Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола - Уроки - Вчитель вчителю - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола

Тема урока: Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола
Цели урока: повысить интерес школьников к изучению русского языка, убедить в практической ценности приобретённых знаний и умений;
проверить, углубить, систематизировать, закрепить знания учащихся по теме;
продолжить роботу по обогащению словаря учащихся;
способствовать выработке речевого слуха, лингвистического чутья;
воспитывать любовь к труду, чувства дружбы, ответственности за коллектив.
Тип урока: систематизации, обобщения знаний учащихся.
Оборудование: таблицы, дидактический материал, атрибуты игры, карты путешествия, билеты, юмористические рисунки.

                                                         Ход урока:
1.Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, задач урока.
1) Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке класс отправится в путешествие на паровозике по стране, название которой вы придумаете сами. А цель и задания игры – путешествия – проверить, углубить, систематизировать знания по теме «Глагол», убедиться в практической ценности приобретаемых знаний и умений.
Так как мы назовём нашу страну?
Учитель. Название страны прекрасное. А коль путешествовать мы будем в вагончиках, давайте начнем наш урок песней, в которой есть слова о вагончике. А задание вам всем такое: выписать из песни глаголы, записать их в столбик, разобрать два из них по составу. ( песня “Голубой вагон” ).
Учитель. В составе поезда три вагончика, в каждый из которых садится один ряд учащихся, по ходу путешествия вы будете выполнять ряд заданий. Задача каждого путешественника – активно работать на уроке, чтобы получить билет на следующий маршрут. Помогать совершить путешествие нам будет жюри в составе трех выпускников школы.
Если мы будем с заданиями стравляться, то поезд пойдет без задержек и вынужденных стоянок.
Выпускник. Наш поезд формируется на станции “ Глагол как часть речи”. Прочитайте, какие глаголы вы выписали из песни. Дайте определение глагола. (Учащиеся отвечают).
Выпускник. Паровозик прибыл на станцию «Не с глаголами». Как пишутся глаголы с частицей не? Как выполнено домашнее задание (Сделать таблицы).
Учащиеся, выходя перед классом, показывают таблицы «Не с глаголами».
1 ряд 2 ряд 3 ряд
не буду ненавидеть не был
не был недоумевать не дал
не могу негодовать не жил
не мог неволить не была
не хотел недомогать не жыла
не хочу неистовствовать не дала
не стану
не стал
Учащиеся делают обобщения.
Выпускник. Следующая остановка паровозика на станции, название которой дадите сами. (Учащиеся класса смотрят инсценировку «Инфинитив», которую подготовили сами заранее).
Автор. Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы и говорит:
- Эх, разве так надо спрягаться?
- А как? – спрашивают глаголы, - Покажи.
- Я бы показал, - сокрушается инфинитив, - только у меня нет времени.
- Время мы найдем, - обещают глаголы. – Какое тебе: настоящее, прошедшее или будущее?
- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте вспомогательный глагол.
Автор. Дали ему вспомогательный глагол. Спрягается вспомогательный глагол – только окончания мелькают:
Я буду знать ми будем знать
Ты будешь знать вы будете знать
Он будет знать они будут знать
Автор. А инфинитив и буквой не шевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – инфинитив. У него нет времени.
Выпускник. Как называется станция, на которой вы были?
Учащиеся. Неопределенная форма глагола.
Выпускник. Чем отличается неопределенная форма от других форм глагола? Обратите внимание на таблицу.
(Учащиеся отвечают)
Выпускник. Неопределенная форма довольно часто используется для составления планов работы.
Выполнить практическое задание – составить план работы по образцу. (Показывается таблица)
План на лето
1. Каждый день заниматься зарядкой.
2. Научиться играть в шахматы.
3. Поехать к бабушке в г. Днепропетровск.
Выпускник. Я сейчас прочитаю текст «Руки». Ваша задача: выписать глаголы, которые обозначают действие правой руки в один столбик, а действие левой руки – во второй столбик.
Какими грамматическими признаками различаются глаголы? Поставьте к ним вопросы.
Руки
Однажды первая рука сказала левой:
Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я все умею делать, а ты ничего. Я жну, кошу, сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, словом все делаю. А ты бездельничаешь.
На что левая рука ответила:
- Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнет меня упражнять – и я все сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.
/По А. М. Пешковскому/
Выпускник. Определили название станции?
Учащиеся. Виды глагола.
Выпускник. Что вы знаете о видах глагола?
(Учащиеся делают сообщения).
Выпускник.
В каком глаголе сто отрицаний? Определите вид глагола.
Учащиеся. Сто - нет. Несовершенный вид.
Выпускник. Наш паровозик следует до станции «Времена глагола». Какие три времени есть у глагола?
(Учащиеся делают сообщения о временах глагола, об их особенностях).
Выпускник.
Предлагаю практическое задание. Озаглавьте текст. Замените глаголы в форме прошедшего времени глаголами в настоящем времени. Что изменилось?
Текст (Напечатан на каждую парту).
Лето 1942 года. Военный, тяжелый год. Не за ягодами, не за грибами пришли ребята в лес. Мальчики /валили/ деревья, /прорубали/ просеку, девочки /обрубали/ ветки, /стаскивали/ их в кучи. /Болели/ руки, /ныла/ Спина. Но крепче /сжимали/ руки лопату. Насыпь /росла, росла/. Сорок ребятишек недалеко от Москвы /строили/ узкоколейную железную дорогу.
Лето 1943 года. /Бежала/ узкоколейка 25 километров пионерской дороги.
И, как равным, взрослые пожимали руки сорока юным строителям. И с алыми галстуками рядом сияли медали «За оборону Москвы».
(Из газеты «Пионерская правда»)
Выпускник. А теперь посмотрим, как мы используем глаголы для того, чтобы о чем-нибудь рассказать.
Из разговора друзей попробуйте узнать, кто был героем фильма, понять содержание фильма.
Пятиклассник Петя пришел домой после просмотра кинофильма. Глаза его блестели. Навстречу ему Игорь.
- Что, хорошая картина была? – спросил он.
- Ух, здорово!
- Что не здорово?
- Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом. Словом, ну, просто, здорово.
Вообще, так сказать, он сначала не знает, так здорово, что, понимаешь, никто не знает. А потом он-то уже знает, а они… Ну, в общем, здорово!
Но Игорь не понимал. Петя так и не сумел объяснить Игорю, что же так понравилось ему в кинофильме.
Выпускник. Итак, задания все выполнили успешно, поезд спешит к предпоследней станции. «Спряжение глаголов». Время нас поджимает, чтобы не выбиться из графика, четко выполним задание: осложненное списывание, на доске глаголы о труде, вставить пропущенные личные окончания глаголов, предварительно определить их снаряжение.
Как вы будете определять спряжением глагола?
(Учащийся делает сообщение).
Задание.
Пословицы о труде.
Труд человека кормит, а лень порт..т.
Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т.
Глубже вспаш..ш.. – больше возьмеш..
Выпускник. Есть в русском языке так называемые разноспрягаемыеглаголы. Правильное их употребление часто нарушается учащимися. Выполните задание:
Найдите ошибки в употреблении глаголов.
1. «Все равно я всех победю и тебя защитю!» - твердо сказал малыш.
2. «Я тебе докажу и убежу тебя, что в данном случае прав я».
3. Спортсмен бил убежден, что он выздоровит.
4. Киномеханик 3 раза в неделю ездит в город за новым фильмом.
Выпускник. Читаем исправленные предложения. Молодцы! Но я вижу там, среди глаголов, оживление. Глагол «знать», вы нам хотите что-то сказать?
Глагол «знать» Дорогие Друзья! Чтобы правильно употреблять глаголы русского языка, начать борьбу против неправильного употребления глаголов. Неделю назад мы отправились в путешествие по нашей школе и собрали сведения по интересующему нас вопросу. Сейчас перед вами выступят ребята и расскажут о проделанной работе.
Слово имеет глагол «Бить».
(Рассказывает, где были ребята, что они увидели).
Выпускники просматривают тетради учащихся на уроке. Подводятся итоги урока, оценка знаний.
Задание на дом: Повторить наклонения глаголов по украинскому языку.
Опережающее задание:
Самостоятельно разобраться в наклонениях глаголов.

Водяницька Ірина Іванівна, вчитель Карабинівської ЗШ І-ІІІ ступенів Павлоградського району.

Категорія: Уроки | Додав: irinavodyanitska (28.01.2015) | Автор: Водяницька Ірина Іванівна. E
Переглядів: 1538 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!