Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Природные зоны Украины. Охрана природы

Тема . Итоговый урок. Природные зоны Украины.
Охрана природы .

Цель и задачи урока : - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны . Охрана природы.» ;
- способствовать повышению интереса к охране природы;
- развивать любознательность и интерес к данному предмету ; связную речь , внимание, память , мышление; умение работать самостоятельно и в парах ;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока : обобщение знаний ; нетрадиционный : заседание пресс-клуба .

                                                                                          Ход урока:

І. Организационный момент
- Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Я от сегодняшнего урока ожидаю получить новые знания, я ожидаю пополнить и расширить свои знания)
- Итак, сегодня на уроке мы:
думаем, сопоставляем, анализируем, преодолеваем трудности и заботимся о хорошем настроении.

ІІ. Мотивация учебной деятельности
(Тихо звучит плавная мелодия на фоне природы)
Мы проникаем в тайники природы,
Явлений устанавливаем связь,
Ничуть не меньше, чем в былые годы,
Цветку весны и соловью дивясь.
                                                Н. Рыленков

АБВ ГДЕЁ ЖЗИЙ КЛМН ОПРС ТУФХ ЦЧШ ЩЪЫ ЬЭЮЯ
1 2 3 4 5 6 7 8 9

3548
ИУТОКГОРВЫАЙИУРНОКЫ

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
- Да, действительно, когда мы попадаем в природу, нам приятно слышать пение птиц. Шелест листвы, журчание ручья. И сегодня мы ещё раз поговорим о красоте и разнообразии природы Украины и о том, как всё это сберечь.
- Сегодня наш урок пройдёт в форме заседания пресс-клуба, на котором мы обобщим и систематизируем знания о…
- А вот тему нашего урока попробуйте определить пользуясь эпиграфом.

 - На заседании присутствуют представители журналов: «Полесье»,
«Лесостепь и степь», «Вести Крыма», «Карпаты», «Экологический вестник».
Как и в каждом журнале у нас есть главные редакторы — это те, кто отвечает за работу всей группы и принимающее окончательные решения. В функции пресс-секретаря входит предоставление объективных данных. Корреспонденты — это сотрудники, которые сообщают в редакцию информацию.
- А так — же мы пригласили независимых экспертов, которые будут наблюдать за нашей работой и делать соответствующие выводы.

ІІІ.Актуализация опорных знаний
1. Экологическая загадка

с

и

Эксперт из «Экологического вестника»:
- Мы подготовили для наших коллег экологическую загадку. Попробуйте её отгадать
(Это определение природной зоны: природные зоны – это большие участки земной поверхности с одинаковой природой, климатом, почвой, растительным и животным миром)

2. Ассоциативный куст
- Уважаемые редакции журналов, я предлагаю вам познакомить ваших читателей и коллег с вашими природными зонами.
1. Журнал «Полесье»
Главный редактор:- Зона смешанных лесов находится на севере Украины. (демонстрация на карте) Её называют Полесьем. Поэтому мы и назвали наш журнал «Полесье», в котором большое внимание уделяем природе зоны смешанных лесов.
Пресс-секретарь :- Смешанные леса – это леса с хвойными и лиственными деревьями . Полесье занимает 1/5 часть всей территории Украины . Это край болот, больших и красивых озёр, огромных лесов. (показывает иллюстрации сизображением различных ландшафтов) . Любой лес похож на многоэтажный дом .
2. Далее выступят представители журнала «Лесостепь и степь» .

Глав.редактор : - Чем дальше на юг от зоны смешанных лесов, тем больше появляется безлесых участков – степей. Территория, на которой чередуются участки леса и степи называется лесостепной зоной . (демонстрация на карте) Природные условия благоприятны для роста и развития многих растений . В основном в этой зоне встречаются лиственные леса . Их населяют животные, большинство из которых живёт и в зоне смешанных лесов.
Пресс – секретарь :- На юг от зоны лесостепи к Чёрному и Азовскому морям раскинулась безлесая территория – степная зона , которая занимает большую территорию Украины : 40 % . ( демонстрация на карте) Здесь растут в основном травянистые растения : ковыль, полынь, горицвет , мак , овсяница . Деревья и кусты встречаются на берегах водоёмов и в балках . Только там им хватает влаги. Животный мир в степной зоне скудный . Почти все животные имеют желто-серую окраску , большинство из них живёт в норах : суслики , хомяки , степные тушканчики .
Спец. Корреспондент :- В степной зоне обитает большое количество насекомых : бабочек , жуков , кузнечиков . Степь – это дом для самой крупной птицы Украины – дрофы . (демонстрация рисунков)

