Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Сказка М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших»

Тема: Сказка М. Пляцковского « Как ослик Алфавит учился уважать старших».
Цель. Совершенствовать навыки чтения, развивать монологическую и диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, в том числе и словами текста; воспитывать высокие нравственные качества: правдивость, культуру поведения, воспитанность, помощь старшим.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, плакат-вопросник; плакат «Знай и запоминай»; рисунки детей, костюмы ( Буратино и Мальвины) для инсценировки; грамзапись сказки « Как ослик Алфавит учился уважать стар¬ших»; карточки для индивидуальной и групповой работы; фонограмма песни « Голубой вагон ».

 

I. Актуализация опорных знаний.
Дорогие ребята! Сегодня у нас удивительно волшебный урок.
А как вы думаете, почему?
Ребята, а мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на урок?
Я рада, что у вас хорошее настроение. Значит, наша работа сегодня на уроке будет старательной, четкой и ответственной.
II. Мотивация учебной деятельности.
 А вы знаете, что на свете самое волшебное и удивительное?
 А где происходит волшебство?
Да, ребята, для нас сегодня очень важно, что из книги мы узнаем о сказках. Сегодня мы тоже поговорим о сказке.
Эпиграфом же к уроку давайте возьмем слова А.С. Пушкина
Сказка - ложь, да в пей намек?
Добрым ммолодцам урок.
А в конце урока, мы ответим, какой намек нам будет в нашей сказке, какой урок даст сказка нам.
 Ребятки, вспомните, что такое сказка?
 Какие два вида сказок мы знаем? (раздается сигнал).
 Ребята, что это? Да это наша волшебная книга подает нам сигналы. Давайте я ее приоткрою и мы посмотрим на ее волшебные страницы.
 Какую сказку мы видим? (« Царь - девица »).
III Проверка домашнего задания.
 Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? И чем она вас привлекла?
 Какие рисунки вы нарисовали к домашней сказке?
 Какую словесную картину составили?
Любители чтения и « артисты » нашего класса составили инсценировку к сказке. (Инсценировка отрывка из сказки А. Толстого « Золотой ключик », девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино.
 Понравилась ли вам, ребята, игра актеров?
 А чему учит нас эта сценка из сказки?

 

IV Объяснение нового материала.
Ребята, мы забыли о книге, давайте посмотрим ее следующие страницы.
 Кому знакома иллюстрация?
 Ребята, а кто - нибудь читал уже эту сказку?
 Ребята!

Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала
Свои знания покажем,
Все про сказку мы расскажем,
Будем вместе мы читать,
Цель урока достигать.
Эта сказка называется « Как ослик Алфавит учился уважать старших ».
Написал ее Михаил Пляцковский.
а). Ребята, давайте проведем с вами маленький эксперимент. Хорошо?
Не читая сказки, а только зная ее название, скажите, кто главный герой наглей новой сказки?
- О чем эта сказка?
- Правильно думаете, ребята.
А сейчас мы познакомимся с содержанием сказки и узнаем, правильно ли сказали дети о новой сказке. А познакомимся со сказкой так: я начну читать, а мои помощники продолжат чтение.

V Словарная работа
Но вначале давайте познакомимся с новыми словами, которые ввстретятся у нас в сказке.
Дерзить - « говорить неучтиво ».
Пререкаться – «спорить».
Запомните и то ребята, что в слове пишется две -е.
- А как вы понимаете значение таких словосочетаний?
«Почти научился»
« Не похлопывать по спине, как равных»
б) Первичное восприятие текста
Откройте учебник на стр. 83, возьмите в руки указки и внимательно следите за нашим чтением. Следите и запоминайте. Читаю, я и мои помощники.
в) Первичное закрепление текста.
Тестирование .
Правильный ответ покажите цифрами.
Что сделала бабушка:
 прогнала ослика;
 поошрила за его невоспитанность;
Усвоил ли ослик правила:
1.Да
2. Нет
3. Частично .
Спасибо, правильно отвечали на вопросы, а значит внимательно слушали сказку.

VI Физкультминутка.
г) Самостоятельное чтение с заданием командам.
А сейчас вы прочтете сказку самостоятельно за три минуты. Постарайтесь так читать, чтоб смогли ответить на вопросы словами сказки (дети читают под музыку. Раздаются индивидуальные карточки с вопросами.)
I команда - это дети, которые во время чтения
получили задание и должны строками из сказки ответить на вопросы.
II команда - наблюдатели за правильностью ответа.
Для вас я вывешиваю плакат - вопросник с теми же вопросами, которые получили ребята. Вы будьте внимательны.
ВОПРОСЫ:
 Выразительно прочитай, где автор знакомит нас с героями сказки и говорит о причине слез ослика.
 Почему бабушка прогнала ослика?
 Помог ли козлик ослику?
 Какие советы дал козлик ослику?
 О чем говорят герои сказки?

