Зачем мы спим ночью? - Уроки - Вчитель вчителю - Каталог статей - Вчитель вчителю, учням та батькам

Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Зачем мы спим ночью?

Зачем мы спим ночью?

Окружающий мир. 1 класс

Тема. «Зачем мы спим ночью?»

Цели. Выяснить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с ночными животными, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни; воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.

Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); рисунки с изображениями животных, которые не спят ночью, людей, работающих ночью; интерактивная доска; рисунки детей на тему «Мой сон»; аудиозапись песни «Спят усталые игрушки».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее название попробуйте сами. Для этого сначала прослушайте фрагмент детской песенки, которая вам поможет.

Звучит первый куплет песни «Спят усталые игрушки» в исполнении О. Анофриева.

– Кто может назвать тему урока?

Дети называют свою версию темы урока.

– А теперь, ребята, вместе прочитаем название темы урока.

На экране появляется название темы. Ученики хором читают.

III. Работа по теме урока

У. Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?

Выслушиваются ответы детей.

– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи (в учебнике) и посмотрим, правы ли вы.

Дети читают.

– Что происходит с человеком за день?

Дети. Он устает.

У. Зачем он ложится спать?

Д. Чтобы отдохнуть и набраться сил.

У. Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 108. Что случилось с мальчиком на уроке?

Д. Он заснул.

У. Почему он заснул на уроке?

Д. Он не выспался.

У. О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?

Дети отвечают.

– Отсюда – вывод: спать надо ложиться вовремя.

Учитель читает текст под этим рисунком.

– Почему надо ложиться спать вовремя?

Д. Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.

У. Что нужно и можно и чего нельзя делать перед сном?

Беседа с детьми по рисункам учебника на с. 108.

Д. Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы.

IV. Работа в группах

Класс делится на две группы. Ученики первой группы составляют инструкцию «Перед сном нельзя...», предложения в которой нужно начинать со слова «нельзя». Ученики второй группы составляют инструкцию «Перед сном не забудь...». Советы должны начинаться со слов «Не забудь...».

V. Физкультминутка

VI. Беседа о животных

У. Ребята, а спят ли животные?

Д. Да.

Подготовленный ученик читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»:

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.

У. Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица?

Д. В норе.

У. Белка?

Д. В дупле.

У. Мышка?

Д. В норке.

У. А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?

Дети рассказывают о том, как спят кошки, собаки, хомячки или другие животные, которые есть у них в квартире.

– А теперь отгадайте загадки, и тогда вы узнаете, какие животные ночью не спят:

Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

(Сова.)

Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать...

(Сверчок.)

Днем спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу на лету добывает.

(Летучая мышь.)

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно...

(Светлячок.)

– Эти животные изображены в учебнике на с. 109.

Подготовленные дети рассказывают о животных, ведущих ночной образ жизни.

VII. Физкультминутка

VIII. Беседа о профессиях людей

У. Люди каких профессий ночью не спят? Почему?

Работа идет по рисункам на с. 109, внизу. Выслушиваются рассказы детей.

IХ. Физкультминутка

Х. Беседа о снах

Работа с выставкой рисунков «Мой сон».

У. Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране милиционеры, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что все происходит само собой, там все необычно и интересно. Отгадайте загадку, и вы узнаете название этой страны:

Не стукнет, не брякнет,
А ко всякому подойдет.

(Сон.)

– Кто из вас видит сны? А что вы видите во сне? Кто из вас хочет рассказать о своем сне? Давайте послушаем несколько рассказов. (Рисунки детей появляются на экране.) А теперь послушайте стихотворение В.И. Левина «Сон»:

Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад,
Стадо спит, пастух и пес…
Сон в страну свою унес.

А теперь ребята, мы с вами разучим ночную считалочку, которую можно читать перед сном, чтобы сон был крепким:

Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо ночью спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит сон.

(В. Берестов)

ХI. Домашнее задание

У. Нарисуйте в тетради на печатной основе, что вам снится ночью.

ХII. Итог урока

Звучит фрагмент песни «Спят усталые игрушки».

У. Почему мы спим ночью? Как правильно подготовиться ко сну?

Выслушиваются ответы детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Летучие мыши

Летучая мышь – это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке, – которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.
Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы.
Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

Летучие мыши
Летают над крышей,
А если хотят,
То летают и выше.
И думает кошка,
Смотря из окошка:
«Как жалко, что я
Не летучая кошка!»

(Ю. Воронский)

Сова

У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью.
Летает она бесшумно, у нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит. Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!

Еж

Еж – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!
Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий.
Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.
Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох, так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки

Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там, во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.
Яркие малоподвижные огоньки на земле – самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков – тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко.
Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются они гниющими растениями и мелкими животными.
Светящийся орган – фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пожарное дело

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться.
В конце ХV века в Москве была создана опаса – так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться пожарные каланчи.

Спасатель

Прежде всего спасатель – отважный и решительный человек, который решил посвятить себя этому благородному делу. В эту систему входят войска гражданской обороны, которые во время боевых действий или землетрясений должны помогать мирному населению: старикам и детям. Эти войска не имеют оружия. Они оснащены строительной техникой, разными машинами, которые всегда активно помогают спасателям в сложных ситуациях. Авиация спасателей летает в любую погоду.
27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей, а его руководителем был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

Милиционер

Работа милиции в России началась 10 ноября 1917 года.
18 апреля 1991 года вступил в силу Закон РСФСР «О милиции». Ей поручено обеспечивать безопасность личности, пресечение преступлений и административных правонарушений, а также защищать частную и государственную собственность. Милиции запрещается прибегать к пыткам и насилию.
Милиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Милиция обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах.
17 ноября 1923 года была создана служба участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы – главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех милицейских подразделений.

Врач. Скорая помощь

Служба скорой помощи зародилась как добровольное благотворительное движение, участники которого руководствовались стремлением по мере сил помочь страждущим, принципами гуманности и милосердия.
Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах.
Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.
Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. И 28 апреля 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи.
В первую очередь организовали скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах.
Ежедневно тысячи бригад оказывают помощь больным и пострадавшим. Все бригады станции оснащены портативными электрокардиографами, электрокардиопередатчиками, наркозно-дыхательной аппаратурой, вакуумными шинами, мобильными переносными средствами связи.

 

Тамара Ларгина, учитель школы № 144, г. Самара

Категорія: Уроки | Додав: [ADM]Irina (22.11.2010)
Переглядів: 3461 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!