Органы чувств. Гигиена органов чувств - Уроки - Вчитель вчителю - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Органы чувств. Гигиена органов чувств
Я и Украина
Разработка урока по теме :
«Органы чувств. Гигиена органов чувств»

Учитель начальных классов : Подорожняк Е.Н. Авдеевская общеобразовательная школа №7 Донецкой обл.

Цели: формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
прививать санитарно-гигиенические навыки;
развивать связную речь;
прививать навыки рефлексии;
воспитывать старательность, чувство ответственности.
Оборудование : цветные карточки на каждого ученика;
Таблица « Органы чувств», непрозрачные мешочки с разными предметами, тестовые задания для каждого ученика, лимон, яблоко, Сюжетные картинки « Времена года», бейжики с надписями « Лидер», « Скорая помощь».

Ход урока. 

1. Организационный момент.
- Поздоровайтесь с гостями.
- Что вы пожелаете всем присутствующим?
-Всем присутствующим желаем здоровья и добра.
-А теперь приступаем к работе.

2. Итоги наблюдения за природой.
- Наш урок мы начинаем с подведения итогов наблюдения за природой.
- Посмотрите на иллюстрации и выберете ту, которая соответствует нынешнему времени года.
- Что за время года? ( весна)
-Как изменяется природа с приходом весны? ( становится теплее, дни становятся длиннее, ярче светит солнце, на деревьях появляются почки и молодые листочки, зеленеет трава, распускаются цветы и т.д.)
- Что происходит с растениями?
- Какие изменения происходят в жизни зверей и птиц?
- Какие птицы уже прилетели?
- Что вы можете рассказать о весеннем дне?
- Кому нравится весна?
- Чем она вам нравится?
- Какую работу выполняют взрослые весной, а вы им помогаете?
- Откройте дневники наблюдений.
- Давайте обобщим ваши наблюдения за этот месяц.
- Сколько дней ясных? Пасмурных? Какие были осадки? Средняя температура воздуха?

3. Мотивация учебной деятельности.
- Пройдет еще немного времени, зацветут сады, чтобы порадовать нас своими дарами.
« Мозговой штурм»
- Что у меня в руке? ( яблоко)
- Какого оно цвета?
- Какой оно формы?
-Какое яблоко по размеру?
- Какой орган помог вам узнать, что яблоко круглое, зеленое , небольшое? ( глаза)
- Давайте попросим кого-нибудь определить вкус яблока.
- Какой орган помог определить вкус яблока? ( язык)
( звук колокольчика )
- Что вы услышали?
- Какой орган помог вам услышать звук колокольчика? ( уши)
- Что теперь у меня в руках? ( духи)
-Зачем их используют?
- Давайте попросим кого-нибудь их понюхать.
- Какой орган помог нам уловить запах духов? ( нос)
- Давайте сделаем вывод:
Глаза- это орган ….?(зрения.)
Уши – это орган …? ( слуха)
Нос – это орган …? ( обоняния)
Язык – это орган …? ( вкуса)
- Какие же органы помогли нам увидеть яблоко, почувствовать его вкус, услышать звук колокольчика, почувствовать аромат духов?
- Какой была бы наша жизнь, если бы мы не чувствовали вкуса, не смогли бы услышать музыку, не чувствовали бы аромата цветов, не видели своих друзей и близких людей? ( серой, пустой)
-Какая же роль отводится нашим глазам, ушам, носу , языку? ( видеть, слышать, чувствовать вкус )

4. Сообщение темы и целей урока.
- Чтобы определить тему нашего урока вы должны разгадать ребус.
Орнг + а – н + ыт – т чу + ВМС – м + т
( органы чувств) ( 5 )
- Как же называются все перечисленные органы? ( органы чувств)
- Обратите внимание на цифру 5.
- Что она означает? ( у человека 5 органов чувств)
- Давайте повторим. В конце урока вернемся к этому числу.
- Значит тема нашего урока- Органы чувств. Гигиена органов чувств.
- Как вы понимаете слово « чувства»?
-Подберите однокоренные слова, синонимы. ( почувствовать, чувствовать, ощущать)
- Что означает слово « гигиена»?( наука, которая изучает умение ухаживать за человеческим телом)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? ( рефлексия )
Сегодняшний урок поможет :
- Изучить органы чувств и умение за ними ухаживать.
- Научиться определять , при помощи каких органов чувств мы лщущуаем различные свойства предметов.
- Научиться работать коллективно.

5. Объединение в домашние группы , получение необходимой информации.
- В каждой группе выберем ответственного ( лидер)
- Вспомним правила и советы при работе в группах.
- Лидер следит за порядком в группе, определяет в каком порядке вы будете обмениваться информацией. Выставляет баллы.
- Давайте уточним, какие вопросы изучали группы.
1гр. Зеленые: Глаза – орган зрения.
2гр. Желтые : Уши – орган слуха.
3гр. Синие : Нос- орган обоняния.
4гр. Красные : Язык – орган вкуса.
- Каждый из своей группы быстро рассказывает все, что он выучил по данному вопросу. Члены группы дополняют, задают вопросы, вносят поправки. Затем все вместе обрабатывают дополнительную информацию по этому вопросу. Всем нужно прочитать, запомнить и пересказать.

