Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Я - класний керівник [ Додати статтю ]

Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся

Работа классного руководителя по формированию  коллектива учащихся


               (из опыта работы классного руководителя Виноградовой Н.Р.)

Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении начальной школы. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использовала следующие диагностические методики.
№1 “Фотография”, где уч-ся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и сделать “снимок” (т.е. рисунок)  своего класса. Анализируя полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на рисунке-фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу.
№2  “Дом, в котором я живу”. Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла изучить привязанность уч-ся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
№3  Среди родителей также проводилось анкетирование. На основании этого я пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены сами себе, а родители заняты своими проблемами. Единственное, что родители взяли на себя роль “контролёра” при выполнении домашних заданий, а помощи какой-либо нет по интересующим детей вопросам.
Результатом данных диагностик и наблюдений явилось следующее:
 - класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;
 - дети по воспитанности и образованности очень разные;
 - выявилась группа детей (на фотографии этих детей уч-ся располагали по краям), которая выпадает из общего круга общения детей;
 - некоторые дети в семьях одиноки.
Любому обществу необходимы очень сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы кол-ва. Научить этому детей может и должен, прежде всего, педагог.   
Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего подросткового возраста, которые очень сильно зависят от своих родителей в материальном и социальном плане, то на школьников, в данном случае, значительно больше влияет социально-психологическая атмосфера семьи, чем общество в целом. Второй – это микро социальные условия: т.е. коллектив класса.
Оба эти фактора и определяют то состояние кол-ва, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой кол-ва, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов кол-ва, определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами. Обязательным условием развития личности ребенка в кол-ве является эмоциональное благополучие, потребность в общении.
В связи с этим я старалась проводить тематические классные часы и родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в кол-ве класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
В рамках данного проекта я провела два классных часа: “Толерантность”, “Учимся строить отношения” и родительское собрание “Воспитание ненасилием в семье”.
 

http://school30.syzran.ru/

Категорія: Я - класний керівник | Додав: [ADM]Irina (27.10.2009)
Переглядів: 3601 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!