"ПеснеЗнайка". Музыкотерапия учит детей ходить и говорить - "Методична скарбничка" - Вчитель вчителю - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » "Методична скарбничка" [ Додати статтю ]

"ПеснеЗнайка". Музыкотерапия учит детей ходить и говорить

МУЗЫКОТЕРАПИЯ УЧИТ ДЕТЕЙ ХОДИТЬ И ГОВОРИТЬ

 

Врачи признали Артемку необучаемым, а с лечебными песнями он стал настоящим балаболкой и непоседой.

 

Наталия СТРОКОВСКАЯ, газета "Сегодня".

 

Если ребенок не хочет учиться, плохо усваивает урок — это не значит, что он лентяй. Медики доказали: так неосознанно он защищает свой мозг от перегрузок и стресса. В этом корень и другой проблемы — мало школьников остаются здоровыми. Лечебную и познавательную систему обучения для малышей предложили украинские и российские ученые. Все очень просто: слушаешь песенки и узнаешь, как устроена Вселенная, и почему медведь зимой спит. Тем временем музыкотерапия снимает напряжение, ритмика настраивает на правильное дыхание и избавляет от заикания.

Сонечко наше, крім світла й тепла, частиночки-атоми в світ посила.

З них сяйва полярні щораз виникають і бурі магнітні, що нам дошкуляють.

 

Это отрывочек из песни о Солнце. Сложно? А вот малыши, которые слышали ее, легко понимали, что такое атомы и магнитные бури. Но, оказывается, у большинства детей нет возможности запоминать материал и быть хорошими учениками: вся наша система образования построена так, что ученье приводит к депрессиям и хроническим болезням.

В 2000 году российские ученые объяснили психофизиологические особенности обучения детей и стало понятно, почему педагогика во всем мире зашла в тупик, — говорит президент Международного инновационного центра гармоничного развития человека Наталия Яновская. — Причина в том, что дети мыслят правым полушарием мозга, отвечающим за творческую деятельность, а взрослые — левым, который отвечает за логику и речь. Вот взрослые и пишут учебные программы, ориентируя на логическое мышление. Суть проблемы еще и в том, что если активизируется к работе одно полушарие мозга, — угнетается другое. От этого усталость и стрессы. А это, как известно, снижает иммунитет и приводит к хроническим заболеваниям. Получается, что нежелание учиться — нормальная психофизиологическая защита ребенка от перегрузки мозга.

Наталия Николаевна сама врач. С ней мы познакомились в Центре соцслужб для молодежи Днепровского района Киева, где она презентовала медико-терапевтическую технологию "Песнезнайку" — первый альбом лечебно-учебных песен, над созданием которых несколько лет трудилась команда из двадцати украинских и российских медиков и педагогов. Новая система обучения малышей обещала быть полезной для здоровых мальчиков и девочек, чтобы им было легче и интереснее "грызть гранит науки", а для больных — возможностью обучаться вообще.

Так, в зале была мама 12-летнего Артемки, которому когда-то поставили диагноз "необучаемость". Ирина сама музыкант и только мелодиями да играми научила своего сынишку ходить, говорить, понимать и стремиться познавать новое в этом мире. Хотя все делала интуитивно. Ни один психиатр, психотерапевт, психолог не подсказал ничего подобного.

— Артемка родился нормальным, — вспоминает мама. — В четыре месяца ему сделали сложную прививку от дифтерии, коклюша и скарлатины, и у него резко поднялась температура. Держалась 12 часов. "Скорая" никак не ехала. Как потом оказалось, в этом время нервные клетки мозга отмирали.

Утром у малыша начали подергиваться ручки и ножки. Позже профессор-невропатолог однозначно заявила, что это была реакция организма на основу в прививке. У Артемки определили мозаичное органическое поражение мозга. Ирина старалась развивать ребенка — разговаривать, песни петь. Хотя этому мешали абсолютно все, даже родители, не верили в успех. Что с ним было делать — не знала. Получилось спонтанно: до декрета была музруководителем в детсадуи дома было пианино. Ложила сына на колени и играла. Бабушка злилась, мол, и так ребенок плохо спит. А он весь оживлялся, умиленно закатывал глаза и засыпал с блаженством на лице.

Мама почти не разговаривала с ним, а пела. Даже без рифмы, лишь бы протяжно и красиво. К примеру, бросала ему мячик и пела простые слова "мама Ира", "Артемка". Так с футбольным мячом он и научился говорить. На столько развила ему речь, что сын теперь не смолкает. Женщина заметила, когда мальчик расслабляется, у него появляется осознанность в глазах. Так песней отучила его писаться в штаны.

