно подметили. Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы Г и Ж заменяют друг друга.

Какие правила помогли вам правильно выполнить это задание?

Речь учащихся.  Называют изученные правила.

7. Физминутка

Повторяет правила по ЗОЖ.

Организует активный отдых.

Поддерживает эмоциональный настрой учащихся.

Поясняют, как нужно одеваться для лыжной прогулки.

Выполняют действия, которые называет учитель.

 

 

Речь учителя.  Зимушка очень довольна вашими знаниями, дружбой, поэтому приглашает всех на прогулку в зимний лес. На чем лучше отправиться, чтобы не потревожить покой лесных жителей?

Речь учащихся. В лес лучше отправиться на лыжах, они бесшумны.

Речь учителя.  Как лучше одеться для лыжной прогулки?

Речь учащихся. Возможные варианты ответы.

Речь учителя.  Почему?

Речь учащихся. Возможные варианты ответы.

Речь учителя.  Для активной прогулки нужно одеваться легко, потому что когда мы  будем двигаться, нам станет жарко.

Надеваем шапки, куртки,

Надеваем варежки,

Не забудем и про шарф,

Ведь мороз не маленький.

А теперь, встали на лыжи и пошли в лес. (Слайд 8)

 

8. Развитие речи.

Организует работу по развитию речи учащихся: учебный диалог, составление предложений, составление деформированных предложений.

Контролирует правильность составления предложений.

Проводит работу по формированию орфографической зоркости учащихся, закреплению полученных знаний по теме урока.

Составляют предложения по картине.

Восстанавливают деформированные предложения.

Самостоятельно списывают предложения в тетрадь.

Объясняют орфограммы в предложениях.

Определяют корень в родственных словах, доказывают правильность выбора.

Повторяют изученные правила.

 

Речь учителя.  Как  в сказку попали.…  Когда так говорят?

Речь учащихся. Возможные варианты ответы.

Речь учителя.  Составьте сказочные предложения о зимнем лесе.

Речь учащихся. Возможные варианты предложений.

Речь учителя.  Зимушка тоже приготовила для вас предложения, но разгулялась метель, и на месте предложений оказался большой сугроб. Поможем Зимушке?

Речь учащихся. Составляют первое предложение, второе.

Речь учителя.  Запишите предложения в тетрадь с красной строки.

(Самостоятельное списывание)

Речь учителя. Объясните орфограммы.

Речь учащихся.  Объясняют написания.

Речь учителя.  Найдите родственные слова в предложениях и выделите корень.

(Самостоятельное определяют родственные слова и выделяют графически корень.)

Речь учителя.  Назовите однокоренные слова и корень.

Речь учащихся.  Называют слова, корень.

Речь учителя.  Какими правилами пользовались?

Речь учащихся.  Повторяют изученные правила. (Слайд 9).

 

9.Обобщение по уроку:

a)       тестовое  задание;

b)       самопроверка;

c)       повторение изученных правил;

d)      дифференцированное домашнее задание;

e)      рефлексия;

f)        выставление отметок.

Поддерживает эмоциональный настрой учащихся.

Организует проверочную работу в виде тестовых заданий.

Объясняет порядок выполнения работы  самопроверку тестов.

Задает разноуровневое домашнее задание и объясняет его выполнение.

Проводит рефлексию и самооценку.

Выставляет отметки.

Слушают объяснения учителя по выполнению тестов.

Самостоятельно выполняют предложенные задания, а затем проверяют правильность выполнения с доски.

Слушают домашнее задание и выбирают один из предложенных вариантов.

Проводят самооценку настроения в конце урока.

 

        Речь учителя.  Наш урок-сказка подходит к концу.  «Сказка  - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам -  урок». Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что не только раскрыли секреты родственных слов, но и научились ими пользоваться.

Возьмите в руки «Письма для Зимушки» (Тесты), синие карандаши. Вам нужно найти правильный ответ в рамочке и украсить ее снежинкой. (Слайд 10 с тестом).

Первый вопрос:  что такое корень?

Второй вопрос:  что общего имеют родственные слова?

Третье  задание: выделите корень родственных слов.

(Ученики самостоятельно выполняют задание)

Речь учителя. Посмотрите на следующий слайд и проверьте правильность ответов. Кто выполнил верно, поднимите руку. Молодцы, значит, мы потрудились не зря. А те, кто допустил ошибку, дома повторит правила еще раз и завтра у него обязательно все получится. Последний сюрприз Зимушки  -  это снежинки с домашним заданием. Они у вас в дневниках. Найдите снежинки, их три. Вы можете выбрать задание себе по силам.

Большая снежинка – это трудное задание. Нужно найти лишнее слово из предложенных и составить предложение с одним из однокоренных слов.

Снежинка поменьше – задание легче. Нужно подобрать к предложенным словам однокоренные и также составить предложение с одним из слов.

Маленькая снежинка – самое простое задание. Нужно выделить корень в родственных словах и составить предложение с одним из слов.

Оцените свои силы и покажите, какое задание вы  берете. Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.

Речь учителя.  А теперь возьмите в руки «термометры настроений» и покажите, какое настроение у вас после сегодняшнего урока. Если у вас на сердце радостно, поднимите сердечко вверх. Если  грустно опустите вниз. Кто хочет высказаться?

Речь учащихся. Высказываются  по желанию.

Речь учителя.  На уроке вы зарабатывали льдинки за правильные ответы. Тот,  кто набрал себе шесть льдинок и больше, получает за урок отметку «отлично»; тот, кто набрал четыре или пять – четыре. Спасибо за урок.

 

Солонко Т. В.       г. Барабинск   СОШ №3

Категорія: Уроки | Додав: [ADM]Irina (23.07.2009)
Переглядів: 4664 | Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!