Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Суд над декабрём

Интегрированный урок (природоведение, я в мире, литературное чтение)
Тема: Суд над декабрём
Цель:
• расширить знания учащихся о декабре как первом зимнем месяце;
• совершенствовать навыки быстрого, выразительного чтения;
• развивать логическое мышление, память, умение самостоятельно работать в группах, анализировать, аргументированно высказывать свою мысль;
• воспитывать любовь к природе, к народным традициям, желание трудиться в группе, интерес к чтению, учебе.


Ход урока:

І. РАЗМИНКА
- Ребята, сегодня нас с вами ждет необычный урок природоведения и по содержанию, и по форме. По содержанию, потому что к уроку природоведения мы присоединим урок литературного чтения и урок «Я в мире»; а по форме, - потому что урок наш будет в виде судебного заседания.
1. Ассоциативный куст
- Хотелось бы понять, что значит суд для вас. Выберите в группах слово, которое наиболее точно, по вашему мнению, ассоциируется со словом суд.
На доске: СУД
У групп:
приговор оправдание судья истина
справедливость наказание подсудимый прокурор
адвокат свидетель решение преступление
- Объясните свой выбор.
2. Мозговой штурм
- Ребята, скоро закончится ноябрь и наступит декабрь. А что вы знаете о декабре?
-Первый месяц зимы
-Холодно
-Длится 31 день
-Последний месяц года
-В декабре много праздников
-В декабре начинаются зимние каникулы
-21 декабря – день зимнего солнцестояния (самый короткий день, самая длинная ночь)
-Название декабрь латинское, произошло от слова «дека» - десять. В Древнем Риме декабрь был десятым месяцем, потому что год начинался с марта.
-По украински декабрь называется грудень.

 

IІ.ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Мы уже начали тему «Зима». И на прошлом уроке вы разделились на 4 команды. Мы с вами говорили, что зима – время противоречивое. И особенно противоречивым является ее первый месяц – декабрь.
Тех из вас, кому нравится декабрь, я попросила подготовить несколько тезисов о том, почему, с вашей точки зрения, декабрь хорош. Вы будете на нашем судебном заседании адвокатами.
Те из вас, кому декабрь не нравится, тоже, я надеюсь, подготовили несколько тезисов о том, почему декабрь – это плохо. Вы будете прокурорами или обвинителями.
Те из вас, кто не определился со своей позицией к декабрю, на прошлом уроке разделились на две команды:
ученые – биологи (вы подготовили научные факты о декабре) и
ученые – этнографы (вы подготовили сведения о том, как украинский народ относился к декабрю).
Вы на нашем судебном заседании будете экспертами и одновременно присяжными заседателями. Именно вам придется выносить вердикт.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ
-Начинаем наш судебный процесс. Даю слово обвинителям.
І группа (обвинители): - Уважаемые участники процесса. Мы предлагаем осудить декабрь, а проще говоря, отменить его. От него вреда больше, чем пользы. Дни в декабре короткие, а ночи длинные. Темень кругом.
ІІ группа (адвокаты): - Протестуем. Именно в декабре дни начинают увеличиваться, а ночи сокращаться. Послушаем биологов.
ІІІ группа (биологи): - Действительно, в начале и в середине декабря самые короткие дни и самые длинные ночи, но после 21декабря, – дня зимнего солнцестояния, ситуация начинает меняться. День начинает увеличиваться, а ночь сокращаться.
ІІ группа (адвокаты): - Вот видите, нельзя за это осуждать декабрь.
І группа (обвинители): - А что нам скажут этнографы?
IV группа (этнографы): - В народе говорят: «Грустен грудень и в праздник, и в будень». Но тем не менее, последний месяц года настраивает каждого из нас на ожидание хорошего. Как говорят в народе: «В декабре зима поворачивает на январский мороз, но солнце уже идёт на лето».
І группа (обвинители): - Декабрь месяц холодный. После ноября ещё сильнее похолодает.
ІІ группа (адвокаты): - И с этим мы не согласны. Декабрь – не самый холодный месяц. Нельзя его за мороз осуждать. Послушаем биологов.
ІІІ группа (биологи): - Действительно, декабрь лишь подготавливает природу к настающей зиме, которая в нашем климате войдёт в силу в середине января – первой половине февраля. Декабрь характеризуется несильными морозами и частыми оттепелями.
І группа (обвинители): - А что скажут этнографы?
IV группа (этнографы): - Мы вынуждены согласиться с биологами. В древнерусские времена декабрь называли «ГРУДНЬ». Груднь – это неровная, покрытая грудками (слежавшимся снегом) дорога. Снегопады в декабре редки. В народе говорили: «Декабрьские морозы зимы не делают».
І группа (обвинители):- Но месяц то – скучный. Небо будет серым, постоянные облака, сыро. Давайте декабрь отменим. После ноября пусть сразу будет январь с его солнцем и морозами. Что нам скажут биологи?
ІІІ группа (биологи): Да, декабрь часто характеризуется низкой облачностью и осадками в виде мокрого снега. Солнечные дни в декабре редки.
ІІ группа (адвокаты): - Категорически мы с вами не согласны. Мало солнечных дней в декабре? Зато праздников много. Что нам скажут этнографы?
IV группа (этнографы): - Да, декабрь – один из самых богатых на праздники месяцев. Умел наш народ отвлекаться от серых будней. Почти каждый декабрьский день является каким-то праздником. Но самые любимые народом – Николаевы праздники.
17 декабря – Варвары,
18 декабря – Саввы,
19 декабря – Николая.
Николаевы праздники в Украине отмечают особенно торжественно. Считалось, что он покровитель всех бедных и обездоленных. Но особо его почитали дети, для которых Николай является почётным заступником, охранником.
Существует легенда, что Николай спасал детей посреди моря. Николай Чудотворец носит подарки детям так, чтоб его никто не видел.
ІІ группа (адвокаты): - Нельзя декабрь считать скучным, ведь помимо народных праздников, в конце декабря люди начинают провожать старый год и встречать новый. Новогодние ёлки, новогодние каникулы… Что может быть интереснее! Нельзя декабрь осуждать.
- Уважаемые ученые, никак не могут наши обвинители и адвокаты сойтись в едином мнении. Придётся вам, как присяжным заседателям выносить свой вердикт, а пока вы совещаетесь, мы немного отдохнём и посмотрим видеоролик о декабре, в котором использована музыка выдающегося композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Декабрь».
Релаксационная минутка (музыка)
- Ну, что ж, господа, присяжные заседатели, - вынесите нам свой вердикт. Осуждать нам декабрь или оправдать его?
ВЕРДИКТ: - Каков бы ни был декабрь, а отменять его нельзя. Месяц из года не выбросишь. Наш вердикт – декабрь не отменять.

