Конкурс "Найкращий читач року" - Загальношкільні заходи - Вчитель вчителю - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Загальношкільні заходи [ Додати статтю ]

Конкурс "Найкращий читач року"
 Сценарій районного конкурсу
 «Найкращий читач року»
 

Розробка Пахолок В.П.,
Бібліотекаря Мангуської ЗОШ №2
Мангушського р-ну, Донецької обл.

 Добрый день,уважаемые участники и гости сегодняшнего конкурса «Найкращий читач року»!
 Шелест книжных страниц
 Нам сопутствует в жизни повсюду:
 От бурлящих столиц
 До поселков у тихой запруды,
 От горячих низин
 От кудрей до седин-

 До просторов Полярного круга,
 Книга- нет у нас лучшего друга!
 Ведущий:
 Нет,наверное,человека, который не согласился бы с этим утверждением, хотя с горечью приходится признать, что из этого правила есть исключения.
 Люди делают друг для друга то, что хорошо умеют и могут.
Врач хочет, чтобы все были здоровы, учитель хочет, чтобы все все знали. Ф библиотекарь хочет, чтобы все научились читать. Но не всякий человек, обученный грамоте, становится читателем. Я знаю таких ребят, которые слышат каждое слово, каждый звук и вздох в поэтической строке. И знаю других- кто вообще ничего не слышит.
 Я давно работаю возле книг. Возле книг и людей, которые их читают. И один закон, одно неизбежное правило знаю наверняка:
НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ-ЗНАЧИТ,НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ.
 Надеюсь, что участники сегодняшнего конкурса- хорошие читатели и думающие люди. 
 (Слово предоставляется библиотекарю районной детской библиотеки).
Библиотекарь:
 Конкурс «Найкращий читач року» проводиться з метою заохочення дітей до читання, популяризації найкращої української та світової літератури для дітей. Він відбувається у шкільних, сільських, районних та міських бібліотеках.
 Шановні учасники конкурсу! Сьогодні ви повинні показати свою читацьку активність, продемонструвати вміння стисло й аргументовано висловлюватись про прочитане, показати свій загальний рівень ерудиції. А найкращий читач візьме участь у обласному етапі конкурсу.
 Бажаю всім вам успіхів!
Ведущий:
Итак, ребята, наш конкурс будет проходить в два этапа. На первом этапе каждый из участников расскажет о своей любимой книжке. На это вам отводится до 5-ти минут. А руководители детского чтения(библиотекари, учителя, родители) охарактеризуют конкурсантов как читателей (1мин.) Если у членов жюри возникнут вопросы , будьте готовы на них отвечать.
 А второй етап конкурса будет проходить в форме турнира эрудитов ,участвуя в котором, каждый учасник сможет заработать дополнительные баллы в свою копилку.
 Наш конкурс будет оценивать жюри в составе (объявляется состав жюри). Ребята, жюри у нас справедливое , поэтому рабо -тайте спокойно, не волнуйтесь, все ответы будут оценены объективно по 5-балльной шкале.
(Далее происходит жеребьевка и 7-8 участников один за другим выступают с рассказом о своей любимой книге (или книгах) Выступление может быть музыкальным, театрализованным и пр.
Ведущий:
Итак, прозвучало выступление последнего учасника и мы дадим жюри возможность подвести итоги первого этапа конкурса. А тем временем проведем игру « Заблудилась буква А» 
 ( На отдельных карточках раз мером 35 х 15 написаны слова, которые состоят из согласных. Надо в каждое слово вставить по 2-3 буквы «А» и отгадать слово. Отвечает тот, кто первым поднимает руку.)
 Мы обычные слова,
 Всех нас знает каждый.
 Мы содержим букву «А»
 Трижды или дважды.
 Иногда всего одну-
 Только не вначале,
 Но сегодня – ну и ну! –
 Все они сбежали. 
 Вот беда! Простыл их след,
 Где набраться прыти?
 Срочно дайте нам ответ,
 Их восстановите!
 Т Л С ( атлас), М Р К ( мрак, марка), ПЛТК (палатка), ПРГРФ (параграф), СТР (астра), СТКН (стакан), БРБН (барабан),
РССД (рассада), СТРХ (страх), ЛМЗ ( алмаз ).
Ведущий:
Как вы уже поняли, ребята, это была просто разминка и она не оценивается. А впереди начинается настоящее соревнование. Итак, приступаем ко второму этапу конкурса. Он будет проходить в формате « Турнира литературных эрудитов»
 Кто же такой эрудит? Энциклопедический словарь говорит, что эрудит – это человек, который имеет глубокие, разносторонние знания в различных областях и может дать ответ на сотни «зачем?» и «почему?». И вот на сегодняшнем турнире мы постараемся блеснуть своими знаниями и эрудицией. И первое задание под названием « ТВОРЦЫ». Каждый участник получает по 6 табличек, на которых написаны фамилии известных детских писателей, только буквы все перепутаны.Ваша задача: переставить буквы так, чтобы можно было прочитать фамилию писателя. На 
 выполнение задания дается 3 минуты. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Подписываем свои таблички и сдаем жюри на оценку.
 ОТАЕНЙКС ( НЕСТАЙКО), ОВОСН (НОСОВ ), 
ХКАЛОВИМ ( МИХАЛКОВ ), ТАРОБ ( БАРТО ),
РАДНЕНСЕ ( АНДЕРСЕН ), КРОФАН ( ФРАНКО ).
Ведущий:
Известный детский писатель Борис Заходер написал такие стихи:
 Мудрейшая птица на свете сова.
 Все слышит, но очень скупа на слова-
 Чем больше услышит, тем меньше болтает,
 Как этого многим из нас не хватает!
 Но ведь молчание – не всегда золото, особенно сейчас, когда мы проводим « ЛИТЕРАТУРНУЮ ВИКТОРИНУ»
На вопрос ведущего вы, ребята, можете отвечать, подняв руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. 
Тема викторины – творчество украинских писателей.
1.З якого твору взяті ці рядки, хто їх автор?
 « Душу й тіло ми положим за нашу свободу,
 І покажем , що ми , браття, козацького роду!»
 Державний Гімн України «Ще не вмерла України і слава, і воля», 
 Автор тексту Павло Чубинський)
2.Якому авторові належать такі рядки:
 «На щуку хтось бумагу в суд подав ,
 Що буцім би вона такеє виробляла,
 Що у ставу ніхто життя не мав:
 Того заїла в смерть, другого обідрала…»
 ( Леонід Іванович Глібов. Байка « Щука»)
3.Цей письменник народився на Херсонщині, вчителював у Дніпропетровській області та на Донбасі, працював над виданням підручників українською мовою. У 20-х роках переїхав до Праги ( Чехія ), де прожив до кінця свого життя. Тугу за рідною землею виливав у віршах:
 О краю рідний, моє кохання!
 Лани широкі, гір шпилі!
 О сльози рідної землі!-
 Вас не забути до сконання !
Назвіть ім’я цього письменника.
 ( Спиридон Черкасенко )
4. Назвіть прізвище автора та твір, з якого взято цей уривок:
 «Жив у Києві в неволі
 Ханський син, малий хлопчина,
 Половецького б то хана
 Найулюблена дитина…» 
 ( Микола Вороний. « Євшан – зілля». Ханського сина взяв у полон князь Володимир ) 
5.Назвіть справжнє ім’я та прізвище Олександра Олеся. Які твори цього письменника ви знаєте ?
 ( Олександр Іванович Кандиба. « Княжа Україна», « Печенізька облога Києва» та ін..) 
6.Цей видатний український письменник – гуморист писав у своїх спогадах: « Батьки мої мали дуже багато дітей і дуже мало грошей…». Справжнє його ім’я Павло Губенко. Назвіть його літературний псевдонім.( Остап Вишня )
7.Добро і правда, любов до України є головними темами у поезіях цього автора.
 « Можна все на світі вибирати , сину,
 Вибрати не можна тільки Батьківщину».
Хто написав ці крилаті слова із вірша « Лебеді материнства» ?
 ( Василь Симоненко. 1935 – 1963 р.р.)
8. З якого прозового твору наведено цей уривок:
 « Дід Антип глянув скоса на Павлика, сковзнув очима по горбу, незважаючи на який дід дуже любив хлопця. Але він знав, що за великим Павликовим горбом діти ще не вміють побачити чудового серця його, тому боявся, що пустуни зобидять хлопця…»
 ( Спиридон Черкасенко . « Маленький горбань») 
9.Вкажіть автора і назву вірша, з якого взято ці рядки:
 « І сниться їй той син Іван
 і уродливий, і багатий,
 не одинокий, а жонатий,
 на вільній бачиться, бо й сам
 уже не панський , а на волі…»
 ( Т.Г Шевченко. « Сон» )
10.З якого твору взято ці рядки, хто їх автор?
 «Федько сидить у себе на воротях, як Соловей – Розбійник на дереві і дивиться. Він усе любить або по кришах лазити, або на воротях сидіти…Не було того дня, щоб хто- небудь не жалівся на Федька: там шибку з рогатки вибив, там «синяка» підбив своєму «закадишному» другові…»
 ( Володимир Винниченко. «Федько-халамидник» )
11.Послухайте уривок з твору: «Лось був старий і бувалий самець, він уже звик до заповідника, у який потрапив із тайги, звик до людей і того, що його підгодовують…Коли пролунав постріл, то лось ще деякий час продовжував бігти вперед, а потім спіткнувся і упав на сніг…». Згадайте автора і назву цього твору.
 ( Євген Гуцало. « Лось»)
12.Твори цього відомого українського дитячого письменника перекладені англійською, французькою, іспанською, російською, грузинською та іншими мовами. «Пригоди Грицька Половинки», «Тореадори з Васюківки» - ці твори написав…
 (Всеволод Нестайко (1930р.н.)
13.З якого твору взято цей уривок. Назвіть також ім’я автора.
 «Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места. По смуглым лицам было видно, что все они закалены в битвах…Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»
 ( Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)
14.Чий це опис- портрет?
 «Такий школярик був гарнесенький, сумирненький, соромливенький, млявенький. Та ще й такий чорнобривенький, білолиценький, носик невеличкий, щічки круглесенькі, ще й чубок кучерями…»
 (Портрет Миколки з оповідання Архипа Тесленка «Школяр»)
Ведущий:
 Ребята, пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, мы продолжаем путешествие по книжному царству и разгадываем его загадки.
 Я думаю, что все вы любите тайны. Всегда интересно заглянуть на самую последнюю страничку книги или приоткрыть занавес, или смотреть на звездное небо и думать: а может на нас тоже кто-то смотрит с другой планеты? Вот и сей час нам предстоит ответить на вопрос: что же таит в себе
« Черный ящик» .
(Ведущий дает характеристику предмета, который лежит в «черном ящике». Тот, кто первым поднимает руку и дает правильный ответ, получает 1 балл ).
1. В «черном ящике» находится предмет, который мы ежедневно используем для хозяйственных нужд. Этот предмет есть у некоторых животных, и с его помощью они переносять своїх детенышей на большие расстояния. Назовите этот предмет
 (Сумка) 
2. Их применяли еще в ІІІ веке до нашей эры. На Руси они найдены при рас копке Гнездовских курганов Х века. Бывают бытовые, садове, портновские, медицинские, кровельные. Какой предмет лежит в «черном ящике»?
 ( Ножницы )
3.Этот предмет впервые появился в ХІІ веке. Его название в переводе с тюркського значит «черный камень». Бывает в деревянной или металлической оправе. По назначению различается: гримерный, канцелярський, чертежный, столярный. Во ІІ-й половине ХІХ века появляется механический. Назовите предмет, лежащий в «черном ящике».