— В шутку импровизировала: "Ну, Артемка, молодец, снова мокро, я стираю…" Однажды он посмотрел на меня, засмеялся. Я попросила допеть куплет. Через полчаса пошел в туалет и радостно сообщил, что у него получилось.

Ее "необучаемый" ребенок все же обучился. Все благодаря искусству. Главное, Ирина никогда не видела в нем ущербности.

Но теперь родителям не нужно будет изобретать новый метод, достаточно включить магнитофон:

 

Вся суша третину поверхні займає. І шість континентів Земля наша має —

 

запоют певцы. В Украине воплотилась идея российских ученых перестроить хотя бы начало обучения так, чтобы оба полушария детского мозга принимали участие в работе. Наталия Яновская собрала медиков, педагогов, композиторов, поэтов и певцов, и все они дружно работали почти четыре года над девятью песнями.

Эти песни — совершенно новый продукт, утверждают создатели. Слова рассчитаны на работу левого полушария, а музыка, ритмы, движения — правого. Потому достаточно непростой текст легко воспринимается. В стихах заложена определенная дыхательная гимнастика. Композиторы выучили приемы музыкотерапии, потому все мелодии благотворно влияют на эмоциональное состояние даже взрослых. Заикающиеся детки могут справиться с проблемой, ведь заикание — это психоэмоциональные нарушения ритмики речи. В песнях продуманны даже ритмы мозга: специалисты учитывали определенные альфа- и бета-ритмы, которые нужны для легкого восприятия информации. При таком обучении ребенок не перетруждается, не устает, не напрягает зрение и опорно-двигательгный аппарат. Так и достигается лечебный эффект.

 

Лиш на Землі є повітря — єдиній з планет, В ньому життя — неповторний і вічний секрет

 

Когда "Песнезнайку" дали послушать малышам в детских садах и школьникам, многие родители отметили, что дети стали даже добрее. А ведь проблема детской агрессии тоже достаточно большая. Малыши, порой, не любят своих родителей, особенно если те уделяют больше внимания учебе.

Врачи утверждают, что процентов 80 нарушений здоровья у детей — психоэмоциональные. Детский психиатр Кузнецов говорит: депрессии бывают и у дошкольников. На каком-то этапе ребенок устает и чувствует, что чего-то не может. А заботливые мамы-папы всегда хотят, чтобы ребенок хорошо учился и нанимают репетитора, чем только усугубляют его состояние.

— Мы показали программу детским неврологам Киева, — продолжает Наталия Николаевна. — Встречались с родителями деток с психоневрологическими нарушениями. Многие относились к программе скептически. Мы уговаривали их попробовать. И, например, 5-летний Саша, страдающий задержкой психо-речевого развития, начал подпевать под нашу музыку. Был у нас и такой случай: гиперактивный ребенок, который дольше двух минут не мог усидеть на месте, слушая музыку, притаился на полчаса и впервые заигрался.

 

Первые песни были "поющими энциклопедиями" и посвящались какому-то параграфу учебника. В одной школе состоялся показательный концерт. В зале сидели дети из разных классов. Всем было интересно, никто не шумел. Но когда учителя стали задавать вопросы по материалу из песен, оказалось, что малыши активнее реагируют — запомнили даже материал для старших классов. Вот потому и ориентирована "Песнезнайка", в основном, на дошкольников. Кстати, американские ученые доказали, что уже в 8 месяцев ребенок способен обучаться. До пяти-шести лет он слету воспринимает такую сложную информацию, которую взрослый человек может понять, логически поразмыслив. Особенно нужно обучать проблемных детей, у которых возможны психоневрологические отклонения. Когда они вырастают и "созревают", уже может быть поздно.

 

Наталия Яновская

Лечебный эффект от такого песенного обучения есть несомненно, поскольку дети не устают. Насколько меньше они станут болеть, можно выяснять в экспериментах, но малыши раньше себя спасут, чем академики докажут спасительное действие творческого образования.

 

КСТАТИ

Во всем мире образовательная система переживает огромную проблему: дети не хотят учиться. Этот факт признают педагоги. А медики готовы бить в набат: лишь 20% первоклашек приходят здоровыми, во время учебы перенапрягаются и чем лучше и "учебнее" школа, тем больше дети болеют. А почти у каждого выпускника есть одно или несколько хронических заболеваний.

 

Газета "Сегодня", 16.12.2004



Джерело: http://sanaris.com.ua/pesneznaika/pesneznajka_publikat_997.html
Категорія: "Методична скарбничка" | Додав: Natali (06.11.2015) | Автор: Інетка
Переглядів: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!