Каталог статей
Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Природознавство | [ Додати статтю ] |
Кто такие рыбы?
Урок по природоведению 1 класс Тема: Кто такие рыбы? Тип урока: изучение и закрепление новых знаний. Форма: урок-исследование. Цели: познакомить детей с отличительными признаками рыб; учить определять принадлежность животного к своей группе; развивать речь, операции логического мышления: анализ, синтез, классификация, сравнение. Оборудование: картины с изображением рыб, слайды с изображением рыб и заданиями и ответами для самопроверки. Ход урока: Прозвенел звонок и смолк. Начинаем урок природоведения. - Сначала вспомнить то ,что мы выучили на прошлом уроке. - Послушайте стихотворение. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – она росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела. На четыре – полетела. У реки остановилась, над водою закружилась Слайд №1 - О ком говорится в этом стихотворении? (О стрекозе.) -А к какой группе животных относится стрекоза? ( К группе насекомых.) -Кто такие насекомые? ( Животные, у которых шесть ног) - Назовите, каких насекомых вы еще знаете? ( Учащиеся перечисляют.) слайд №2 - Метод « Закончи предложение» №3 ( На прошлом уроке изучали….) ( К ним относятся…) ( Отличительными признаками насекомых являются….) 2. Сообщение темы и цели урока. Слайд №5 - Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравья интересовало, кого же могла увидеть стрекоза . Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку. В воде они живут. Нет клюва, а клюют. (РЫБЫ) ( на доске картины с изображением рыб) - Кто такие рыбы? ( ответы детей) - Где они живут? -Почему у рыб такая особенная форма тела? - На эти и многие другие вопросы мы сегодня должны найти ответы. 3. Работа по теме урока. Слайд №6 1. Рассказ Карасика -К нам сегодня в гости пришел наш старый знакомый карасик Золотенько Он решил помочь Муравьишке и нам разобраться Кто же такие рыбы..Давайте прочитаем , что он нам расскажет. - Мы , рыбы, проводим всю жизнь в воде. Только одни рыбы выбирают соленую воду в морях и океанах. А другие могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. 2. Беседа по содержанию рассказа. - Где проводят свою жизнь рыбы? - В какой воде обитают рыбы? - Что такое пресная вода? ( Несоленая питьевая вода) Слайды № 7,8,9 3. Внешнее строение рыб. Практическая работа в парах. - У вас на партах лежат конверты с пазлами. Вам нужно собрать рыбку. Если вы это сделаете правильно, то сможете прочитать название рыбы. - В паре вам нужно обсудить внешнее строение рыбы. - Так из каких частей состоит тело рыбы? - Вывод: Тело рыбы состоит из туловища, плавников, хвоста и жаберной крышки Слайд №10 – 11 - Вместо конечностей у рыб плавники. Плавники помогают рыбам плавать. 3. Отгадывание загадки. Чем покрыто тело рыб. - Чем покрыто тело рыб? - Поможет ответить на этот вопрос загадка. У родителей и деток Вся одежда из монеток. - Что это за одежда? ( Чешуя) - Чем же покрыто тело рыб? ВЫВОД: Тело рыбы покрыто чешуей - Это отличительный признак рыбы. Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким , можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет ( Слайд 12) - Подумайте и обсудите в паре нужен ли рыбам кислород? Слайд 13 - Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород и, большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. - А как вы думаете, почему рыбы могут всплывать и нырять? ( Слайд 15) - Есть у рыб плавательный пузырь. Ни у кого другого его нет!- Который помогает рыбам нырять и плавать. 4. Физкультминутка. На уроке отдохнём – На рыбалку мы пойдём! Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей, И вприпрыжку побежим – Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем, Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько. Ах, какая красота – Рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, Выпущу тебя я! Быстро в школу побежим – Вот такой у нас режим. 5. Работа по теме (продолжение) - Вы уже видите, как много разных рыб у нас получилось. - Мир рыб разнообразен и удивителен. Сейчас мы с вами познакомимся с местами обитания рыб и узнаем , что они все делятся на три группы. Знакомство с разнообразием рыб. Слайд 15 - Каких рыб вы видите на слайде ? (Окунь, щука, карась, ерш).) - Где эти рыбы живут? ( в реке) - Значит ,как их можно назвать одним словом? (речные) -Повторите название речных рыб. - Каких рыб вы видите на следующем слайде? ( сельдь, камбала, акула, треска ) Слайд 16 - Где живут эти рыбы? ( в море) -Как их можно назвать одним словом? ( морские) - Еще раз прочитайте и повторите название этих рыб. - Кто знает как называются рыбы на следующем слайде? ( гуппи, золотая рыбка, петушки, гурами) Слайд 17 - Где живут эти рыбки? ( в аквариуме) - Как их можно назвать одним словом? ( аквариумные) - Кто может сделать вывод, на какие три группы делятся рыбы? ВЫВОД: Рыбы делятся на три группы: морские , речные и аквариумные 3. Игра « Найди дом для рыбки» Слайд № 18-24
- А теперь намного поиграем. У вас на партах лежат три кружочка: синий, желтый и красный. - Вам нужно отгадать загадки о рыбках. Если рыба речная, показываете желтый кружочек , если морская, то синий, а если аквариумная- то красный. Он в самом омуте живет. Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. ( сом) Мастер шубу себе сшил. Иглы вынуть позабыл. ( ерш) Опасней всех в реке она! Хитра , прожорлива , сильна. ( щука) Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда! Этот хищник знаменит Тем, что он морской бандит! (Акула) Была объемной, плоской стала, Фигуру время поменяло. И маскируется отлично! Под стать морскому дну отлично! ( камбала) Все желанья исполняет К нам из сказки приплывает Рыбка родом из Китая Угадали? ( золотая) Одеваются нарядно Поглядеть на них приятно Однотонные, рябые, Жёлтые и голубые Некапризные рыбёшки Всем знакомые ( гуппи) 4 Самостоятельная работа. - Мы много узнали про рыб. Теперь я хочу проверить, как вы поняли, где обитают рыбы. - Откройте тетради. Поиграем в игру « Найди дом для рыбы» - Назовите рыб ,которых вы видите. - В кружочки нужно поставить цифру, соответствующую рыбе, которая живет в реке или в озере, в море и в аквариуме. - Работаем в паре. Потом проверим, правильно вы выполнили задание или нет. 5 Самопроверка. Слайд № 25, 26, 27, 28. 4. Составление кластера. Слайд №29 - У вас на партах есть листики со словами и словосочетаниями. Вам нужно прочитать и выбрать только те, которые подходят рыбам. ( Рыбы, , тело покрыто перьями, тело покрыто чешуей, , животные, водные животные, перелетные, дикие, морские, лапы, аквариумные, плавники, домашние, речные) 6. Итог урока. Микрофон. - Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах? - Чем они отличаются от других животных? -На какие три группы можно разделить рыб? - Из каких частей состоит тело рыбы? - Как выглядят конечности рыбы? -Чем покрыто тело рыбы? 7. Рефлексия .(Заранее на парты раздаются кружочки синего и желтого цвета) - Кому понравился урок, поднимите ЖЕЛТЫЙ кружок. - Кому урок не понравился, поднимите синий кружок. -А теперь прикрепите «чешуйки» на тело рыбы.( На доске нарисовано туловище рыбы. Дети прикрепляют к туловищу рыбы свой кружочек.) Джерело: http://docme.ru/K222 | |
Переглядів: 2636 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0 | |