Каталог статей
Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання | [ Додати статтю ] |
Первоклассный отбор Если ребенок еще не окреп физически, лучше продлить ему детство еще на год или, что из себя представляют тесты и кому в 1 класс лучше не идти.
Чуть больше месяца остается до начала массового приема детворы в первые классы. А в некоторых спецшколах набор начинается с марта. О том, что надо учитывать, оформляя ребенка в школу, мы спросили у начальника отдела дошкольного, начального и специального образования МОН Веры Шинкаренко, педагога младших классов Ирины Стратилат и психолога Екатерины Гольцберг. «Детство, постой!» Существенных изменений в этом году не предполагается, - успокоила Вера Ивановна. - Обычные школы, обслуживающие свои микрорайоны, должны принимать всех, без какого-либо контроля знаний. И только при наборе в специализированные школы или классы, где обучение с самого начала ведется по углубленным программам, разрешается проводить отборочные испытания в виде собеседований или тестов. Но и тогда содержание тестов не может выходить за рамки программы детсада. В 2009- Как сказано в Инструкции по приему, в первый класс, как правило, записывают детей, которым на 1 сентября исполнятся полные 6 лет. Если шесть стукнет только в сентябре-октябре, подход должен быть индивидуальный. Часто родители приводят таких ребят, полагая, что чем раньше они начнут учиться, тем большего достигнут. Однако педагоги и психологи сходятся во мнении, что лучше продлить им детство еще на год. Особенно мальчикам, которые в этом возрасте часто отстают и физически, и психологически. "Первый класс они еще вытягивают, т.к. там программа не очень сложная, а с середины второго класса им становится все труднее. Сейчас у меня в классе двое таких ребят, и я точно знаю, что пойди они в школу через год, то были бы одними из лучших, - говорит Ирина Стратилат. - А бывает, что даже шестилетки еще недостаточно развиты, и опыт показывает, что им тоже лучше продлить детство еще на год". Но здесь может возникнуть проблема с детсадом, который «выпихивает» выпускников в школу. Однако в МОН нам сказали, что лишить ребенка места в садике никто не может. Другое дело, что ему придется провести год с более младшими детками и опять учить уже пройденную программу. Но если заниматься с ним дополнительно, то к следующему сентябрю он станет вундеркиндом и, возможно, закрепится в этом статусе и дальше. По стандарту. Многие родители озабочены только тем, достаточно ли ребенок подготовлен к школе, хотя гораздо важнее, готов ли он к новому и очень напряженному графику работы по состоянию здоровья. Есть несколько простых признаков определения такой готовности. Первый - по соотношению "рост-вес", по которому конечности дорастают до определенной длины на определенной фазе развития. Попросите ребенка достать рукой через голову до противоположного уха. Если получается, значит, школьные нагрузки должны быть ему по силам. Второй - по количеству выпавших зубов. В норме основная часть молочных зубов меняется к 7 годам, поэтому раньше детям было проще. А для нынешнего шестилетки условной нормой считается, что к моменту вступления в школу у него должны выпасть и начать расти хотя бы 4 зуба. И третий фактор - подверженность хроническим заболеваниям и утомляемость. Особенно это касается детей, стоящих на учете у невропатолога, которым, скорее всего, будет трудно учиться в спецшколе. Хотя в обычные школы должны брать всех, кто подаст документы, многие из них практикуют предварительное собеседование, целью которого является не столько определение способностей ребенка, сколько выявление его особенностей, чтобы подобрать более подходящие ему класс и учителя. Собеседование длится 15-20 минут в присутствии родителей. В комиссию входят учитель, психолог и администратор. Вопросы должны быть только по программе детсада, и лишь если ребенок сам захочет показать, что он знает больше, его выслушают. А вот поступающим в спецшколы предстоит конкурсный отбор, и тем, кто его не пройдет, имеют право отказать. Испытание представляет собой такое же собеседование, но с элементами тестирования. "Нередко в ребенке сочетаются интеллектуальная развитость и некоторое физическое отставание, которые мы и стараемся выявить - чтобы понять, справится ли он с нагрузками спецшколы", - говорит Екатерина Гольцберг. Что спрашивают в спецшколах Тест 1: на социальное развитие. Задаются житейские вопросы, ответы на которые ребенок должен знать в этом возрасте: как зовут родителей, где они работают, рассказать о бабушках, дедушках и других членах семьи, назвать свой домашний адрес и день рождения, ориентироваться во времени суток и временах года, а также знать, какое время года следует за весной, когда катаются на санках, и т.п. Ребенок должен уметь назвать 5 животных или 5 деревьев. Тест 2: на общее развитие. Просят нарисовать фигуру человека. Более развитый ребенок изобразит больше деталей: глаза, уши, нос, причем важно, как он рисует губы, нос и уши - палочками и кружками или более объемно, с ноздрями и др. тонкостями. Информативны также выбор цвета и размера рисунка: будут ли это крошечные человечки где-нибудь в уголке или пейзаж во весь лист. Тест 3: на копирование небольшого текста. Определяется, насколько рука готова к письму. Для тренировки надо больше рисовать, лепить, развивать мелкую моторику, которая заодно развивает и речь. Тест 4: на концентрацию внимания. По лабиринту с переплетенными линиями ребенок должен взглядом проследить по какой линии можно попасть к домику или зайчику. При этом не разрешается вести по линии пальчиком, а только взглядом. Тест 5: на логическое мышление. Из ряда предметов надо выделить лишний или обобщить их и пояснить почему. Обычно детям проще справиться с таким заданием не на слух, а по картинкам. Тест 6: для спецшкол. В языковой проверяют также память (надо повторить 7-10 слов), фонематический слух (воспроизвести характерные для чужого языка сложные звуки), общий уровень (рассказать стишок на английском). Проверят, нет ли дефектов речи, ибо из-за этого ребенку будет трудно учить языки. Для проверки математических способностей попросят посчитать до десяти и в обратном порядке, подсчитать количество ног у коровы, а сколько у двух коров?.. Могут также попросить почитать, хотя это не приветствуется, т.к. считается, что чтению должна учить школа. При несогласии с результатами собеседования родители могут апеллировать - обратившись к председателю комиссии, как правило, это директор школы. Но во второй раз предложат уже другие тесты. Советы психолога Перед собеседованием ни в коем случае нельзя настраивать ребенка, что это очень важный этап в его жизни и что он должен собраться и показать высокий результат. А говорить, что просто идете смотреть школу, что его там все ждут и будут ему рады. В ходе собеседования родителям лучше молчать и не вмешиваться. Не пытайтесь однозначно определить способности своего шестилетки, они проявятся, в лучшем случае, через несколько лет. И лучше уже тогда перевести его в профильную школу. Выбирая школу, заранее осмотрите ее, поговорите с учителями, поинтересуйтесь рекомендациями других родителей. Психологи считают, что выбирать надо не школу, а первую учительницу. И хорошо, если у вас с ней сложатся доверительные отношения, или даже она будет чем-то похожа на маму. Тогда малышу будет легче адаптироваться. Домашним детям перед школой лучше походить в сад хотя бы полгода-год. Замечено, что, попадая в детском коллективе под вирусную атаку, они начинают часто болеть, и будут отставать в учебе. Родителям стоит поумерить амбиции и не ждать, что ребенок заполнит ваши пробелы в образовании. Но все же задавайте ему планку для развития чуть-чуть выше его уровня. Автор: Наталия Яворская | |
Переглядів: 1171 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |