Использование знаков препинания в предложении - Російська мова - Презентації та відео матеріали - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Російська мова [ Додати статтю ]

Использование знаков препинания в предложении

 

 

Тема: « Использование знаков препинания в предложении»
 Авторский продукт: презентация к уроку 24 кадра
Уровень сложности: средний
Тип урока: комбинированный
Приемы и методы: беседа, метод изучения нового материала на основе актуализации опорных знаний, прием «Эхо » (интонирование предложений), самопроверка, игровые приемы, самоанализ изученного материала
ЦЕЛЬ: познакомить со знаками препинания в конце предложения, повторить ранее изученный материал по темам «Текст», «Предложения», познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений.
Задачи:
- научить правильно интонировать предложения, различать их по цели высказывания;
-совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интерес к литературе и чтению;
- прививать уважение к изучаемому предмету, умение работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.
Оборудование.
Для учителя:
- презентация к уроку
- компьютер
- мультимедиа проектор
- учебник Э.С. Сильнова «Русский язык 2 класс» (2002 г.)
- картинки с изображением знаков препинания
Для учащихся:
- карточки с заданием
- учебник
- тетрадь
Материал содержит конспект урока карточки для учащихся, презентацию, физкультминутку, аудиозапись с песнями, которые звучать на уроке( в конспекте урока указано на каком этапе звучат песни)
                                                            Ход урока 

 

 

 

I. Организационный момент
Обращение учителя к детям
Учитель: Вот и прозвенел звонок!!!
Ты готов начать урок?
Все ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет знать урок
На отлично, на зубок.

II. Повторение пройденного
Учитель:
Сели все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку, посмотрев на экран. (Слайд 2).
Возьмите в руки ручку (учитель показывает, как нудно держать ручку), откройте тетрадь, проверьте, правильно ли она лежит.
Учитель: Запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня на уроке у нас необычные гости. Это птицы с Севера - пингвины. Они вместе с нами будут работать на уроке. (По щелчку на слайде 2 появятся пингвины). Им очень хочется научиться писать, быстро читать. Мы рады вам, пингвины! Будьте внимательны и у вас все получится.

III. Чистописание
Учитель: На экране видны слова:
рев, плов, флаг, ветка, буква (слайд 3)
- Какое слово лишнее? Почему?
Дети: «флаг», нет буквы «в». (По щелчку на слайде 3появится слово «флаг»)
Учитель: Какую букву будем писать? Догадались?
Дети: Вв.
Учитель: Посмотрите, как я напишу эту букву под счет. Пишем заглавную букву В сверху и соединяем ее со строчной буквой. (Учитель на доске под счет пишет большую и маленькую буквы). Отступаем и дописываем каллиграфическое упражнение до конца строки. На следующей строке напишите по алфавиту строчные буквы в паре с буквой в.
Учитель: ав бв дв (Запись на доске и слайд 4).
Учитель: Допишите по аналогии до буквы Й. Проверьте. (По щелчку на слайде 4 появляются буквосочетания)
ав бв вв гв дв ев ёв жв зв ив
Учитель: Молодцы! Все справились! Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой в слове ветка.
Дети: Согласный, звонкий, мягкий, парный.
Учитель: Составим транскрипцию. Сколько слогов в этом слове?
Дети: В этом слове 2 слога т.к. 2 гласные буквы, запишем слово, поставим точки под гласными. Гласная «е» дает звук [э], «а» - звук [а]. (Дети ставят ударение в слове, дают устную характеристику согласным «т» и «в» и выполняют запись). Ве-тка (в’этка) 5б., 5зв.
(работа на классной доске и в тетради с устным пояснением, проверка слайд 5)

Учитель: Сравним: какой звук буква «в» дает в слове «плов»?

Дети: [ ф].
Учитель: Почему?
Дети: После буквы «в» нет гласной- это слабая позиция согласного. Мы слышим парный звук [ ф].(По щелчку на слайде 5 появляется [ф]).

 

 

IV. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Мы знаем, что называется текстом. Вспомним, ребята.
Дети: Предложения, связанные по смыслу.
Учитель: А теперь проверим. (Слайд 6)
-Что мы называем предложением?
Дети: Слова, связанные по смыслу. (Продолжение работы со слайдом 6)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками препинания, которые используются при записи предложений, узнаем о их важной роли, закрепим умение определять границы предложений, научимся различать предложения по их эмоциональной окраске, повторим ранее изученный материал.

