Тема: Увлекательный мир языка и поэзии. Развитие интереса к поэтическому слову. Цели урока: • сформировать знания о рифме; • отрабатывать навыки выразительного чтения, самостоятельного подбора рифм и рифмования стихотворных строчек; • познакомить с творчеством С.В. Михалкова • развивать и обогащать речь учащихся; • развивать внимание, творческое воображение; • воспитывать интерес к предмету и культуру общения. Оборудование: ДВД-диск с мультфильмом «Незнайка - поэт», индивидуальные карточки, портрет С.В. Михалкова, виставка книг, запись музики, рисунки к произведениям писателя, предметные картинки.
Ход урока: І. Организация класса. Психологический настрой. За работу мы возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться!
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1.Вводная беседа: - Дети, что делает учитель? (Учит) - А врач? (Лечит) - А художник? (Рисует) - А что делает поэт? (Пишет стихи) - А каких поэтов вы знаете? 2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами превратимся в поэтов. Нам придется читать, говорить, высказывать свои мысли, советоваться с товарищами. Речь ваша должна быть четкой, выразительной. Для этого проведем небольшую разминку ІІІ. Работа над темой урока 1. Речевая разминка а) артикуляционная гимнастика: – движение языка по верхним зубам (лево-право) два раза; – движение языка по нижним зубам (лево-право) два раза; – круговые движения языком (лево-право) два раза; – цоканье под счет в заданном темпе; – «улыбка»-«трубочка» (несколько раз) б) дыхательная гимнастика вдох – носом выдох – ртом, вдох – ртом, выдох – носом. вдох - носом, выдох – ртом с произношением гласных звуков. 2. Создание проблемной ситуации.
а)Работа с индивидуальными карточками. - Прочитайте два отрывка из произведений. – К какому жанру относится первый отрывок? Второй? – Чем стихотворение отличается от рассказа? (Рифмой) – Что такое рифма? 3. Определение значения слова «рифма». (Работа представителей «Информационного бюро»). Прочитать по словарю Даля: рифма – это однозвучие конечных слогов в стихах. По словарю Ожегова: рифма – это созвучие концов стихотворных строк. 4. Просмотр отрывка из Мультфильма «Незнайка - поэт». 5. Практические упражнения в подборе рифмы. а) Упражнение «Подбери рифму к слову» (работа с предметными картинками) Кот, ............................................. Кружка, ....................................... Книжка, ...................................... Муха, .......................................... Зайка, .........................................
б) Упражнение «Закончи стихотворную строчку». Вы послушайте, ребята, Я хочу вам ________; Родились у нас котята - Их по счету ровно ______.
Мы решали, мы гадали: Как же нам котят _______? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, _____.
У меня печальный вид - Голова моя ________, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это - ______. Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в ______!
в) Расположение стихотворных строк в правильном порядке. Упражнение «Мозговой штурм». (Работа в паре)
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку- забияку, Обезьяну, попугая - Вот компания какая!
6. Гимнастика для глаз – релаксация. Комплекс упражнений на море (Занятие для глаз, желательно выполнять под спокойную музыку.) 1. "Горизонт" o Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (на море) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. o Повторяем линию горизонта справа-налево. 2. "Лодочка" o Чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. o Повторяем движения в другую сторону. 3. "Радуга" o Чертим «радугу» (дуга кверху), глаза повторяют движение, голова прямо. o Повторяем движения в другую сторону. 4. "Солнышко" o «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. o Повторяем движения в другую сторону 5. "Пловец плывет к берегу" o Правую руку ставим вперёд, смотрим на кончик пальца. o Медленно приближаем кончик пальца правой руки к носу, а левую руку ставим вперёд. o Повторяем упражнение с левой рукой. 6. "Яркое солнышко" o Зажмуриваем глаза, закрываем глаза ладонями, затем моргаем глазами. 7. Проверка домашнего задания - Сегодня на урок вам было дано задание найти и познакомиться с произведениями С.В. Михалкова, а также нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. - С какими произведениями вы познакомились? (Чтение стихов поэта наизусть) Какой вы можете сделать вывод: С.В. Михалков был поэтом или писателем?
8. Рассказ учителя о творчестве поэта. Знакомство с творчеством Михалкова (биография). - Сергей Михалков работал во всех литературных жанрах, кроме романа. С. В. Михалков родился в Москве. По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. В журнале «На подъёме» публикуется первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков работает на ткацкой фабрике, в геологической экспедиции. Публикуется в журналах: «Огонёк». Выходит первый сборник стихов. Выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа»; С. Михалков поступает в Литературный институт. В тот период были опубликованы ставшие широко известными детские стихотворения «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «А что у вас?», «Про мимозу» и др.. Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работал над сценариями к фильмам и мультфильмам. Написал много сказок, басен, занимался переводами.
9. Выставка книг.
10. Работа со стихотворением « На прививку первый класс». а) Чтение стихотворения учителем (можно использовать аудиозапись стихотворения) б) Проверка первичного восприятия: - К какому жанру можно отнести это произведение? - Какие картины вы представляли, слушая стихотворение? - Можно ли этого мальчика назвать смелым? в) Самостоятельное чтение стихотворения с заданием: Сколько раз в этом стихотворении повторяется слово укол? (три) г)Упражнение «Шифровальщик». (Чтение слов с пропущенными гласными) - Какие слова из стихотворения зашифрованы? _к_л пр_в_вк_ тр_с п_рв_й кл_сс к_л_нк_ д) игра «Замени слово». Учитель читает стихотворение с неправильными словами, а ученики называют правильные слова е) нахождение рифмы в стихотворении «Прививка». -Найдите в стихотворении С Михалкова пары слов, которые рифмуются. ІV. Домашнее задание Найти и познакомиться с произведениями С. Михалкова, написанными в других жанрах: сказки, басни, притчи. V. «Проба пера». Презентация стихотворений собственного сочинения. - Для настоящего поэта писать стихи – все равно, что дышать, жить. Известный поэт К.Д. Бальмонт писал: Рождается внезапная строка, За ней встает немедленно другая, мелькает третья ей издалека, Четвертая смеется, набегая, И пятая, и после, и потом Откуда, сколько – я и сам не знаю. Но я не размышляю над стихом. И, право, никогда не сочиняю. - Я знаю, что некоторые из вас пытаются писать стихи. (Ученики читают стихи собственного сочинения). VІ. Итог урока. - Что нового вы узнали на уроке? Кто старался на уроке, Тот, конечно, молодец! А теперь пора прощаться Уроку нашему конец!
|