3. А я приглашаю представителей журнала «Карпаты» .
Главный редактор : - Украинские Карпаты – горы средние по высоте. ( демонстрация на карте) Их образовали несколько горных хребтов. Между ними раскинулись живописные долины, покрытые цветущими травянистыми растениями. Многие из них являются лекарственными .
Пресс – секретарь :Карпатские горы – это место в Украине , где выпадает больше всего осадков. С гор течёт множество ручьёв и рек . У подножия и на склонах гор растёт лиственный лес. Чем выше подниматься в горы , тем чаще встречаются хвойные деревья .
Фотокорреспондент :- В Карпатских горах живут различные птицы и звери .

4. Приглашаются представители журнала «Вести Крыма» .

Главный редактор :- Южный берег Крыма – это живописный уголок страны. Целебный морской воздух , тёплая морская вода, минеральные источники , экзотическая растительность – всё это создаёт прекрасные условия для отдыха людей.

Пресс – секретарь :- Крымские горы являются влажным островом в сухом Крыму . В горах встречаются скалы фантастических форм, есть также загадочные пещеры и глубокие колодцы . А растительность , как и в Карпатах, меняется от подножия к вершине . В Крымских горах можно полакомится фисташками и кизилом , полюбоваться крокусами и гиацинтами, встретиться с разнообразными животными .

Физкультминутка для глаз

Вспомним карту Украины
Глазками покажем север.
Полесье – зона северная
На карте вверху поищем её.
Течет Днепр – Славутич с севера на юг
Покажем глазками, как воды его текут.
На юге он впадает в тёплое Чёрное море
Тут Крымский полуостров
На нём Крымские горы.
Смотрим на запад, находится он слева.
Высокие там Карпаты и бурные реки.
На востоке справа глазки
Донбасс отыщут.
Там каменный уголь в шахтах
Шахтёры добывают.
А теперь глазками по часовой стрелке
Обведите не спеша, старательно
Всю карту Украины.

V. Осознание смысла
- Ну, а сейчас наступает звёздный час наших экспертов из журнала «Экологический вестник»
1. Книга жалоб
- К нам в журнал поступает немало жалоб от обитателей лесов, степей, гор.
Попробуйте разобрать жалобы, назвать имя жалобщика и ответить обоснованная жалоба или нет.
Жалоба 1
- Ох и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. А некоторые и вовсе считают, что я беду приношу, потому что не сплю по ночам. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, любить такую птицу или обижать?
Журнал «Полесье»
Это, безусловно, жалоба к нам. И она, конечно, обоснованная. Жалуется на нас сова. Совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето. В ближайшее время в нашем журнале будет статья о пользе сов.
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что мы темноту любим, что странный вид имеем: птица – не птица, мышь – не мышь. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать, ведь мы такими уродились! Обижают нас часто.
Журналы «Вести Крыма», «Карпаты»
- А эта жалоба адресована нам. И она тоже обоснованная. Жалуется на нас летучая мышь. Летучие мыши живут в горах, в пещерах, питаются насекомыми и, конечно же, никакого вреда человеку не приносят. И очень скоро мы опубликуем статьи о пользе летучих мышей.
Жалоба 3
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят в меня или ногой пнут. А за что? Может и не стану я, как в сказке, никогда царевной! Зато польза от меня большая.
Журнал «Лесостепь и степь»
Эта жалоба к нашему журналу. Она более, чем обоснованная. Жалуется на нас жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут. В самое ближайшее время мы опубликуем статью о пользе жаб.
2. Взаимопроверка знаний
- Я знаю, что каждый журнал подготовил интересные задания о своей природной зоне для своих соперников. По традиции будем двигаться с севера на юг. Журнал «Полесье», какие задания вы приготовили для своих коллег?