V. Изучение нового материала.
Учитель:
Прочтите текст.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами ( Слайд 7)

-Что затрудняет чтение текста?
Дети: Отсутствие знаков препинания.
Учитель: К нам в гости пришли три знака препинания. Угадайте!
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца. (Слайд 8)
Дети: восклицательный знак
(Выходит ученик. Он играет роль восклицательного знака.)
Восклицательный знак: Друзья мои, приятели,
Живу я много лет.
Примите восклицательный,
Мой пламенный привет!
Учитель: Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом (Слайд 9)
Дети: Вопросительный знак.
Вопросительный знак: Разные вопросы задаю я всем:
Что? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Учитель: Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Слайд 10)
Дети: Точка.

Точка: Точка ставится в конце.
Правда, же, подружки?
Если точки на лице, то их зовут веснушки.

Учитель: А какие еще знаки препинания вы знаете? ( Слайд 11). Известный русский советский писатель с мировым именем К.Г.Паустовский так сказал о знаках препинания:
«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»
Много произведений для детей написал этот писатель (Слайд 12-13) Талантливо и с любовью он описывал природу. А какой искрометный юмор! Какие детские рассказы вы читали? (Дети называют прочитанные ими рассказы) Любите чтение, оно поможет вам лучше познать наш мир, поможет стать образованными людьми, а может кто-то из вас захочет стать писателем.
Учитель: Откроем учебник на с.37 и прочитаем правило о том, какие знаки могут ставиться в конце предложений.(Дети читают правило). Наши знания мы сможем проверить после небольшой паузы.
Ах, какая погода за окном!!! Наши веселые пингвины приглашают вас отдохнуть!!!

VI. Физкультминутка (Презентация «Танец пингвинов»)
Учитель: А сегодня на уроке вы узнаете, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске.
Что означает слово «эмоция»? Прочтем в толковом словаре.
Эмоции от латинского слова emoveo- потрясаю, волную. Это явления, которые переживает человек в разных жизненных ситуациях и выражает их с помощью внешних признаков. Посмотрите на экран. Так мы можем выражать радость, печаль, сочувствие, обиду, гнев, восторг. Это наши эмоции и чувства. (Слайд 14-15)
Если бы мы с вами не пользовались эмоциями, то наша речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи мы наши эмоции выражаем при помощи интонации. Сегодня вы узнаете, какие знаки препинания ставятся в эмоционально окрашенных предложениях. На уроках чтения мы уже научились чувственно при помощи интонации выражать прочитанное предложение. А сегодня мы попробуем не только прочитать, но и правильно расставить знаки препинания в конце предложений. В каких предложениях ставится вопросительный знак? А восклицательный? Точка?
-Давайте расставим знаки препинания и прочтем текст. (Слайд 16) (Дети определяют границы предложений и расставляют знаки препинания).
Учитель: Запишите этот текст правильно в тетрадь. Проверим (На экране текст слайд 17).

 
VII. Работа со словарными словами
Учитель:
Наши пингвины так прыгали, что буквы в словарных словах рассыпались (слайд 18)
Гонва, олсеве, окзавл, стокво, девил.
-Попробуем поменять буквы в словах. Что у нас получилось? (Дети по одному выходят к доске и записывают слова, обозначают орфограммы, класс работает в тетрадях: вагон, весело, вокзал, восток, видел).
Учитель: Что общего в этих словах?

Дети: Буква в.
Учитель: Запишите слова в строчку, подчеркните орфограммы. Проверка по щелчку (слайд 18)
- Составьте предложение со словами: восток, мы, поехали.

Дети: Мы поехали на восток.

Учитель: Какой знак нужно поставить? (Слайд 19)

Дети: Точку.

Учитель: Если нам нужно спросить, то как звучало бы это предложение? (По щелчку появляется вопросительное предложение, дети учатся правильно его читать.).
- Какой знак бы вы поставили?

Дети: Вопросительный знак.

Учитель: Давайте произнесем это предложение с большей эмоциональной окраской. (По щелчку появляется предложение с восклицательным знаком). Молодцы!
-Какой знак будет стоять в конце?

Дети: Восклицательный знак.

Учитель: На следующем уроке мы изучим типы предложений по цели высказывания, и эти знания нам пригодятся.

