Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" [ Додати статтю ]

Обобщение опыта. Учу учиться

Образование есть то, что останется,
когда все вызванное уже забыто.
                                                                       Лауэ.
Педагогическая наука и общественное мнение осознали тот факт , что переход к самообразовательным формам образования , формирование творческой личности являются важным условием развития государства в условиях рыночной экономики.
Общество имеет потребность в молодых людях , которые способны творчески реформировать все сферы жизнедеятельности государства. Образовательные учреждения должны готовить высокообразованного , инициативного , настойчивость , способного к саморазвитию , самосовершенствованию , социально закаленного , морально стойкого , физически и психически здорового , конкурентоспособного , подготовленного к встрече с трудностями выпускника.
Вот почему важно научить ребенка учиться. Это и есть главная задача учебного заведения , а значит и главная задача учителя.
Очень важным условием выполнения заказа общества является формирование самообразовательной компетентности. О способности постоянного обновления знаний говорится в Концепции 12-летней средней общеобразовательной школы. На формирование у подрастающего поколения современного мировоззрения , творческих способностей , навыков самостоятельного научного познания , самообразования и самореализации личности обращается внимание и в Национальной доктрине развития образования и государственной программе «Учитель». Только такая личность , способная к самообразованию , является моделью выпускника современной школы.
Но отсутствие некоторых практических навыков , неумение использовать разнообразные приемы самостоятельной учебной работы очень усложняют самообразовательной деятельность школьников.
Выпускники отмечают такие трудности в процессе самообразования: работа с компьютером , неумение тренировать память , неумение анализировать итоги своей работы , проблемы в написании творческих работ.
Современная школа должна создавать условия , при которых каждый ученик мог бы научиться самостоятельно добывать необходимую информацию , использовать ее для собственного развития , самореализации , для решения существующих проблем.
В самообразовательном процессе нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся , признавать их значимость - это и есть признание личностного фактора , определение его роли в творчестве , самостоятельной деятельности и в моделировании личностью своего образования.
Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос : «Как учить?» Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность , чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения , а не получали их от учителя в готовом виде.
В этом смысле необходимо , чтобы обучение было направлено на формирование личности , способной к самообразованию , саморазвитию , самосовершенствованию. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности , но ,будучи личностью , способной к самообразованию , он всегда готов к творческому самовыражению.
Для меня главным критерием учительской деятельности является представление о конечном результате: хочет ли учитель дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность , готовую к творческой деятельности. Только тогда , когда учебная деятельность , направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств , сформирована на более высоком уровне – уровне самообразования , начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся навыки самообразования , независимо от того , хорошо ребенок учится или не очень. Только имея такие навыки , ребенок может проявить свои творческие способности. У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Я вижу своим долгом учителя - сделать процесс обучения для каждого ученика психически комфортным. Творческое развитие личности – это право каждого ребенка.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры , она является ключом к познанию окружающего мира , важной компонентой развития личности.
По своему опыту могу заметить , что очень часто основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии , к поступлению в ВУЗ.
Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи , умение правильно , логично рассуждать , усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать , отличать гипотезу от факта , критиковать , ароматизировать , отчетливо выражать свои мысли , с другой стороны – развить воображение и интуицию. Иначе говоря , математика нужна для интеллектуального развития личности.
Различные педагогические технологии обучения помогают формировать модель современного ученика. Я использую элементы технологии традиционного обучения Я.А. Коменского , проблемного обучения Дж.Дьюи , игровые технологии Г.Селевко ,технологии личностно-ориентированного обучения , технологии развивающего обучения Л.С.Выготского ,Л.В.Занкова, технологии развития критического мышления.
Я стараюсь на своих уроках научить ребят самостоятельно работать , высказывать и проверять предположения , догадки ; учу делать обобщения изученных фактов , творчески применять знания в различных ситуациях. В своей работе нужно быть терпеливой , понимая , что мгновенных результатов ожидать не стоит. На уроках в своих классах я вместе с ребятами удивляюсь красоте и мощи математических методов. Считаю , что таким образом заражаю любовью к предмету и ребят. Главное , на мой взгляд , донести детям мысль о том , что в математике почти ничего не нужно зазубривать – следует понять , научиться применять и тогда все запомнится само собой.
