Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Деревья, кустарники, травянистые растения

Тема:   Деревья, кустарники, травянистые растения

Цель: продолжить формировать понятия «растение»,  закрепить понятия «дерево», «куст», «травянистое растение», расширить понятия о лиственных  и хвойных растениях, однолетних, двулетних и многолетних растениях; умение отличать эти растения; формировать умения сравнивать; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережно относиться к растениям.

Оборудование: рисунки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, распечатанные тексты «Кто главнее?» и «Пролесок» для каждого ученика.

 

                              ХОД УРОКА:

I.                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.

— Какой сегодня день?

— Какая сегодня погода?

— Как изменились растения?

II.  ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Беседа- размышление.

На прошлом уроке мы изучали строение растений.

— Назовите части растений.

— Какая часть (на ваш взгляд) главнее?

— Без какой части растение может прожить?

2.  Работа в группах. Использование технологии «Аквариум»:

а) класс делится на группы: «Корень», «Стебель», «Листья», «Цветок», «Плоды. Семена»;

б) чтение сказки «Кто главнее?» в группах (каждый читает свою часть)

 

КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?

Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.

Стебель  (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, - вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

Семена. Ваши пререкания пусты.

Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

3. Дискуссия.

  — Доказать, что ваша часть главнее.

  — Какое значение имеет каждая часть?

4. Выводы.

— Почему лист не может жить без корня?

— Какое значение имеет цветок для растения?

— Какая же часть растения самая главная?

III.         МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.               Отгадать загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.  (Ель)

        ***

Только тронь –

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.     (Крапива)

          ***

В лесах, возле речек живёт красота,

Красные бусы носит она.    (Калина)

(вывесить рисунки растений на доске)

IV.         АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

— Можно объединить эти растения в одну группу? Почему нельзя?

— На какие группы их можно разделить?

— Продолжите: кусты — это калина, ….; деревья — это ель, …..;   травянистые растения — это крапива, …….

V.             СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

VI.         ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.               «Мозговая атака»

Написать всё, что вы знаете о деревьях, о кустах, о травянистых растениях (задания распределить по рядам).

2.               Работа с текстом «Какие бывают деревья, кустарники, травянистые растения».

Используется технология «Джигсоу» («Мозаика»):

-   класс делится на группы; каждая группа изучает свою часть

текста;

-  образуются новые группы (по одному представителю от предыдущих);

- каждый в новой группе объясняет товарищам свою часть текста

(происходит обучение и закрепление нового материала).

 

КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Деревья.

Растения, имеющие один твёрдый деревянистый стебель (ствол), — это дерево.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – клён, берёза, дуб, осина, тополь, вишня, каштан. У них листья широкие. У хвойных деревьев листья узкие, похожие на иголки. Это хвоинки. Хвоя — изменённые листья. К хвойным деревьям относятся сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Деревья — это многолетние растения.

Кустарники

Растения, имеющие несколько твёрдых деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это сирень, калина, смородина, орешник, шиповник и другие. Листья у них широкие. У можжевельника листья узкие. Это хвоинки. Кустарники — это многолетние растения.

 

Травянистые однолетние растения

Однолетние травянистые растения живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры, гречиха.

Двулетние травянистые растения

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения.

 

Многолетние травянистые растения

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плодоносят и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника.

 

— Назвать существенные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений.

— Придумать и задать друг другу вопросы:

— Почему ………?

— Что общего……..?

— Чем отличаются……………?

3.               Практическая работа.

Распределить рисунки на 3 группы (каждой группе даётся пакет с рисунками растений по 5-6 видов из изученных понятий).

Ответ дать через 1 минуту. Отвечает командир.

4.               Диаграмма «Венна».

Работа в парах.

Сравнить берёзу и калину.

— Что особенного у каждого растения?

— Чем они отличаются?

— Чем они похожи?

(Можно опрашивать устно и доску не использовать)

VII.      ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

— Как отличить дерево от куста?

— По каким важным признакам растения делятся на 3 группы?

 

VIII.  РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

На нашей планете  много удивительных растений. С некоторыми мы знакомы с детства. Но всё ли мы о них знаем?

Например, о подснежниках – первых весенних цветах?

1.   «Мозговая атака»

— Написать, что знаете о пролесках (сначала самостоятельно на листочках, а потом на доске).

2.   Стадия усвоения.

Прочитать самостоятельно текст. Сделать пометки «знал» (+), «не знал» (-), «это меня удивило» (?)

 ПОДСНЕЖНИК

Самая главная красота и радость леса в период ранней весны — подснежники. Какие же они? Одни говорят, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие отрицают, что он золотист, как солнечный луч, а еще другие — что белый, как снег, который не успел еще растаять. И все будут правые. Потому что подснежниками часто называют любые цветы, что первыми появляются из-под снега, — временами даже раньше, чем он взойдет. Это и пролески, и ряст, и первоцвет...

Но есть среди них и собственно подснежник. Растет он в лесах Кавказских гор. Это маленькое многолетнее растение, которое выпускает ранней весной два длинных узких листка и цветочную стрелку с одним белым, хрупким, как будто пониклым цветком. Ее научное название — галантус— образовано от двух греческих слов, что в переводе значат молоко и цветок, и точно отображают цвет лепестков.

Издавна подснежник считался символом надежды. Древняя легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шел снег, и Ева замерзла. Чтобы утешить ее, несколько снежинок превратилось в цветки подснежника — вестника весны.

Подснежник имеет целебные свойства — лечит психические расстройства и охраняет от нечистой силы. Потому в Англии есть традиция сажать подснежники  около дверей домов.

3.   Пятиминутное эссе.

Учитель ставит два задания: написать одну вещь, про которую узнали на уроке по теме, и написать один вопрос, который остался для ученика нерешённым (это нужно для планирования следующего урока).

4.   Стадия размышления.

Вернуться к «Мозговой атаке»

— Что знали? Чего не знали? Что хотите узнать?

— Какой вывод сделаем?

«ПРИРОДУ НАДО ОХРАНЯТЬ!»

IX.         Домашнее задание.

Стр. учебника 111- 114, найти ответы на непонятные вопросы.

 

Збандуто Надежда Николаевна, учитель начальных классов общеобразовательной школы №65 г. Мариуполя Донецкой области

Категорія: Уроки | Додав: [ADM]Irina (28.03.2011) | Автор: Збандуто Надежда Николаевна
Переглядів: 23514 | Рейтинг: 5.0/4
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!