Дети подведем итог.
Кто оценит качество чтения ребят?
Спасибо, мне и нечего добавить. Я только скажу, что вы очень хорошо умеете ориентироваться в тексте.
д) Прослушивание текста в грамзаписи.
А сейчас мы усложним задание. Вы прослушаете сказку в грамзаписи несколько короче. После ее прослушивания зададите друг другу вопросы и дадите на них ответы.
I. пара - составит диалог так: один задает вопрос - его сосед по парте дает ответ на него.
II. пара - один задает вопрос - другой отвечает и задает свой вопрос первому.
III. пара - цепочка - работа « цепочкой », один задает вопрос, другой отвечает, третий задает, четвертый отвечает и т.д.
(Приступают к работе).
С работой справились хорошо, ваши диалоги удались.
е) Работа творческих групп.
Переходим к нашим любимым творческим заданиям.
I. группа - придумать свою концовку к сказке « Как ослик Алфавит учился уважать старших ».
ІІ. группа - по главной мысли сказки М. Пляцковского « Как ослик Алфавит учился уважать старших» сочини свою сказку по опорным словам.
Два брата, добрый, грубый, воспитанный, помощник, трудолюбивый.
ІІІ. группа - какие слова относятся к ослику? Каким вы представляете ослика Алфавита?
Подчеркните те качества, которые относятся к ослику.
- Добрый;
- настоящий друг;
- грубый;
- неряшливый;
- непослушный;
- невоспитанный;
- веселый;
- плакса;
- решительный.
IV. группа - какие слова относятся к козленку? Каким вы представляете козленка Мармеладика?
Подчеркните те качества, которые отно¬сятся к козленку.
- Серьезный;
- воспитанный;
- прилежный;
- добрый;
- отзывчивый;
- умеет понять горе;
- хороший друг.
Проверка.
- Понравились ли вам ваши творческие работы?
VI. Систематизация знаний учащихся по изученной Сказке.
а) Беседа по содержанию сказки:
 Чему учит сказка?
 Ваше отношение к героям сказки?
 О чем сказка?
 Почему бабушка выгнала ослика?
 Нашлись друзья, которые помогли ослику стать воспитанным?
 Что усвоил наш ослик?
б) Связь учебного материала с эпиграфом.
Ребята, обратимся к нашему эпиграфу урока:
Сказка- ложь, да в пей, намек!
Добрым молодцам урок.
- Какой намек несет нам сказка?
- А какой урок дает нам сказка, добрым молодцам?
в) Просмотр видеозаписи.
- Ребята, а давайте посмотрим, как наши молодцы выполняют на деле эти правила.
г) Работа по плакату.
Знай и выполняй:
Уступай дорогу старшим.
 Пропускай старших всегда вперед.
 Вежливо разговаривай со взрослыми.
 Не дерзи старшим.
 Не пререкайся со взрослыми людьми.
 Не похлопывай старших по спине, как равных.
 Всегда прислушивайся к советам взрослых.
 Обязательно помогай старшим.

VII Итог урока.
Оценивание качества работы учащихся.
Наш урок, ребята, приближается к концу, а вместе с ним завершается работа по теме: «Народные и литературные сказки».
Сегодня вы работали хорошо, большое вам спасибо. Работали творчески, старательно, активно. Мне бы очень хотелось узнать, какое настроение у вас в конце урока.(кубик-настроения).
Песня на мотив «Голубой вагон».
Мы с утра спешим в свою гимназию,
В свой уютный, теплый, светлый класс.
Знаем, что учительница добрая
Ласковой улыбкой встретит нас.
Припев:
Солнышко ясное светит нам, светит нам
И согревает нас ласковым теплом
Дружными, честными учат нас в жизни быть
И за добро платить только лишь добром.
В нашем классе все добры и веселы
И учеба спорится у нас.
Знают все, что в школе самый лучший класс
Самый дружный, самый лучший класс.
Припев:
Солнышко ясное светит нам, светит нам
И согревает нас ласковым теплом
Дружными, честными учат нас в жизни быть
И за добро платить только лишь добром.

Будем мы всегда скромны и вежливы,
Помогать и старшим и друзьям,
Чтобы каждый день жилось нам весело
И удача улыбалась нам.
Припев:
Солнышко ясное светит нам, светит нам
И согревает нас ласковым теплом
Дружными, честными учат нас в жизни быть
И за добро платить только лишь добром.

Категорія: Уроки | Додав: ganzyaolga-ganzya (15.12.2015) | Автор: Жучкова Стелла Артурівна E
Переглядів: 1485 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!