Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 класс
Русское чтение
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели урока: познакомить со стихотворным творчеством А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, развивать память, внимание, артистические способности;
воспитывать культуру общения, чувство справедливости, умение не поддаваться чужому влиянию.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к « Сказке о рыбаке и рыбке, иллюстрации к другим сказкам, выставка сказок А.С.Пушкина, презентация, отрывок мультфильма

Ход урока 

І. Организация класса
- Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу и поздороваемся с гостями.
Здравствуйте, слово, какое чудесное,
Доброе, светлое, чуточку нежное.
Здравствуйте, скажем мы новому дню
Здоровья желаем всем и всему

ІІ. Артикуляционная зарядка
Прежде чем мы начнём серьёзную работу, давайте выполним упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
1)Дыхательные упражнения. Сейчас мы с вами разогреем голосовые связки:
сдуй снежинку с ладони
"Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
2)Змейка
Сы-ры-си-ла-па-рус-ло-то-пор-ты
3) Выполняем упражнения на развитие дикции:
произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость). Скороговорка:
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов

ІІІ. Сообщение темы и задач урока
Итак, сегодня мы начинаем изучать новую тему «Страна- фантазия»
- Как вы думаете. Какие произведения размещены в этом разделе учебника?

ІV. Мотивация учебной деятельности
Эпиграфом нашего урока могут стать строки:
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)
Музыка «Как упоительны в России вечера»
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.
- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них. Это А. С. Пушкин.
И познакомимся мы с произведением «Сказка о рыбаке и рыбке»

ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Рассказ об Александре Сергеевиче Пушкине
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) родился и провел детские годы в г. Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображали жизнь общества того времени.
Когда Пушкин был маленьким мальчиком, его воспитывала няня - Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.
Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной- царевне лебеде», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

2. Работа над сказкой А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
А) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название произведения ("Сказка о рыбаке и рыбке”)
- Из чего ясно, что это сказка. ( Из заголовка)
- Что еще можно узнать из заголовка? (О героях. Рыбак и рыбка)
- Кто изображен на иллюстрации? (Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.)
- Где будут происходить события (Около моря)
- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. (Каждая часть - это новая картина или рассказ о новых событиях.)

РАБОТА НАД 1 ЧАСТЬЮ
Словарная работа
- Эти слова встретятся в сказке. Какое слово уже можете объяснить?
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная
Откуп - плата
Простофиля - глупый, несообразительный человек

- И так, самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкина, знакомство с которой мы начнем, прослушав 1-ую часть из сказки.
- А теперь проведем игру «Эстафета»
Вопросы после прочтения.
- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
- Почему рыбка названа "непростою”? (говорит, может исполнять желания)
- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
- С каким чувством он их произносил?
- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?
- Прочитайте описание моря.
На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.
- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?
Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.
- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).
Игра «Хвостик».
Я читаю начало предложения, а вы продолжаете.

2 ЧАСТЬ
Словарная работа
Кликать - звать
Пуще - больше
Корысть - выгода
-А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям. Остальные ученики следят за чтением).
- Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.
Анализ текста.
- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)
- Почему рыбак называет рыбку "государыней”?(почтительное отношение, т.к. просит у нее, правила обращения, культура речи.)
- Почему просит "смиловаться”?
- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?
-Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?("Разбранила меня моя старуха…”" Избу просит сварливая баба…”
- Что теперь захотелось старухе? (Избы)
- Прочитайте, как выглядит море?
- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?
- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось. Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.).

Задание: Буксир тянет за собой корабль. Сейчас буксиром буду я, а ты
кораблем. Я быстро иду по странице и прочитываю текст, а ты старайся
успевать за мной и тихо повторять.
Игра"Дуэт" – чтение парами одновременно
Игра «Разведчики»
Как обращался старик к рыбке?

3 ЧАСТЬ
Словарь.
Чупрун- чуб
Столбовая дворянка- особа знатного рода
- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.
Игра «Волна» Начало строчки читают шепотом, конец - громко.
Чтение в парах. 1 ученик читает 1 строчку, 2- вторую.
Анализ текста.
Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?
Найдите ответ в тексте.
(" Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…”)
- Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи? (стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение).
Почему? Объясни свой выбор.
- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.
- Как рыбка относится к старику?
Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки - это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак
- Прочитайте описание моря.
- Можно ли море назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)
- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?
-Каким показалось море?
- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря? - Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).

4 этап работы над текстом.
Работа над иллюстрацией к тексту сказки (с.39)
- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку
Определите, какой сказочный герой произнес эти слова. (На каждой парте лежат листочки со словами. Работа в парах.)
«Не печалься, ступай себе с Богом!»
«Воротись, дурачина, ты к рыбке».
«Смилуйся, государыня рыбка!»
- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).
Игра «Ловись рыбка» (уч-ся ловят на удочку рыбку, переворачивают, а на обратной стороне записано имя главного героя сказки. Этому герою дать характеристику)
Рыбка—добрая, благодарная, справедливая («Ассоциативный куст»)
Давайте составим характеристику старика и старухи. Соедините
Какой характер был у старика? У старухи?
Характер старика Характер старухи

Кроткий
Сварливый
Добрый
Мягкий
Злобный
Властный
Смиренный, покорный
Жадный, алчный
Податливый
Грубый
Неуживчивый
Безропотный
Бескорыстный
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи? Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.
Что оно означает?
Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность? Как ему нужно было поступить, что попросить у рыбки? (Доброе сердце для своей старухи)
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
Случается ли такое в жизни?
В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"
Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Работа в группах
 Ребята, чтобы проверить насколько вы внимательно работали на уроке выполните задание на листочках, можно пользоваться учебником.
В каком порядке старуха высказывала свои желания.
□ Попросила избу.
□ Захотела быть владычицей морскою.
□ Попросила корыто.
□ Желает быть столбовой дворянкой.
□ Хочет быть царицей.
В каком порядке менялось море.
□ Помутилось синее море.
□ Море слегка разыгралось.
□ Почернело синее море.
□ Не спокойно синее море.
□ На море чёрная буря.

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.
-Я тоже хочу попросить у рыбки здоровья и исполнения желаний для всех присутствующих в этом классе.

Определение основной мысли сказки.
- В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки?
Много хочешь- последнее потеряешь.
Много желать- добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.

V. Итог урока
- С творчеством какого поэта мы познакомились?
-Над каким произведением работали?
- Чему учит сказка?
-Какой была золотая рыбка? (мудрой)
- Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?
- Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?
(3 раза старик ловил неводом рыбу;
Рыбка говорит человеческим голосом и слышит старика, когда он ее кликает с берега морского;
Много просторечий, разговорные обороты «Не садись не в свои сани»
Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? (За жадность)
Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее? (Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)
Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ? (Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на большее зло).
Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.
Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил? (Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).
Не замечали вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение старухи? Когда это бывает? Можете ли вы такие, нравится окружающим вас людям?

VI. Рефлексия
Самооценка детей своего участия на уроке.
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать.

VII. Домашнее задание.
- Подготовиться к чтению сказки по ролям.
По желанию- нарисовать иллюстрации к сказке.

Сенкан
Сказка
Народная, литературная
Рассказывает, учит
Все люди любят сказки
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Категорія: Уроки | Додав: Свiтлана (23.10.2013) | Автор: Світлана E
Переглядів: 18068 | Рейтинг: 3.7/3
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!