1. «Полесье». Кроссворд
- Наши читатели любят разгадывать кроссворды. Мы предлагаем своим коллегам разгадать кроссворд про обитателей зоны смешанных лесов.
1) Кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
2)Рыжая красавица прыгает по веткам.
Небольшой имеет рост, но зато пушистый хвост (белка)
3)Он пернатый доктор, вылечит осинку.
Звонко клювиком тук-тук. Удирай, противный жук (дятел)
4)Хищнаяхитрюшка украдёт индюшку.
Рыжим хвостиком махнёт, быстро в сказку попадёт.

д
б я л
в е т и
п о л е с ь е
л к л и
к а ц
а

- Молодцы, а теперь журнал «Лесостепь и степь».

2. «Лесостепь и степь». Неоконченные предложения
- А наши читатели любят неоконченные предложения.
1) Ближе к югу от зоны смешанных лесов зима становится короче и … (теплее)
2)Леса тут чередуются с безлесыми участками. Это переходная зона от леса к степи называется … (лесостепь).
3)Чем дальше на юг, тем меньше лесов. Постепенно они переходят в бескрайние равнины. Это … (степь)
4)В степи зима более короткая, но очень … (холодная) с сильными … (ветрами)

- А теперь слово журналу «Карпаты»
3. «Карпаты». Ребусы
- Наши читатели любят ребусы. Мы и вам предлагаем разгадать ребусы о нашей природной зоне.
1) Чем покрыты Карпатские горы? (трава)
2)Кусты со сладкими ягодами, произрастающие в Карпатах и не только (малина)
3)Дерево, цвет которого ценится своими целебными свойствами (липа)
4)Насекомое (жук)
трава

Ш=Л малина

С=П липа

жук

-А теперь слово представителямжурнала «Вести Крыма».
4. «Вести Крыма». «Да - нет»
- Наши читатели любят играть в «Да - нет». Мы и вам предлагаем эту игру
1) Крымские горы граничат с зоной смешанных лесов? (нет)
2)Лето в Крымских горах длинное и жаркое? (да)
3)Самая высокая вершина Крымских гор называется Ай – Петри? (нет, Роман-Кош)
4)Для сохранения природы Крыма создан Карадагский заповедник? (да)
- А теперь мы предоставляем слово журналу «Экологический вестник»
5. «Экологический вестник». «Разноцветные шляпки»
- Наш журнал привык рассматривать экологическую ситуацию с разных сторон. Именно это мы предлагаем сделать и вам. С нашей точки зрения, наиболее полно проблемы окружающей среды можно рассмотреть с помощью разноцветных шляп. Вам, конечно, известен этот метод. И, всё же, позволим себе напомнить вам о нём.

Белая шляпка – выделение фактов, цифр, сведений, статистики. Информация не оценивается.
Чёрная шляпка – критика, негативные аспекты ситуации.
Красная шляпка – эмоции, чувства, вызванные ситуацией.
Жёлтая шляпка – оптимистические, позитивные стороны, умение увидеть хорошее в любой ситуации.
Зелёная шляпка – творчество (отображение ситуации в виде стихотворения, песни, пантомимы и т.д.)
Синяя шляпка – значимость ситуации, жизненный урок, который из неё выплывает.
- Мы предлагаем коллегам выбрать себе шляпку и соответственно оценить экологическую ситуацию в своей природной зоне.
«Полесье» - синяя
«Лесостепь и степь» - жёлтая
«Вести Крыма» - белая
«Карпаты» - чёрная
- Ну, а мы, «Экологический вестник» выбираем - красную шляпку