Я думаю учитель математики должен помнить , что готовит из ученика не математика , а прежде всего всесторонне развитую личность , и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание , взгляды , мировоззрение , убеждение , развиваются творческие способности. Для реализации задач , которые перед нами стоят, можно использовать нестандартные уроки , можно совершенствовать отдельные этапы обычных уроков , совершенствовать условия заданий , применять различные технологии современного урока.
Хочу остановиться на нестандартных уроках.
Приведу примеры:
-урок-сказка;
-театрализованный урок;
-урок-игра;
-урок-путешествие;
-урок-презентация;
-урок-аукцион;
-бинарный урок.
Конечно проведение таких уроков требует серьезную подготовку. Поэтому проводить каждый день такие уроки не получается. Вот почему можно элементы таких уроков реализовывать на отдельных этапах обычного рабочего урока. Из опыта своей работы скажу , что урок-сказку и театрализованный урок я попробовала проводить еще в самом начале учительской деятельности , не ставя еще тех целей , которые начала ставить позже.
Но уже тогда было понятно , что это очень полезная форма урока для развития ребят. Во время подготовки учащиеся приобретают и навыки самостоятельности , и возможность проявить себя творческой личностью.
Я выбрала не самую сложную тему для театрализованного урока. Это был урок по теме: «Противоположные числа». Предварительно ребята получили роли для этого представления. По моей задумке точки на координатной прямой –это домики жителей королевства , числа –жители , которые выясняют –кто важнее , 0-король 0-он мирил граждан соперничающих королевств. Были в сказке еще путешественник , почемучки , художники. Что должны были делать дети? Во-первых , для подготовки к роли каждому из них пришлось повторить определения , которые уже были изучены , а также подготовиться по новой теме самостоятельно; во-вторых , у ребят появилась возможность почувствовать свою важность на уроке , ведь без актера не состоится представление; в-третьих , это конечно же творчество во всех его проявлениях. Для ребят 6-го класса это очень интересный опыт. Они с удовольствием готовились , самостоятельно работали над изучением новой темы , изготавливали реквизит для представления. Что явилось результатом?
Это и блестяще усвоенный материал , и довольные ребята , показавшие себя актерами , да еще и на уроке математики , и конечно навыки самообразовательной деятельности , способствующие раскрытию творческих способностей. Для меня обязательным условием было участие всех ребят , даже слабоуспевающих. Пусть у них была и маленькая роль , но она позволила им быть вместе с коллективом в ситуации успеха.
Также примером подобного урока является урок-сказка «Колобок» . Эту сказку знают все , поэтому смысл самой постановки детям понятен с самого начала. Но сказка то не простая , а математическая. Тема этого урока: «Решение уравнений». Поэтому каждый персонаж сказки задает коробку задание по теме , а все ребята , которые находятся в классе , независимо от роли помогают Колобку с решением. Таким образом и Колобок , и ребята выполняют данные упражнения. Заранее ребята не знают условия заданий. Они знают только тему урока и сценарий. Для такого урока можно сделать музыкальное оформление. Один из персонажей сказки проводит физкультминутку под сопровождение звуков леса. Здесь важно отметить , что ребята , готовясь к уроку , до конца не знают – чем закончится сказка. Здесь все зависит от них , от их решений , от их подготовки к уроку.
Значит в итоге мы видим : повышение интереса к предмету , мотивацию для подготовки к уроку , опять же навыки самообразовательной деятельности , возможность для каждого ученика быть улучшенным , реализация своих творческих возможностей.
Я думаю , что театрализованные уроки , уроки – сказки можно проводить не только в 5-6 классах. Оторвавшись от стереотипов , можно пробовать проводить такие уроки и для более старших ребят.