6. Интерактивное упражнение « Мозаика» Изучение нового материала.
- По моему сигналу работа в группах заканчивается. ( 7 – 10 минут)
- Время вышло. Работа в домашних группах окончена.
- Возьмите карточки , на обратной стороне каждой записано число. Теперь мы объединяемся в группы по числам – экспертные группы.( 1, 2, 3, 4)
( Дети пересаживаются в экспертные группы по числам)
-В новых группах вы должны рассказать всю информацию, над которой вы работали в домашних группах. Задавайте вопросы, если что-то не понятно. Кому нужна помощь – поднимайте руки. ( 7-10минут)
( звуковой сигнал)
- Что нового вы узнали?
- Что интересного вы узнали?
- Кто интереснее всех рассказал?
- Какие же органы чувств помогают нам воспринимать окружающий мир?
- Сколько органов чувств вы назвали?
-Вернемся в свои домашние группы.
( Физминутка)
- Вспомните. В начале урока мы с вами вместе повторили предложение о том, сколько органов чувств у человека.
- Кто повторит это предложение?
-Сколько органов чувств мы еще не выучили?
- Этот орган нам знаком. Мы говорили о нем, когда только начали знакомиться с организмом человека.
- Что это за орган?
Исследование.
- У каждой группы есть мешочек. Пусть каждый из вас , не подглядывая в середину, по очереди опустит руку в мешочек и попробует определить на ощупь, какой предмет там находится. Свой ответ записать на листочке, никому не показывая.( лидер собирает листочки)
- Назовите признаки своего предмета.
- Что вам помогло узнать предмет?( пальцы, кожа на пальцах)
- Значит , какой 5 орган чувств мы узнали? ) кожа-орган осязания)
- Что вы знаете о коже?
-Учитель вызывает ученика, завязывает глаза и просит узнать предмет.
- что это за предмет? Почему ты так думаешь? Что помогло узнать тебе этот предмет?
( предметы учитель выбирает на свое усмотрение)
Работа в паре. «Ты мне- я тебе.»
- Откройте учебники на странице 172. Найдите текст « Кожа- орган осязания»
- Один читает текст – другой пересказывает. По окончании работы вы беретесь за руки и поднимаете их вверх.
- Какой орган помогает узнавать предмет путем ощупывания его?
- Что может человек почувствовать кожей ?
- Что это за орган – кожа? ( осязания)
-Так сколько органов чувств у человека? (5)
- Назовите их.
- Что относим к каждому из них?
- Какие бы вы дали советы по гигиене кожи?
- Если все тело человека покрыто кожей, значит, любая его часть чувствует прикосновение. Больше всего на прикосновение реагируют подошвы ног, губы, кончики пальцев.

7. Итог урока. Оценивание результатов. 
У каждой группы листочек с вопросами и заданием. Лидер выходит и озвучивает ответы на вопросы и результат выполненного задания. Приложение .

Приложение.
Глаза – орган зрения.
Зрение портится , если глаза переутомляются от длительного просмотра телепередач , чтения , следя за письмом.
Может испортиться зрение от прямых солнечных лучей.
Не забывайте! Во время чтения , письма тетрадь, книжка должны быть на расстоянии согнутой в локте руки. Свет должен падать слева.
Читать лежа нельзя!!!!!
Почему мы моргаем?
Мы моргаем , чтобы защитить и очистить глаза. Глаз покрыт тонкой пленкой солоноватого вещества. Когда мы моргаем, веко смазывает глазное яблоко, смывая пыль и микробы. Моргание защищает глаза, если что-то появляется близко от глаз.
Уши- орган слуха.
Сила звука измеряется в децибелах. Звук шпильки, которая упала, меньше 10 децибелов, гул холодильника – 35 децибелов, а у наушников плейера – 80 децибелов. Любой звук, превышающий 120 децибелов, может моментально испортить слух.
Постоянный звук в 90 децибелов приведет к такому же результату. Нельзя слушать сильно громко музыку, от этого портится слух.
Зачем нам 2 уха? Чтобы определить с какой стороны идет звук.
Язык- орган вкуса.
На поверхности языка находится около 10 000 вкусовых окончаний, размещенных в разных частях языка.
Существует 4 основных вкусовых ощущений: сладкое, кислое, соленое и горькое. Остальные вкусовые ощущения : кисло-сладкое, горько-соленое.
Нос – орган обоняния.
Почему заложенный нос мешает почувствовать вкус?
Когда ты ешь, то одновременно ощущаешь запах и вкус еды. Если нос заложен, ты не можешь различить запах, и еда кажется безвкусной.
Итоговое задание для групп.
- Зачем мы с вам объединились в группы?
- Вам нравится работать в группах?
-Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?
- Охарактеризуйте ваш предмет, указывая на то, какие органы чувств помогали вам это сделать?

- Глаза помогли определить, что …
-Язык помог определить, что….
- На ощупь предмет…
- Нос помог почувствовать, что …
- Уши помогли услышать…
- Какой орган не учавствовал?
Категорія: Уроки | Додав: elenanikolaevna (21.01.2014) | Автор: Елена Николаевна Подорожняк E
Переглядів: 2199 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!