 
VIII. Закрепление изученного
Учитель:
Послушайте песенку и догадайтесь, кто ее спел. (.Песенка из «Радионяни» слайд 20)
Дети: Пингвины!
Учитель: Правильно!!! Это наши пингвины ставят знаки препинания, где попало. Ребята, как можно ставить точку, где попало? (слайд 21) Прочтите эту небылицу.
Карточка
В реке. Рыбёшки на бугре. Мычит корова в конуре. Собака лает на заборе. Поёт синичка в коридоре. Играют дети.
(В реке рыбешки. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети)
Учитель: Исправим ошибки.(Дети устно исправляют ошибки)
Учитель: Что бы вы сказали пингвинам?
Дети: В предложении все слова связаны по смыслу .В конце предложения ставятся знаки препинания(.,?,!)Мы научились определять границы предложений, расставлять знаки препинания,
Учитель: Передадим тетрадь соседу. (Взаимопроверка) Проверим написание текста с экраном. (слайд 22)
Учитель: У С. Маршака есть стихотворение о знаках препинания. Наши ребята его подготовили.
Инсценировка стихотворения С.Маршака « Знаки препинания». Дети инсценируют стихотворение. Звучит песня. (слайд 23, Песня о точке, аудиозапись «Радионяня»)

 
IX. Домашнее задание
С.37 правило. Упр. 384
X. Итог урока
Учитель:
Чему мы научились на уроке?
Дети: Мы научились определять границы предложений, расставлять знаки препинания в них,
Учитель: Зачем нужны знаки препинания?
Дети: Они твердо держат текст и не дают ему «рассыпаться», передают наши эмоции.
Выставление оценок.
Учитель: Всем спасибо за урок!

 
Используемые источники информации
1. Е.Н. Бальшеева. Грамматика русского языка для младших школьников.- Литера, 2006.- 64 с.
2.С.Я. Маршак. Весёлые стихи и сказки. – АСТ, Астрель, 2009.-80 с.
3.Л.П. Николаева. Работа со словарными словами. – Экзамен, 2008.-512с.
4.с.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.- Оникс, Мир и Образование, 2008.- 736с.
5.Русский язык: Учебник для 2 кл. общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения /Е.С. Сильнова, Н.Г.Каневская, В.Ф. Олейник. – К., Освіта,2002.- 143 с.
6.Э. Успенский. Аудиокнига. Радионяня. – Элитайл, 2004.-формат mp3.
7.http://ru.wikipedia.org/wiki/Паустовский
 http://pradet.ru/images/dami/12/neprav_stol.jpg - посадка при письме
 http://www.a5.by/uplimg/img_111886_74548843736b2d069065b5f71accca64.jpg - рисунок книги
 http://www.amphora.ru/imgs/books_big/2040.jpg- рисунок книги
 http://www.textpubl.ru/upload/iblock/506/kot.jpg -рисунок книги
 http://img.4pk.ru/320x10000/images/48/3437748.jpg- рисунок книги
 http://www.gornitsa.ru/images/products/book1/al_book_39620.jpg -рисунок книги
 http://www.bookdk.com/super/300/79/9785180006479.jpg -рисунок книги
 http://www.1zoom.ru/big2/13/82063-2006.jpg -зима
 http://www.widewallpapers.net/mod/greenleaves/1440x900/wide-wallpaper-1440x900-037.jpg - ветка
 http://www.online-menu.ru/wp-content/uploads/2009/09/img_2385.jpg -плов
 http://content.foto.mail.ru/mail/darya.zhigalkina/_blogs/i-1410.jpg - книги
 http://www.blic.rs/_customfiles/Image/slike/2009/11_novembar/15/kultura/Konstantin-Paustovski-x.jpg -фото К.Г. Паустовского
 http://www.u-znayka.narod.ru/znayka.png -Знайка
 http://abcidia.ucoz.ru/_ph/7/2/428452763.gif -алфавит
 http://forum.sibmama.ru/usrpx/70792/70792_566x428_1261506488_picturecontentpid1d8de_1.jpg - удивление
 http://f2.vcp.digitalaccess.ru/contents/a/f/0c54eb929fef1a83cce578a2c3ee7f.jpg -точка и запятая
 http://www.simplifiedrecruitment.com/media/32633/10-most-common-recruitment-errors_265x449.jpg -восклицательный знак
 http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg -вопросительный знак
 http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-08/1282602929_1.jpg-компас
 http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/602/395048222.jpg - знаки препинания
 http://stbjp.msn.com/i/24/B05B212DB859D97531C0EFDE275A0.jpg -гнев
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/42/931/42931647_1240490128_2501994750_3da9723712_o.jpg - плач
 http://interesting-things.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011/02/The_Penguins_of_Madagascar_Wallpaper_JxHy4.jpg-пингвины
 http://webshop.gepiexe.hu/uploads/shop/webshop.gepiexe.hu/fajltar/1574.JPG - школьные принадлежности
 
 
Презентацию можно скачать по ссылке:


Джерело: http://docme.ru/ljk
Категорія: Російська мова | Додав: Стріла (16.08.2011) | Автор: Семіжонова тетяна Георгіївна E
Переглядів: 5164 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!