Урок-игра заслуживает особого внимания. Здесь скрыто достаточно много возможностей. Ведь игра – это творчество , труд. В процессе игры у ребят формируется способность к самостоятельному мышлению ; внимание ; воображение ; формируется способность создавать задания и решать их. Дети очень легко включаются в процесс игры. Увлеклась , дети не замечают , что учатся. В качестве примера можно привести урок – игру КВН в 10-м классе. КВН можно проводить по теме какого-либо урока или как внеклассное мероприятие , где можно расширить круг заданий.
Класс делится на две команды. Команда придумывает себе название , девиз, готовит домашнее задание (по теме данного урока). Т.к. эта игра подразумевает не только правильность выполнения задания , а еще и юмор , то команды в юмористическом стиле готовят приветствия друг другу , но не отходят от темы. Домашнее задание каждая команда получает от учителя. Тексты приветствия и домашнего задания ребятам не обязательно учить наизусть. Достаточно того , что в процессе подготовки им нужно будет и теоретический материал проработать , да еще и изложить это с юмором. Остальные конкурсы для команд , для капитанов – это импровизация. Дополнительной подготовки от учащихся они не требуют.
При подготовке к игре можно использовать компьютерные технологии. Ребята могут в помощь себе сделать небольшую презентацию .
В организации подготовки к игре учитель помогает соответствующими инструкциями. Результатом игры является повторение теоретического материала , опыт работы с дополнительной информацией ,развитие способности к самостоятельному поиску источников информации , реализация творческих начал , интерес , мотивация к изучению математики.
Также в практике часто используется урок- путешествие. Для путешествия класс делится на несколько команд. Во время путешествия команда останавливается на различных станциях ,где ее ожидают задания. Такой урок несложно провести , он не требует такой подготовки , как например театрализованный урок. Урок-путешествие динамичен для любой темы. Более сложные путешествия можно организовать как квест для старшеклассников. Я чаще к практике путешествий прибегают в 5-6 классах. Приведу пример урока для 5-го класса : «Математическое ралли». Этот урок был торговым по теме : «Треугольники и их виды» . Класс делится на три экипажа. Каждый экипаж выбирает себе капитана.
|-этап. Проверка местности . Это разминка для команд. Подбираются устные задания для активизации детей.
||-этап. Составление карты гонки. Для каждой команды заготавливается открытка , разрезанная на части. Задания для всех команд , написанные на этих частях , одинаковые. Если собрать части с правильными ответами (на доске есть заготовка с ответами в нужном порядке) . Ребятам нужно решить все задания , чтобы согласно ответам выложить части и получить картинку.
|||-этап. Гонка по пересеченной местности. Предлагаем определить вид треугольника по отдельным признакам. Под каждым номером скрывается буква . Если команда правильно определяет вид треугольника , то узнает правильную букву. Из этих букв складывается слово.
|V-этап. Авария. На этом этапе команды получают задания , решенные с ошибкой. Каждому экипажу свое задание. Команда готовит решение и один из участников команды демонстрирует правильное решение на доске.
V-этап . Привал. Самостоятельная работа. Команда получает цветок с заданиями на лепестках. По количеству правильно выполненных заданий и скорости выполнения команда набирает очки. Проверка осуществляется во время следующего этапа.
V|-этап. Финиш. Три задания . Выходят по одному участнику от команды для решения заданий.
V|| этап. Подведение итогов. Оглашение победителя.
В результате можно говорить о повышении мотивации , интереса к изучению предмета , об активизации мыслительной деятельности , о стимуляции смекалки , настойчивости ,о воспитании коллективизма. На таких уроках коллективизм и самостоятельность очень тесно связаны. Только будучи самостоятельным , последовательным , аккуратным в своих решениях , учащийся приносит баллы команде. Актуальность урока данного типа в свете проблемы , над которой я работаю , заключается в следующем. Ученик готовится к игре . У него есть план подготовки к уроку. Также совместно с учителем обговаривается процесс организации подготовки дома. Ребенку нужно только реализовать намеченное. Этап реализации – работа с книгой , дополнительной литературой , интернетом. На уроке , во время решения заданий обучаемый может выбрать рациональный способ из возможных способов решения. Ребенок нацелен на успех , он мобилизует свои способности для достижения цели. И снова просматривается тесная связь самообразовательных навыков и формирования творческих способностей.
