Каталог статей

Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Природознавство [ Додати статтю ]

Кто такие рыбы?
Урок по природоведению 1 класс
Тема: Кто такие рыбы?
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.
Форма: урок-исследование.
Цели: познакомить детей с отличительными признаками рыб; учить определять принадлежность животного к своей группе; развивать речь, операции логического мышления: анализ, синтез, классификация, сравнение.
Оборудование: картины с изображением рыб, слайды с изображением рыб и заданиями и ответами для самопроверки.

Ход урока:

1.Организационный момент. АОЗ.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем урок природоведения.
- Сначала вспомнить то ,что мы выучили на прошлом уроке.
- Послушайте стихотворение.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – она росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась, над водою закружилась
Слайд №1

- О ком говорится в этом стихотворении? (О стрекозе.)
-А к какой группе животных относится стрекоза? ( К группе насекомых.)
-Кто такие насекомые? ( Животные, у которых шесть ног)
- Назовите, каких насекомых вы еще знаете? ( Учащиеся перечисляют.) слайд №2
- Метод « Закончи предложение» №3
( На прошлом уроке изучали….)
( К ним относятся…)
( Отличительными признаками насекомых являются….)

2. Сообщение темы и цели урока. Слайд №5

- Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравья интересовало, кого же могла увидеть стрекоза .
Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

В воде они живут.
Нет клюва, а клюют. (РЫБЫ)
( на доске картины с изображением рыб)

- Кто такие рыбы? ( ответы детей)
- Где они живут?
-Почему у рыб такая особенная форма тела?
- На эти и многие другие вопросы мы сегодня должны найти ответы.

3. Работа по теме урока. Слайд №6

1. Рассказ Карасика
-К нам сегодня в гости пришел наш старый знакомый карасик Золотенько Он решил помочь Муравьишке и нам разобраться Кто же такие рыбы..Давайте прочитаем , что он нам расскажет.
- Мы , рыбы, проводим всю жизнь в воде. Только одни рыбы выбирают соленую воду в морях и океанах. А другие могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках.

2. Беседа по содержанию рассказа.
- Где проводят свою жизнь рыбы?
- В какой воде обитают рыбы?
- Что такое пресная вода? ( Несоленая питьевая вода) Слайды № 7,8,9

3. Внешнее строение рыб. Практическая работа в парах.

- У вас на партах лежат конверты с пазлами. Вам нужно собрать рыбку. Если вы это сделаете правильно, то сможете прочитать название рыбы.
- В паре вам нужно обсудить внешнее строение рыбы.
- Так из каких частей состоит тело рыбы?
- Вывод: Тело рыбы состоит из туловища, плавников, хвоста и жаберной крышки
Слайд №10 – 11
- Вместо конечностей у рыб плавники. Плавники помогают рыбам плавать.

3. Отгадывание загадки. Чем покрыто тело рыб.
- Чем покрыто тело рыб?
- Поможет ответить на этот вопрос загадка.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Что это за одежда? ( Чешуя)
- Чем же покрыто тело рыб?
ВЫВОД: Тело рыбы покрыто чешуей
- Это отличительный признак рыбы. Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким , можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет ( Слайд 12)


- Подумайте и обсудите в паре нужен ли рыбам кислород?
Слайд 13
- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород и, большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

- А как вы думаете, почему рыбы могут всплывать и нырять? ( Слайд 15)
- Есть у рыб плавательный пузырь. Ни у кого другого его нет!- Который помогает рыбам нырять и плавать.

4. Физкультминутка.

На уроке отдохнём –
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим –
Вот такой у нас режим.

5. Работа по теме (продолжение)
- Вы уже видите, как много разных рыб у нас получилось.
- Мир рыб разнообразен и удивителен. Сейчас мы с вами познакомимся с местами обитания рыб и узнаем , что они все делятся на три группы.

Знакомство с разнообразием рыб. Слайд 15

- Каких рыб вы видите на слайде ? (Окунь, щука, карась, ерш).)
- Где эти рыбы живут? ( в реке)
- Значит ,как их можно назвать одним словом? (речные)
-Повторите название речных рыб.
- Каких рыб вы видите на следующем слайде? ( сельдь, камбала, акула, треска ) Слайд 16
- Где живут эти рыбы? ( в море)
-Как их можно назвать одним словом? ( морские)
- Еще раз прочитайте и повторите название этих рыб.
- Кто знает как называются рыбы на следующем слайде? ( гуппи, золотая рыбка, петушки, гурами) Слайд 17
- Где живут эти рыбки? ( в аквариуме)
- Как их можно назвать одним словом? ( аквариумные)
- Кто может сделать вывод, на какие три группы делятся рыбы?

ВЫВОД: Рыбы делятся на три группы: морские , речные и аквариумные

3. Игра « Найди дом для рыбки» Слайд № 18-24
- А теперь намного поиграем. У вас на партах лежат три кружочка: синий, желтый и красный.
- Вам нужно отгадать загадки о рыбках. Если рыба речная, показываете желтый кружочек , если морская, то синий, а если аквариумная- то красный.

Он в самом омуте живет.
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. ( сом)

Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. ( ерш)

Опасней всех в реке она!
Хитра , прожорлива , сильна. ( щука)

Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда!
Этот хищник знаменит
Тем, что он морской бандит! (Акула)

Была объемной, плоской стала,
Фигуру время поменяло.
И маскируется отлично!
Под стать морскому дну отлично! ( камбала)

Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали? ( золотая)

Одеваются нарядно
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Жёлтые и голубые
Некапризные рыбёшки
Всем знакомые ( гуппи)

4 Самостоятельная работа.
- Мы много узнали про рыб. Теперь я хочу проверить, как вы поняли, где обитают рыбы.
- Откройте тетради. Поиграем в игру « Найди дом для рыбы»
- Назовите рыб ,которых вы видите.
- В кружочки нужно поставить цифру, соответствующую рыбе, которая живет в реке или в озере, в море и в аквариуме.
- Работаем в паре. Потом проверим, правильно вы выполнили задание или нет.
5 Самопроверка. Слайд № 25, 26, 27, 28.

4. Составление кластера. Слайд №29
- У вас на партах есть листики со словами и словосочетаниями. Вам нужно прочитать и выбрать только те, которые подходят рыбам.
( Рыбы, , тело покрыто перьями, тело покрыто чешуей, , животные, водные животные, перелетные, дикие, морские, лапы, аквариумные, плавники, домашние, речные)

6. Итог урока. Микрофон.

- Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах?
- Чем они отличаются от других животных?
-На какие три группы можно разделить рыб?
- Из каких частей состоит тело рыбы?
- Как выглядят конечности рыбы?
-Чем покрыто тело рыбы?

7. Рефлексия .(Заранее на парты раздаются кружочки синего и желтого цвета)

- Кому понравился урок, поднимите ЖЕЛТЫЙ кружок.
- Кому урок не понравился, поднимите синий кружок.
-А теперь прикрепите «чешуйки» на тело рыбы.( На доске нарисовано туловище рыбы.
Дети прикрепляют к туловищу рыбы свой кружочек.)


Джерело: http://docme.ru/K222
Категорія: Природознавство | Додав: elenanikolaevna (21.01.2014) | Автор: Елена Николаевна Подорожняк E
Переглядів: 2636 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!