Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Человеческое «Я». Гордая гусыня (из народного юмора).

Тема: Человеческое «Я». Гордая гусыня (из народного юмора).

 

Цель:    продолжать формировать представление о разнообразных проявлениях жизни, о человеческих добродетелях и недостатках;             учить адекватно оценивать себя, свои поступки; воспитывать стремление к саморазвитию; моделировать жизненные ситуации и учить находить выход из них, делать выводы; формировать информационную, коммуникативную, социальную компетентности; развивать умение осмысливать духовные ценности, мораль, самосознание.

 

Оборудование: презентация с использованием ИКТ, листы-заготовки для описания своего характера; «чугунок»; 2 коробочки; тетради.

 

ХОД УРОКА

-Начинаем наш урок!

-Но прежде, давайте определимся, какой дорогой нам идти!

Каждому из вас сейчас предстоит самостоятельно выбрать эту дорогу.

 

(отметьте ваш выбор знаком )

 

·        Влево пойдешь, свое счастье найдешь. Трудно тебе придется. Друга потеряешь, себя изломаешь, назад не вернешься.

 

·        Вправо пойдешь, удачливым станешь, много повидаешь, чужие тайны узнаешь, душой очерствеешь, к людям охладеешь, смеяться разучишься.

 

·        Прямо пойдешь,  в пути измаешься, настрадаешься, но себя найдёшь,..

(озвучивание ответов)

             В жизни, как в сказке, вы выбираете по какому пути идти, как поступить и ваш выбор характеризует вас самих.

           Большинство из вас выбрали путь - прямо, нелегкий прямой путь, но будем надеяться, что каждый из вас сегодня на уроке найдет для себя полезное, нужное, то, что в жизни пригодится.

 

-Удачи! И в путь!

 

 

Слайд № 1

 

І.  Проверка  домашнего задания.

1. Беседа.

·        Что для человека является самым ценным?

·        Достаточно ли для человека иметь свой дом и пищу, чтобы быть счастливым?

·        От чего же зависит умение строить свою жизнь содержательно и     интересно?

2. Заслушивание устных рассказов  «Я хочу, чтобы моя жизнь…»

3. Беседа.

§  С жизнью какой известной личности мы познакомились на предыдущем уроке?

§  Что вы можете рассказать о Матери Терезе?

Слайд № 2,3,4

§  Какие из напутствий пришлось вам по душе?

ІІ. Актуализация опорных  знаний учащихся.

1.Чтение и обсуждение поучительной истории.

«Какие они бедные»

   Еще и не светало, еще и утренняя заря не занялась, как отец разбудил Сережку и сказал:

-         Идем в поле. Послушаем песню жаворонка.

    Сережа быстро встал, оделся, и они с отцом пошли в поле. Небо на востоке стало розовим, небосклон с каждой минутой светлел, звезды угасали.       Откуда-то с далекой нивы поднялся серый комочек и понесся ввысь. Вдруг он вспыхнул, будто огонек среди  небесной синевы, и в ту же минуту Сережа услышал удивительную песню. Будто над полем кто-то натянул серебряную нить, и огненная птица, прикасаясь к ней крылышками, рассыпает над степью музыку.

    Сережа затаил дыхание. Ему подумалось: а если бы мы с папой спали -жаворонок все равно бы пел?

-         Папа, - тихо прошептал  Сережа, - а те, кто сейчас  спят, не знают этой музыки?

-         Не знают, - ответил отец шепотом.

-         Какие они бедные…

·        Счастливы ли были отец с сыном в тот момент, когда услышали пение жаворонка?

·        В чем заключалось их счастье?

·        Почему рассказ получил такое название? Как вы его понимаете?

·        Можно ли прожить без удовлетворения от проделанной работы, без птичьего пения?

·        Какой будет жизнь без этого?

2. Беседа.

 - Что ощущали герои рассказа? ( радость, удовлетворение, гордость, счастье и др.)

- Как вы считаете , почему?

   ІІІ. Сообщение темы урока.

Жизнь человека- сложный механизм, который зависит не только от внешних условий, но и от внутреннего мира самого человека. Вот об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке!

ІY. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Дидактическая игра «2 коробочки».