Рассматривая различные типы уроков математики нельзя обойти вниманием уроки с использованием компьютерных технологий. Уже в 8-ом классе ребята с удовольствием готовятся к таким урокам и участвуют в них. Причем такие уроки вызывают интерес практически всех учащихся. Даже в классе со средним уровнем знаний появляется живой интерес. Класс делится на творческие группы для подготовки урока. В рамках данной темы я брала , конечно , не первый урок. Материал должен быть знаком учащимся . Ученики ответственно подошли к поставленному заданию. В этом процессе важно не только формирование самообразовательных навыков , но и опыт работы с компьютером. Каждая группа готовит презентацию и представляет ее классу. После каждой презентации мы с ребятами закрепляли на практике услышанное и увиденное путем решения заданий по теме. Задания учащиеся решают в группах с тем же составом. Закончив работу над заданием , участник группы представляет результат классу.
Любая самообразовательная деятельность состоит из этапов: планирования , организации , реализации. Планирование самообразовательной деятельности при подготовке к уроку согласовывается с учителем. Организация и реализация осуществляется учащимися самостоятельно. Ребята отбирают материалы , систематизируют их , раскрывают значимость , готовят презентацию. Такая работа помогает реализовать свои творческие способности . Ведь она требует инициативности , свободы в проявлении индивидуальности , самостоятельности и оригинальности в выражении своих идей.
Идей для нестандартных уроков очень много. Еще одна идея-урок-аукцион. Расскажу об одном из таких уроков в 8-ом классе по теме: «Четырехугольники». Учащиеся класса – участники аукциона. Лот – геометрическая фигура. Чтобы ее купить – нужно знать свойства фигуры , нужно уметь решать задачи на применение этих свойств. Купить лот можно в том случае , если ученик лучше и быстрее других дает правильные ответы на вопросы. Можно класс поделить на группы , участвующие в покупке лота. Максимальный балл получает ученик , ответивший на наибольшее количество вопросов правильно и купивший фигуру. Все учащиеся в конце урока оцениваются. О проведении урока-аукциона дети предупреждаются заранее. Они готовятся :работают с литературой , другими источниками информации. Это активизирует самообразовательную деятельность. В процессе самого аукциона ученики систематизируют и обобщают знания. Решая задачи , находя оптимальные решения обучаемые имеют возможность проявить креативность мышления .
Еще интересным по своей структуре является бинарный урок. Можно проводить аналог такого урока. Кроме материалов по математике используется информация и факты других предметов школьного курса.
Так мы можем проследить межпредметные связи. Форма проведения может варьироваться из разных типов уроков.
Я рассмотрела на примерах уже проведенных нестандартных уроков как самообразование влияет на развитие творческих способностей.
Но ведь у нас не всегда есть возможность провести нестандартный урок. Поэтому я часто отдельные этапы урока провожу в нестандартной форме.
Не менее важным является рабочий урок , направленный на реализацию идеи формирования самообразовательных навыков и творческих способностей.
Форма рабочего урока может быть тоже различной : индивидуальная , групповая , парная , фронтальная , коллективная.
Приведу примеры форм обучения и форм организации обучения, используемые мною .
«Броуновское движение». Позволяет ученику почувствовать себя учителем, передавая свои знания одноклассникам. Эта форма организации обучения дает возможность многоразового повторения учащимся своей части учебного материала , ознакомления с другими и систематизации общей картины темы.
Каждый ученик получает свой учебный блок по теме. Несколько минут ребята читают информацию. Далее им предлагается ходить по классу и знакомить со своей информацией одноклассников. Задание состоит в том , чтобы поделиться полученной информацией и получить обратную от другого ученика. В течение определенного времени нужно обеспечить общение каждого с наибольшим количеством других для получения полной информации по теме.
