Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Увлекательный мир языка и поэзии. Развитие интереса к поэтическому слову

Тема: Увлекательный мир языка и поэзии. Развитие интереса к поэтическому слову.
Цели урока:
• сформировать знания о рифме;
• отрабатывать навыки выразительного чтения, самостоятельного подбора рифм и рифмования стихотворных строчек;
• познакомить с творчеством С.В. Михалкова
• развивать и обогащать речь учащихся;
• развивать внимание, творческое воображение;
• воспитывать интерес к предмету и культуру общения.

Оборудование: ДВД-диск с мультфильмом «Незнайка - поэт», индивидуальные карточки, портрет С.В. Михалкова, виставка книг, запись музики, рисунки к произведениям писателя, предметные картинки.

                                                        Ход урока:
І. Организация класса. Психологический настрой.
За работу мы возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1.Вводная беседа:
- Дети, что делает учитель? (Учит)
- А врач? (Лечит)
- А художник? (Рисует)
- А что делает поэт? (Пишет стихи)
- А каких поэтов вы знаете?
2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами превратимся в поэтов. Нам придется читать, говорить, высказывать свои мысли, советоваться с товарищами. Речь ваша должна быть четкой, выразительной.
Для этого проведем небольшую разминку
ІІІ. Работа над темой урока
1. Речевая разминка

а) артикуляционная гимнастика:
– движение языка по верхним зубам (лево-право) два раза;
– движение языка по нижним зубам (лево-право) два раза;
– круговые движения языком (лево-право) два раза;
– цоканье под счет в заданном темпе;
– «улыбка»-«трубочка» (несколько раз)
б) дыхательная гимнастика
вдох – носом
выдох – ртом,
вдох – ртом,
выдох – носом.
вдох - носом,
выдох – ртом с произношением гласных звуков.
2. Создание проблемной ситуации.

а)Работа с индивидуальными карточками.
- Прочитайте два отрывка из произведений.
– К какому жанру относится первый отрывок? Второй?
– Чем стихотворение отличается от рассказа? (Рифмой)
– Что такое рифма?
3. Определение значения слова «рифма». (Работа представителей «Информационного бюро»).
Прочитать по словарю Даля: рифма – это однозвучие конечных слогов в стихах.
По словарю Ожегова: рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
4. Просмотр отрывка из Мультфильма «Незнайка - поэт».
5. Практические упражнения в подборе рифмы.
а) Упражнение «Подбери рифму к слову» (работа с предметными картинками)
Кот, .............................................
Кружка, .......................................
Книжка, ......................................
Муха, ..........................................
Зайка, .........................................

б) Упражнение «Закончи стихотворную строчку».
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам ________;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно ______.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят _______?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, _____.

У меня печальный вид -
Голова моя ________,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это - ______.
Не румяный гриб
в лесу,
А поганый грипп
в ______!

в) Расположение стихотворных строк в правильном порядке.
Упражнение «Мозговой штурм». (Работа в паре)

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

6. Гимнастика для глаз – релаксация.
Комплекс упражнений на море
(Занятие для глаз, желательно выполнять под спокойную музыку.)
1. "Горизонт"
o Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (на море) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
o Повторяем линию горизонта справа-налево.
2. "Лодочка"
o Чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
o Повторяем движения в другую сторону.
3. "Радуга"
o Чертим «радугу» (дуга кверху), глаза повторяют движение, голова прямо.
o Повторяем движения в другую сторону.
4. "Солнышко"
o «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
o Повторяем движения в другую сторону
5. "Пловец плывет к берегу"
o Правую руку ставим вперёд, смотрим на кончик пальца.
o Медленно приближаем кончик пальца правой руки к носу, а левую руку ставим вперёд.
o Повторяем упражнение с левой рукой.
6. "Яркое солнышко"
o Зажмуриваем глаза, закрываем глаза ладонями, затем моргаем глазами.
7. Проверка домашнего задания
- Сегодня на урок вам было дано задание найти и познакомиться с произведениями С.В. Михалкова, а также нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям.
- С какими произведениями вы познакомились? (Чтение стихов поэта наизусть)
Какой вы можете сделать вывод: С.В. Михалков был поэтом или писателем?

8. Рассказ учителя о творчестве поэта.
Знакомство с творчеством Михалкова (биография).
- Сергей Михалков работал во всех литературных жанрах, кроме романа.
С. В. Михалков родился в Москве. По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. В журнале «На подъёме» публикуется первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков работает на ткацкой фабрике, в геологической экспедиции. Публикуется в журналах: «Огонёк». Выходит первый сборник стихов.
Выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа»; С. Михалков поступает в Литературный институт. В тот период были опубликованы ставшие широко известными детские стихотворения «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «А что у вас?», «Про мимозу» и др..
Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работал над сценариями к фильмам и мультфильмам. Написал много сказок, басен, занимался переводами.

9. Выставка книг.

10. Работа со стихотворением « На прививку первый класс».
а) Чтение стихотворения учителем (можно использовать аудиозапись стихотворения)
б) Проверка первичного восприятия:
- К какому жанру можно отнести это произведение?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Можно ли этого мальчика назвать смелым?
в) Самостоятельное чтение стихотворения с заданием: Сколько раз в этом стихотворении повторяется слово укол? (три)
г)Упражнение «Шифровальщик». (Чтение слов с пропущенными гласными)
- Какие слова из стихотворения зашифрованы?
_к_л
пр_в_вк_
тр_с
п_рв_й
кл_сс
к_л_нк_
д) игра «Замени слово».
Учитель читает стихотворение с неправильными словами, а ученики называют правильные слова
е) нахождение рифмы в стихотворении «Прививка».
-Найдите в стихотворении С Михалкова пары слов, которые рифмуются.
ІV. Домашнее задание
Найти и познакомиться с произведениями С. Михалкова, написанными в других жанрах: сказки, басни, притчи.
V. «Проба пера». Презентация стихотворений собственного сочинения.
- Для настоящего поэта писать стихи – все равно, что дышать, жить. Известный поэт К.Д. Бальмонт писал:
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после, и потом
Откуда, сколько – я и сам не знаю.
Но я не размышляю над стихом.
И, право, никогда не сочиняю.
- Я знаю, что некоторые из вас пытаются писать стихи. (Ученики читают стихи собственного сочинения).
VІ. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
Кто старался на уроке,
Тот, конечно, молодец!
А теперь пора прощаться
Уроку нашему конец!

Категорія: Уроки | Додав: школярус (13.02.2011) | Автор: Коваль Наталья Борисовна E
Переглядів: 1599 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!