IV. ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА
1.Сообщение темы
- А сейчас, ребята, мы с вами поработаем над сказкой Н. Сладкова «Суд над декабрем».
Там звери тоже судили декабрь.
- Как вы думаете, какой вердикт декабрю вынесли они?
2.Коллективная работа над изучением сказки
-Сейчас откройте учебники «Литературное чтение» с.76 – 77 и послушайте эту сказку. Попытайтесь успевать читать молча вместе с диктором.
3.Чтение сказки диктором
4.Первичный анализ сказки

- Оправдался ли ваш прогноз? Угадали ли вы вердикт, который вынесли звери? Совпал ли он с вашим вердиктом? Успевали ли вы читать вместе с диктором?
5.Чтение сказки по ролям
- Ворон
- Все
- Филин
- Налим
- Теререв и глухарь
- Автор

V. РЕФЛЕКСИЯ
- Понравилось ли вам быть участниками судебного разбирательства?
1.Сенкан
- Чтобы подвести итог, давайте составим сенкан
Первая строчка ДЕКАБРЬ
І группа (обвинители)придумывает II строку ( необходимый, неподсудный)
ІІ группа (адвокаты) придумывает III строку (приходит, морозит, радует)
ІІІ группа (биологи) придумывает IV строку (Декабрь – первый месяц зимы)
IV группа (этнографы) придумывает Vстроку (Груднь)
Получилось:
Декабрь
Необходимый, неподсудный
Приходит, морозит, радует
Декабрь – первый месяц зимы
Груднь.
2.Неоконченное предложение
- Продолжите предложения:
І группа (обвинители)На сегодняшнем уроке для меня самым важным было… (то, что урок можно проводить в форме суда)
ІІ группа (адвокаты) Эта информация позволяет сделать вывод, что… (декабрь необходимый месяц в году)
ІІІ группа (биологи)Это решение принято потому, что… (мы обсудили все стороны вопроса)
IV группа (этнографы) Сегодняшний урок научил меня… (принимать решение, обсудив вопрос со всех сторон)
3.Оценивание
4.Домашнее задание

Дома вы ещё раз прочитаете сказку Н.Сладкова «Суд над декабрем» и ответите на вопросы после текста с.76-77
5.Видеоролик о зимних месяцах
- А сейчас, чтобы отдохнуть и расслабиться предлагаю вам посмотреть видеоролик о зимних месяцах «Три белых коня».

Категорія: Уроки | Додав: vita171273 (12.06.2016) | Автор: Вікторія Кондуфорова E
Переглядів: 1668 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!