«Демарш». Нужно подобрать факты , содержащие противоречия. После анализа проблемы с помощью мозгового штурма , определяют пути ее решения.
«Микрофон» . Перед классом ставится вопрос. Ученикам предлагается взять предмет , имитирующий микрофон. Они его будут передавать , чтобы взять слово. Говорит тот , у кого микрофон. Если сказать нечего-микрофон передается следующему. В завершение подводятся итоги учителем или подготовленным учеником.
«Мозаика». Этот вид учебной деятельности дает возможность учащимся работать вместе для усвоения большого количества информации за короткое время. Класс делится на экспертные группы , которые получают задания для экспертизы. Работая с дополнительной литературой или другими источниками информации , члены группы составляют схемы экспертной оценки. После завершения работы образуются консультационные группы , в которые по несколько учеников из каждой экспертной группы. Дети обмениваются результатами экспертиз, анализируют материал в целом, записывают необходимую информацию , а закончив работу , возвращаются в свои группы , где окончательно обобщают весь материал.
«Семинар с индивидуальной работой». Учащиеся ставят перед собой учебные задания по теме, составляют план, выбирают план учебной деятельности и форму отчета. Со своей стороны учитель дает банк данных для выбора перечисленных элементов деятельности.
«Семинар с групповой работой».
Ученики , которые занимаются одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы , объединяются в группы. Каждая созданная группа после обсуждения выбирает форму занятия по своей теме для других учащихся класса. Учащиеся готовят выступление , задачи , викторины для других детей.
«Семинар-практикум». Такая форма организации коллективной работы учащихся в пределах урока , характеризующаяся коллективным обсуждением ранее запланированных вопросов.
На каждом этапе урока я использую разнообразные формы и методы обучения.
Начинается урок с разминки. Какой она может быть? Работа может проходить в форме диалога , могут использоваться репродуктивные задачи , диктанты. А можно включить приемы для развития творческих механизмов. Можно ввести алгоритмы , ориентированные на самостоятельность и творческую деятельность, а также задания с отсроченным вопросом. Например: найти пропущенное слово, пропущенное число.
Для актуализации знаний я использую технологии: «ассоциации на доске», «понятия», «цветок» , «прямоугольник».
Мотивацию учебной деятельности можно создать путем беседы ,путем создания проблемной ситуации , используя «мозговой штурм» ,с помощью технологии «незаконченное предложение», путем использования творческих заданий, путем создания ситуации успеха, с помощью дидактических игр(«крокодил», «комментатор» , «цепочка» ), работой с текстом .
Учебно-деятельностный этап урока нужно организовать в рамках определенной модели. Например , это может быть коммуникативно-диалоговая модель, игровая и т.д.
Достичь долговременного запоминания материала, освоить умения и приобрести навыки его использования невозможно без многократного повторения того , что изучается. Ценность повторения еще и в том , что оно обеспечивает понимание и усвоение нового материала , способствует предупреждению забывания. Для решения задач , связанных с повторением и закреплением используются различные системы и технологии обучения.
Итоговый этап урока многофункционален:
-выяснить содержание отработанного материала;
-сравнить реальные результаты с ожидаемыми;
-проанализировать полученный результат;
-сделать выводы;
-закрепить или скорректировать усвоение;
-определить новые темы для обдумывания;
-установить связи между тем , что уже известно , и тем , что необходимо усвоить, чему нужно научиться в будущем;
-составить план дальнейших действий.
Важным фактором , влияющим на эффективность рефлексии в обучении, является разнообразие форм и приемов. Рефлексия не может быть только вербальной – это могут быть рисунки , схемы , графики и др.
На этапе рефлексии я часто использую игровые моменты:
-«Молчанка». Готовим перечень понятий. Слушая слова , ученики поднимают руки , если понятие отвечает признакам , указанным учителем. Если рука поднята не вовремя , то ученик должен рассказать все , что знает об этом понятии.
