Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Гласные и согласные звуки. Обозначение их условными знаками. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение колич

Тема: Гласные и согласные звуки. Обозначение их условными знаками. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение количества слогов.
Цель: закрепление слов по теме, развитие навыков связной речи. Различение гласных и согласных звуков, научить делить слова на слоги, определять количество слогов.
Оборудование: сигнальные карточки со знаками гласных и согласных звуков.

Ход урока:
 

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.

1. Повторение школьниками слов, обозначающих числа, дни недели, месяц (сегодня – вчера - завтра).

- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Какой сейчас месяц?
- Какое время года?
- Какая сегодня на улице погода?
- Какие дни недели вы знаете?
- Как называется третий, пятый, первый день недели?
- Какое число было вчера?
- Какое число будет завтра?
- Какие зимние месяца вы знаете? (летние, весенние, осенние)
- Какая пора года вам нравится больше всего?
- В какие игры можно играть зимой?
- Посмотрите в[а]кру[к] себя. Эт[ъ] наш класс. Что есть в нашем классе? Вот стол, стул. На стене висит… Наш класс большой, светлый.

ІІІ. Изучение нового материала.
1. Вступительное разъяснение.

- В русском языке, как и в украинском, звуки речи делятся на две большие группы. По-украински они называются «голосні та приголосні», а по-русски – гласные и согласные звуки. (Школьники повторяют: «Гласные звуки, согласные звуки»). Когда произносим гласные звуки, рот открываем шире. Воздух проходит через рот свободно. (Школьники повторяют за учителем гласные звуки: « [а], [о], [э], [и], [ы], [у] ». Согласные звуки произносим иначе: то губы сомкнём: « [б], [б’], [п], [п’] » и другие губные (дети повторяют), то кончик языка прижмём к зубам: « [д], [д’], [т], [т’], [л], [л’] » и др.).

2. Звуковой анализ слов.
* Учитель показывает рисунок, произносит слово дом, дети повторяют. Показывая схему под рисунком, учитель объясняет, что три клеточки в схеме обозначают, что в слове три звука. Школьники произносят звуки этого слова (важно проследить, чтобы согласные произносили без призвука гласного, не смешивая звук и букву).
* Ученики определяют звуки слова дом (гласные - согласные), рассматривают знаки для обозначения гласных и согласных звуков.
- обозначается гласный звук;
- согласный твёрдый;
- согласный мягкий.
* Дети рисуют схему слова дом.
* Учитель показывает на рисунке стол, предлагает детям повторить слово, называет звуки слова и объясняет звуковую схему. Школьники повторяют, рисуют в тетрадях схему слова.

ІV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!

3. Игра «Поймай звук».
- Учитель делит класс на три команды, показывает рисунок, произносит слова (гол - год), дети повторяют, членят слова на звуки. Одна команда произносит первый звук слова гол, вторая – первый звук слова год, а третья определяет, одинаковые ли эти звуки и т. д.
Вывод: в словах гол и год два первых звука одинаковые, а различаются они третьим.
(Можно проанализировать таким способом слова игра - игла).

V. Развитие навыка слогоделения, определение места ударения.
Учитель использует один из эффективных приёмов развития данного навыка – выстукивание ритма слова.
- Один удар значит, что в слове один слог, два удара – два слога и т. д.
- Прислушайтесь, какой из ударов более сильный? Так выделяют ударный слог. (Дети выстукивают ритм слова все вместе).
Мак, каша, молоко, дом, дерево, мама.

VІ. Итог урока.
- Что новое узнали?
- Что было самым интересным на уроке?

Категорія: Уроки | Додав: Tasya2488 (20.12.2015) | Автор: Шип Таїсія Олегівна E
Переглядів: 1494 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!