Каталог статей
Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання | [ Додати статтю ] |
Курс «Введение в школьную жизнь»
Курс «Введение в школьную жизнь» Составитель: Седова Наталья Николаевна, учитель начальных классов ОШ № 97, учитель-методист, Заслуженный учитель Украины Донецк 1999 Пояснительная записка Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь? Нам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности, все так перепутано, трудно… Вам известно это состояние? Тогда нам легче понять ребенка, находящегося на перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством. Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Ребенку трудно, и с ребенком в этот период тоже непросто. Данный курс призван помочь ребенку, стоящему у порога школы, построить содержательный образ «настоящего ученика». Это своеобразный ввод в новый образ, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоение отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». В идеале такой курс должен был бы проводиться весной, перед самым выпуском детей из детского сада, учителем, который берет детей в свой 1 класс. Но в силу объективных причин это невозможно. Поэтому я вижу его место в начале сентября в течение первой недели в школе. В течение этой недели никаких учебных занятий не проводится, только занятия из данного курса. Принципиально важно не то, где, когда и кто будет проводить этот курс, а кого взрослый выводит из дошкольной жизни и куда, в какую именно школьную жизнь он их ведет. Кого я ввожу в школьную жизнь? Я хочу, чтобы мои ученики были любознательными в первую очередь. Это значит, что я хочу их ввести в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества. В какую школьную жизнь я хочу ввести ребенка? - Школа должна сохранить (или восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка, так как они являются необходимым условием успешности любой деятельности. - Школа должна научить ребенка учиться, так как умение учиться входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. - Школа должна развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение. - Школа должна обеспечить воспитание навыков общения, сотрудничества, так как сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться Как учить себя с помощью взрослого? Выделяю три характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым: 1) оно несимметрично, ребенок не имитирует взрослого; 2) оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую цель их совместных усилий; 3) ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом нового знания. Сотрудничество со взрослыми. Работа в группе совместно работающих детей предполагает наличие умения: а) сформулировать свою точку зрения; б) вияснить точки зрения своих партнеров; в) обнаружить разницу точек зрения; г) попытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений. