Разработала и провела
учитель начальных классов
(высшая категория,
«старший учитель»)
Запорожской гимназии №11
Лаврова Елена Сергеевна
ТЕМА УРОКА:
Глагол. Связь глагола в предложении с именем существительным. №528-544.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Расширять представления учащихся о глаголе как о части речи. Ознакомить со значением глагола, его ролью в предложении. Упражнять в умении ставить вопросы к глаголам. Формировать умение употреблять глаголы в речи по их лексическому значению. Развивать речь, обогащать словарный запас детей. Воспитывать внимательность, интерес к языку.
ТИП УРОКА:
Урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
І.Оргмомент (экран):
-Вот звонок нам дал сигнал – поработать час настал,
Так что время не теряем и работать начинаем!
ІІ.Мотивация
1.Слушание стихотворения (на экране – это же стихотворение):
-Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает - расскажет, чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет, или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам… (глагол).
2.Беседа:
-Что вы уже знаете о глаголе со 2-го класса?
3.Рассказ учителя о глаголе:
-А знаете ли вы, сколько раз в речи человек использует глагол? Учёные подсчитали, что глагол занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. «Глаголь» – старинное название буквы «Г». В старорусском языке было слово «глаголать» - значит «говорить, высказывать». Существует пословица: «Устами младенца глаголит истина» (экран). То, что непосредственно, без утайки, бесхитростно высказывают дети.
ІІІ.Сообщение темы, задач урока
-Сегодня на уроке мы начинаем изучать большой раздел «Глагол» (экран). Узнаем, что глагол обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего нужен в речи.
-Скажите, чем человек отличается от животного? (-Он думает, мыслит, говорит, пишет).
-Мы будем думать, рассуждать, мыслить, слушать, наблюдать, доказывать (экран). И все эти слова – тоже глаголы.
VI.Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Запись числа, темы урока в рабочие тетради.
2.Работа с учебником - с.87 упражнение 528.
-Рассмотрите рисунки на с.87 вашего учебника.
-Подберите слова для ответов на вопросы.
-К какой части речи относятся слова – ответы?
3.Работа над правилом с.87 – чтение учеником и хором.
4.Слушание стихотворения о глаголе (рассказывает ученик):
-Послушайте стихотворение о глаголе и скажите, о каком характерном признаке глагола идет речь? (О способности называть действия предметов)
-Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
5.Упражнение 529.
-Подберите ответы (устно).
-Слова какой части речи отвечают на данные в учебнике вопросы?
-С какой частью речи связаны? (С именем существительным).
-Запишите первые 3 словосочетания. Подчеркните в каждом из них подлежащее и сказуемое.
Вывод:
-Так каким членом предложения выступают глаголы? (Главным)
6.Работа над правилом с.88 – чтение учеником и хором.
7.Физминутка «Как живешь?» (показывает ученик):
Как живешь? – Вот так.
Как идешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Как ты спишь? – Вот так.
Как берешь? – Вот так.
Как даёшь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Как грустишь? – Вот так.
Как грозишь? – Вот так.
Как молчишь? – Вот так.
VII.Закрепление и осмысление знаний
1.Работа в парах (по карточкам) – упражнение в выделении глаголов среди других частей речи.
-Прочитайте тексты в ваших карточках на партах.
Текст 1. Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь!
Текст 2. Я раковину эту в коробке берегу.
Она лежала раньше в песке на берегу.
Текст 3. Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Текст 4. Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Текст 5. Вечеру дали бочку чернил.
Синие дали вечер чернил.
-К каким частям речи относятся выделенные слова?
-В каких случаях выделенные слова являются глаголами? Объясните свой ответ. (Обозначают действие и отвечают на вопросы глаголов).
-Выпишите в тетради выделенные слова с зависимыми от них словами. Укажите сверху над словом часть речи.
-Доменная печь, железо печь, в коробке берегу, лежала на берегу, не зная правил, мотоциклом правил, без белил, крыши белил, бочку чернил, вечер чернил.
2.Физминутка – дети следуют указаниям учителя:
Все легли спать.
Наступило утро.
Взошло солнце.
Подул ветер.
Закачались деревья.
Грянул гром.
Пошёл мелкий дождь.
А после дождя стало тихо, тихо.
3.Распределительный диктант.
-Запишите слова в три столбика – ИС, ИП, Г:
Весёлый, мечтать, улыбка, уйти, единый, добежать, трамвай, чёрный, еловый, расти, рассказ, радостный, ехать, обед, нести, аккуратный, ездит, есть.
-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание? Для этого подчеркните первую букву каждого слова. Что получили? (Утро вечера мудренее). Как понимаете пословицу? (Важные решения надо принимать на свежую голову, спокойно, не спеша, не на бегу).
VIII.Комментирование домашнего задания №531 – читает ученик.
IX.Итог урока
1.Мини – тест (экран):
Глагол – это…
Глагол отвечает на вопросы…
Глагол обозначает…
В предложении чаще всего бывает…
2.Рефлексия – слушание шуточного стихотворения.
-Мы начали изучать очень важную тему – «Глагол». Но вам не следует изучать эту тему так, как изучали её в шуточном стихотворении В.Воскобойникова «Я учу глаголы» (разыгрывают диалог два ученика):
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал, я и двигал,
Я и топал, я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю – наш сосед…
Он живёт под нами.
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед!
Никого в квартире нет!
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
|