-«Найди ошибку». Можно класс поделить на команды по рядам. На листке перечень связанных между собой понятий и среди них есть лишние слова. Ученики , начиная с первой парты, вычеркивают лишнее и передают дальше. Какая команда первой вычеркнет все лишнее- та команда побеждает.
-«Угадай меня». На столе несколько кучек карточек . На доске понятие. Выходят ученики по количеству кучек. Они из карточек выбирают те , что связаны с понятием на доске. Потом пишется на доске другое понятие и т.д.
Формой организации контроля я выбрала уровневую дифференциацию. Учащиеся получают возможность , обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует психологическом комфорту , формирует чувство уважения к себе и окружающим , вырабатывает ответственность и способность к принятию решения, способствует развитию творческой личности.
В математике научить учиться , сформировать творческие способности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода. Задачи могут быть поисковые, частично поисковые , творческие(связанные с математикой или интегрированного характера).
На некоторых уроках дети сами придумывают задачи. Без умения наблюдать, обобщать , сравнивать- творчество невозможно. В старших классах можно на основе существующих задач предложить составить новые , содержащие интересные факты.
Многие ребята любят рисовать. Эту способность можно использовать. Задачу можно и нарисовать. Можно сделать иллюстрацию к задачам в учебнике. Я стараюсь использовать все возможности , чтобы детям было интересно учиться, чтобы они осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей.
Подведут итог . На протяжение нескольких лет я работала над проблемой формирования самообразовательных навыков. После курсов повышения квалификации моя проблема состоит в том , чтобы через самообразовательную деятельность учащихся формировать их творческие способности.
Способы развития творческих способностей через самообразовательную деятельность:
-находить интересные задачи или сочинять их;
-сочинять сказки , где действующие лица-мат.объекты;
-решение развивающих задач;
-участие в нестандартных уроках.
Чтобы найти задачу или сочинить ее , сочинить сказку нужно умение работать с литературой, другими источниками информации; нужно самостоятельно уметь работать с учебным материалом.
Для решения развивающих задач нужны глубокие знания математики , других дисциплин. Ученик, решающий такие задачи , как правило, имеет хорошие навыки самообразовательной деятельности. Во всех своих классах я провожу работу по инструктированию учащихся в вопросах самообразования. Дети должны на уровне алгоритма знать как работать с книгой, как организовать рабочее место, как написать сочинение, реферат, как решать задачу и т.д. Во время нестандартных уроков можно говорить вообще о переходе в иное психологическое состояние. На таких уроках другой стиль общения , отличный от привычного, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такие уроки-это возможность развивать творческие способности, личностные качества; это возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить межпредметные связи, другое отношение к своему труду.
Перечень видов заданий, способствующих развитию самообразовательных навыков и творческих способностей учащихся :
-в 5-6 классах-решаем занимательные задачи, старинные задачи, составляем математические кроссворды, выполняем рисунки, сочиняем задачи;
-в 6-7 классах пишем сочинения о математических объектах; о влиянии математики на разные сферы жизни, сочиняем сказки, рассказы, стихи;
-в 7-8 классах готовим сообщения из истории математики, сообщения по новой теме, выполняем доказательства разными способами одной и той же теоремы , решаем задачи несколькими способами;
-в 8-9 классах делаем исторический обзор некоторых математических задач, знакомимся с трудами известных математиков;
-в 10-11 классах учимся обобщению и систематизации тем, учимся передавать свои навыки младшим школьникам.
Если выпускник будет работать в области науки, культуры, техники или будет квалифицированным рабочим ему необходимы знания, умноженные на практические ориентиры , самообразовательным навыки, творческие способности ,чтобы преобразовать действительность. Поможет ему в этом воспитанные в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе способности идти в ногу со временем.



Джерело: http://Опыт работы,документы МОН , Наволокова Н.П." Энциклопедия педагогических технологий"
Категорія: "Методична скарбничка" | Додав: (25.11.2015) | Автор: Четверикова Оксана Борисовна E
Переглядів: 1014 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!