- Давайте начнём с юга, учитывая то, что сейчас достаточно холодно.
1) «Вести Крыма» - белая шляпка
- Крымская природа разнообразна и уникальна. На территории Крыма создано шесть природных заповедников, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Здесь ведутся научные работы, а также развивается туристско – экскурсионная деятельность.
1. Крымский заповедник – самый большой на полуострове и самый старый, создан в 1923 году.
2. Ялтинский природный заповедник – охраняет сосновые и буковые леса.
3.Небольшой заповедник «Мыс Мартьян» охраняет реликтовые средиземноморские леса.
4.Казантипский заповедник – расположен на древнем ископаемом рифе – мысе Казантип. Сложная и причудливая форма морского побережья в сочетании с нагромождёнными глыбами создали уникальный ландшафт.
5.Карадагский заповедник – удивляет незабываемыми видами на утёсы и прибрежные скалы.
6.Опукский природный заповедник расположен на Керченском полуострове. Приморские обрывы, горы создают уникальный ландшафт, который смотрится неожиданно среди равнинного пейзажа.
В Крыму есть ещё 33 заказника, а также Никитский ботанический сад.
2) «Карпаты» - вы выбрали чёрную шляпку. Слушаем вас.
- В результате непрофессионального подхода человека к природопользованию (расширение рубок леса, браконьерство, промышленные и аварийные загрязнения, сельскохозяйственная деятельность, развитие туризма, расширение транспортных сетей) возникла угроза нарушения уникальности Карпатских гор.
3) «Лесостепь и степь» вы выбрали жёлтую шляпку
- Для охраны природы зоны лесостепей и степей сделано немало. Редкие и исчезающие виды растений и животных занесено в Красную книгу, а значит, охраняется государством. Для сохранения уникальной природы этих зон созданы заповедники:
- биосферный заповедник «Аскания - Нова»;
- Украинский природный заповедник;
- Луганский природный заповедник;
- природные заповедники «Михайловская целина», «Еланецкая степь»
Для сохранения уникальных растений степей и лесостепей в Украине в 2002 году создана Зелёная книга Украины.
4)Журнал «Полесье» вы выбрали синюю шляпку
- 200 лет назад леса покрывали более половины территории Украины, сейчас только 14%. Несмотря на огромное экологическое значение леса и принятие постановлений и законов о его охране, в Полесье леса уничтожаются, а восстановление лесов осуществляется очень медленно и недостаточно. Следует отметить, что в последнее время леса из-за большого числа отдыхающих, с их дикарским отношением к природе, уничтожением редких лекарственных растений, ягод, грибов, вырубкой деревьев, лесных пожаров, причиной которых являются люди, теряют свои оздоровительные свойства.
- Лес не выдерживает наплыва людей в густонаселённых районах, страдает, болеет и гибнет от промышленных загрязнений.
- Основными мероприятиями по спасению лесов должны стать:
• Ограниченная вырубка лесов;
• Выращивание нового леса на месте срубленного;
• Сохранение растений леса;
• Создание лесозащитных и водоохранных лесополос;
• Повышение уровня экологического образования и воспитания населения.

VI. Рефлексия
- Вот и заканчивается заседание пресс-клуба. Время подводить итоги.
1. «Рюкзак»+ «Разноцветные шляпки»
- Давайте сложим в рюкзак ваши впечатления от сегодняшнего урока в соответствии с выбранными вами шляпками.
1) «Вести Крыма» - белая шляпка
Мы знаем… (природные зоны Украины, их особенности и то, как в Украине охраняют природу)
Мы умеем… (показывать на карте природные зоны Украины)
Мы достигли успеха…(потому что старательно и слаженно работали)
2) «Карпаты» - чёрная шляпка
Не понравилось…(что на подведение итогов темы выделен всего один урок)
Мешало…(что не все работали очень старательно)
Мы достигли успеха…(потому что хорошо подготовились и работали дружно)
3) «Лесостепь и степь» - жёлтая шляпка
Нам понравилось… (что мы отлично подготовились и хорошо работали)
Наше настроение… (отличное)
Мы достигли успеха…(потому что старались и помогали друг другу)
4)Журнал «Полесье» - синяя шляпка
Урок важен… (потому что он обогащает наши знания о природных зонах)
Мы достигли успеха…(потому что старались и были единой командой)
5) И наконец, журнал «Экологическийвестник» - красная шляпка
Мы были в … (отличном) настроении на этом уроке
Потому что… (мы слаженно работали, хорошо подготовились и у нас всё получалось)
Другие ученики были в … (хорошем) настроении
Настроение нашего учителя было… (тоже отличным, потому что мы замечательные дети)
2.Оценивание результатов работы
1.Оценивание результатов работы своей группы
- Уважаемые главные редакторы, прошу вас премировать работу своих лучших сотрудников, выдав им двенадцатибальные премии и премии чуть поменьше тоже старательным сотрудникам.
2.Выбор лучшей редакции
- Уважаемые редакции журналов, отметьте работу лучшей редакции журнала ваших коллег, прикрепив свою шляпку на их природную зону.

Категорія: Уроки | Додав: vita171273 (12.06.2016) | Автор: Вікторія Кондуфорова E
Переглядів: 1410 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!