 ( Карандаш )
4.Эта книга - один из древнейших памятников литературы. В ней собраны мифы о сотворении мира, исторические повествования, запись этических норм, религиозная поэзия. ЕЕ часто называют Книгой книг. Что находится в «черном ящике»?
 ( Библия )
5. Тот, кто изобрел это, был азартным игроком и не мог оторваться от карточной игры даже для приема пищи. Поэтому он придумал то, что сегодня очень популярно. Оно может бать различным по форме, холодным и горячим, с мясом, сыром, колбасой. Что лежит в «черном ящике»?
 ( Бутерброд, который придумал граф Сэндвич)
6.Этот предмет пришле к нам из Китая. Первоначально его долали из кожи, полотна, парчи, шелка. Затем его стали изготавливать из непромокаемой ткани, брезента. Сейчас он бывает разного раз мера: маленький и большой, для одного или нескольких человек, складывающийся в два или несколько раз. Назовите этот предмет.
 ( Зонт )
Ведущий:
« Черный ящик» открыл нам свои тайны, а тем временем наше уважаемое жюри подвело итоги предыдущих конкурсов и готово обьявить промежуточный результат нашого сражения.
(Представитель жюри конкурса объявляет результат).
Ведущий:
Ребята, мы продолжаем нелегкий путь на книжный Олимп. Вам предстоит продемонстрировать свою эрудицию в различных отраслях знаний. Надеемся, что ранее прочитанные книги помогут добраться вам до вершины. Итак, вас ждет задание: ответить на вопросы викторины
 « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Условия викторины: перед вами игровое поле, разделенное на несколько секторов. Каждый сектор - какая – то область знаний. Вращая волчок со стрелкой, мы выбираем сектор и отвечаем на вопрос из этой области знаний.
1.История 2.Литература. 3. Этика. 4. Основы здоровья. 5.Природа. 6.Спорт. 7.Наша Украина. 8. Искусство.
 ЗАДАНИЯ ПО СЕКТОРАМ
 ЭТИКА
 Этот человек родился в Малой Азии в 280-м году. С детства он не знал бедности , но очень жалем бедных людей, особенно детей. Поэтому ночью он часто носил к дверям нищих подарки: еду, одежду, игрушки. В зелом воздасте он приобрел славу чудотворца. Однажды он спас от смерти людей, которые плыли по морю, - он успокоил шторм. Еще он исцелял калек, слепых, больных. О ком идет речь? Какой праздник мы отмечаем 19 декабря?
 ( День Святого Николая, покровителя детей)
 ИСТОРИЯ
 30 лет правил на Киевском престоле князь Олег. Загадочным был этот человек, загадочной была его жизнь, и сохранилась легенда о его загадочной смерти. 
 Что вы знаете об этом?
 (Чародеи - волхвы предсказали Олегу, что смерть он примет от свого коня. Услышав пророчество, храбрый полководец Олег отказался от военных походов, а за своим верным конем приказал ухаживать до самой смерти. Когда Олегу сообщили, что конь его мертв, князь насмешливо воскликнул: «Лживым оказалось предсказание!» и отправился посмотреть на останки коня. Но корда он трону череп ногой, из него выползла змея и укусила Олегаю. Укус оказался смертельным. Олега стали называть Вещим )
 ЛИТЕРАТУРА
 Когда – то давным – давно на Востоке жил цар Шахрияр. Был он несметно богатым, но несчастливым, потому что собственная жена не уважала его. Царь велел казнить ее и возненавидел всех женщин. Он приказал каждый день приводить к нему девушку и каждой из них отру бать голову.
 Чем закончилась эта история и о каком произведении идет речь? 
( Это сборник арабских сказок « Тысяча и одна ночь».Дочь главного визиря Шахерезада пришла в покои к царю и начала рассказывать интересные истории, прерывая их на самом интересном месте. Так и прошли тисяча и одна ночь, и за это время цар не казнил ни одной девушки.)
 ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
 Эти вешества крайне необходимы для жизни человека. Сегодня их известно около 20-ти. Если в организме их достаточно, человек может долго работать, не утомляется и не раздражается. У него хороше зрение, красивая кожа, блестящие волосы, крепкие зубы. В переводе с латыни название Этих веществ означает « жизнь» - «vita».
 О чем идет речь ? ( Витамины )
 ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 
 Этот прибор был изобретен в начале ХVII века великим ученым Галилео Галилеем. С его помощью ученые и сегодня изучают звезды и планеты. Назовите этот прибор.
 ( Телескоп )
 С П О Р Т
 Назовите несколько фамилий знаменитых украинских спортсменов. (Братья Кличко, Бубка, Шевченко, Клочкова и др.)
 НАША РОДИНА – УКРАИНА
 Этот памятник архитектуры был сооружен во времена правления Ярослава Мудрого. По всей Европе ни одно сооружение ХI века не могло с ним сравниться. До сих пор сохранились старинные фрески и мозаики. Сегодня это всемирно известный музей – настоящая сокровищница древнерусской культуры, неисчерпаемый источник знаний о далеком прошлом нашего народа… О каком памятнике идет речь ? (София Киевская или Софийский собор )
 ИСКУССТВО
 Назовите несколько художественных фильмов, которые созданы как экранизации литературных произведений.
 ( «Пятнадцатилетний капитан» по роману Жюля Верна, «Приключения Электроника» по повести Велтистова, «Старик Хоттабыч» по повести Лагина, «Гарри Поттер» по серии романов Д.Ролинг и др.)
 ВЕДУЩИЙ:
 Итак, закончился конкурс «Что? Где? Когда?»Вы хорошо поработали и пополнили свои копилки новыми баллами. Пока наше жюри подводит итоги этого этапа конкурса, мы продолжаем турнир. ( Ведущий зачитывает стихотворение В.Кнышева «Муравей»)
В травке прыгает кузнечик,
Муравей спешит в свой дом.
 Он строитель и разведчик,
Сторож, грузчик, агроном…
 У него профессий много
 Муравьев ленивых нет.
Хоть и мал, уже в дороге,
Лишь приблизится рассвет.
Чтобы многого добиться,
 Я желаю вам, друзья,
 Трудолюбию учиться
 У трудяги – муравья!
 Вы славно потрудились,ребята. Недаром я прочитала это стихотворение, сравнив вас с трудолюбивыми муравьями.Как гласит пословица, «без труда не вынешь рыбку из пруда».
 И, наверное, сейчас наступил ваш «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
 За одну минуту каждый из вас должен составить сочинение – миниатюру на тему « Книга в современном мире», и в нем выразить своё мнение: нужны ли книги в современном мире или без них можно обойтись;как вы относитесь к компьютерной технике –помогает она вам или отвлекает; считаете ли вы время, проведенное за чтеним, его пустой тратой или пользой; любят ли читать ваши друзья, родители, и имеет ли книга будущее?
 Ответ должен быть устным и занять не более 1 минуты.
 (Жюри оценивает выступления участников по 5-балльной системе)
Ведущий:
Вот и завершился наш последний конкурс турнира эрудитов. Настало время подвести общий итог и объявить победителя конкурса « Найращий читач України -….год». Пока жюри готовится к объявлению результатов, мы разделимся на две команды и устроим БЛИЦ –ТУРНИР. Он, конечно же, будет шуточный и результаты учитываться не будут. « Блиц» в переводе с неметкого – «молния», а значит, ответы надо давать молниеносно. Если ответ на вопрос вы дать затрудняетесь, говорите :»дальше» и ведущий задает следующий вопрос. Всего для каждой команды подготовлен
 о по 20 вопросов.
 ( Выбор конвертов капитанами, жеребьевка, блиц-ответы)
Ведущий:
Я приглашаю всех участников занять свои места и для объявления итогов конкурса предоставляю слово председателю жюри (ФИО).
 НАГРАЖДЕНИЕ.
Ведущий:
Закончен конкурс. Назван победитель,
Во Львов поездка чудится вдали.
Он победил, но все мы не в обиде,
Ведь не теряли, а приобрели.
На конкурсе мы все переживали,
По-доброму завидовали тем,
Кто первыми с вопросом « отстрелялись»,
И впереди – свободы целый день.
Мы вместе много весело общались,
Как будто бы шагали налегке.
Друг друга мы отлично понимали
На украинском, русском языке.
Мы разные, но нас сдружила книга,
Возле нее,как возле очага, -
Становится теплее с каждым мигом,
И не страшны ни бури, ни снега.
Все в жизни будет: радость и невзгоды,
Нам дорог с книгой проведенный миг.
Так пополняй же, Книга, с каждым годом
Ты армию читателей своих!
 (Стихи В.Пахолок)

 Вопросы к БЛИЦ-ТУРНИРУ
  1 вариант
1.Площадка для игры в теннис ( Корт)
2.Прибор, увеличивающий изображение предмета в тысячи раз
 ( Микроскоп)
3.Картину « Богатыри» написал… ( Васнецов)
4.Первооткрыватель Америки ( Христофор Колумб)
5.В эту книгу занесены редкие и исчезающие виды животных
 (Красная книга)
6.Главная священная книга христиан ( Библия)
7.Человек, готовящийся к поступленню в ВУЗ (Абитуриент)
8.Прибор для ориентирования на местности относительно сторон света ( Компас)
9.Составитель музыкальных призведений ( Композитор)
10.В каком виде спорта применяется пенальти? ( Футбол)
11.Самая крупная в мире ягода ( Арбуз, тыква)
12.Природные фонтаны с горячей водой ( Гейзеры)
13.Головной убор из каракуля у военных называется…( Папаха)
14.Наука, изучающая животный мир ( Зоология )
15. Атмосферные осадки в виде льда называются… ( Град)
16.Движущаяся лестница в метро ( Эскалатор)
17.Отрезок времени, равный ста (100) годам ( Век)
18.Сколько планет насчитывает Солнечная система ? ( 9 )
19.Первый космонавт независимой Украины ( Леонид Каденюк)
20.Огромное животное, на которое охотились древние люди
 ( Мамонт )
  2 вариант
1.Портрет человека, написанный им самим (Автопортрет)
2.Повесть « Тореадори з Васюківки» написал…
 (Всеволод Нестайко)
3.Денедная единица США ( Доллар )
4.Одно из первых средств передвижения людей по воде (Плот)
5.Самая маленькая птичка в мире (Колибри)
6.Участок суши,со всех сторон окруженный водой (Остров)
7.Изображение овощей и фруктов на картине называется…
 (Натюрморт)
8.Самая длинная дистанция в беге называется… (Марафон)
9.В какой спортивной игре применяется самый легкий мяч?
 ( Пинг-понг или малый теннис)
10.Врач, который лечит детей, называется… (Педиатр)
11.Самая крупная и тяжелая птица ( Африканский страус )
12.Плавающая гора изо льда называется… (Айсберг)
13.Стеклянный резервуар для содержания рыбок (Аквариум)
14.Человек, выступающий в чью-либо защиту (Адвокат)
15.Одно из самих мелких в мире морей (Азовское)
16.Время вращения Земли вокруг собственной оси (Сутки-24ч.)
17. Самое большое морское млекопитающее ( Кит )
18.Коллекция из засушеннях растений называется… (Гербарий)
19.Продолжите пословицу: «Поспешишь… ( людей насмешишь)
20.Предмет, в котором человек видит свое отражение (Зеркало)
Категорія: Загальношкільні заходи | Додав: [ADM]Irina (03.02.2017) | Автор: Пахолок Валентина Петровна
Переглядів: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!