Ребятам предлагается рассмотреть и сравнить 2 коробки;  одна из которых красивая, но пустая; вторая -самая обычная, но внутри у нее н\р кусочек мела, такой  нужный  и необходимый на уроках;

ВЫВОД: в жизни человека очень важно его внутреннее содержание;

Человек – это «коробочка» , сверток . И что у него внутри, можно узнать лишь пообщавшись с человеком, проследить его поступки и дела…

2.Самостоятельная работа.

Подбор к слову «Я» слов, которые ассоциируются с этим словом.

Слайд № 5

3. Рассказ учителя с элементами беседы.

- От чего зависит проявление человеческого «Я»?

- Можно ли, едва встретив человека сказать каков он, определить его характер?

- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

Рождается ребенок. Он только появился на свет, а уже нуждается в родительской любви и внимании. Сейчас, от родного окружения зависит, какие черты характера, привычки закладываются в ребенке. С возрастом на человека влияют друзья, знакомые, книги, музыка, живопись.

- Как вы думаете. принимает ли участие сам ребенок в формировании каких-то своих качеств, привычек, черт характера?

-Что мы называем человеческими добродетелями, а что недостатками?

    Процесс формирования человеческого "Я" не является процессом односторонним.

    Это постоянная работа над собой, саморазвитие и самовоспитание, самооценка человека.

Слайд №  6

- В результате самооценивания один человек остается доволен собою, а другой наоборот.

Слайд №  7

Y. Закрепление и осмысление знаний.

1. Работа по учебнику ( с.17).

Знакомство с содержанием юморески «Гордая гусыня»

Слайд №  8

2. Обсуждение содержания юморески.

-Почему гусыню назвали гордой?

- Что означают слова «гордый», «гордость»?

-Интересно, что раньше этому слову придавали значение «страшный», «ужасный».

- Самоуважение-это хорошо, но все должно быть в меру.

- Давайте выберем то значение слова «гордый», которое можно назвать положительной чертой характера человека.

Слайд №  9

3. Работа над пословицей.

Не хвали себя сам, пусть другие похвалят.

YІ. РЕЛАКСАЦИЯ.

Слайд №  10

YІІ . Обобщение и систематизация знаний.

1.Работа в тетрадях ( с.6)

2. Дидактическая игра «Какой я?»

Слайд №  11

3.Решение жизненных ситуаций.

-Как поступить, если:

Ø В автобусе вас сильно толкнули и наступили на ногу;

Ø Вы хорошо поработали, а вас не похвалили;

Ø Вас пригласили на день рождения, а у вас нет подарка;

Ø Вы обиделись на друга;

4. Дидактическая игра «Чугунок»

От решений и поступков зависит  куда наша жизнь идет. Важно, что у тебя на уме, но, пожалуй, поважне, каковы твои поступки, твоя натура. И характер человека не сложится за один день, он складывается всю нашу жизнь. И складываем мы его  сами.

 

-Наверняка, каждый из вас наблюдал как варит борщ мама.

-Что нужно, чтобы борщ получился вкусный?

-А бывают абсолютно одинаковые борщи у 2 хозяеек? Почему?

- Вот так и люди отличаются друг от друга, все зависит от того, что ты вкладываешь в свою жизнь.

-Всякий человек сам себе повар-сам готовит свой борщ, свой характер. Всю жизнь  кипит над огнем наш чугунок, готовится в чугунке наш характер, и мы сами подбрасываем в чугунок разные человеческие качества, которые мы приобретаем на протяжение  жизни.

 

-Давайте прямо сейчас «готовить» наш характер!

-Какие качества человека мы возьмем?

( дети на листах-заготовках пишут название  положительных качеств  человека, бросают их в «чугунок»)

-Если же вы нечаянно положите в свою похлебку что-нибудь не то, не переживайте, все поправимо!

-Просто отбросьте  все ненужное подальше!

-А не углядишь, это плохое так и будет проситься к тебе в чугунок!

-Всегда помни, что положишь, то и возьмешь!

-Приятного аппетита!

YІІІ. Домашнее задание.

1.Проработать статью ученика с. 17-18

2. Подготовить устное сочинение-размышление на тему «Что значит разрушать свое «Я»?».

ІХ. Итог урока.

Итоговая беседа.

Слайд №  12-14
 
Презентация находится здесь:
 
Категорія: Уроки | Додав: [ADM]Irina (16.02.2011) | Автор: Бусел И.С.
Переглядів: 2127 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!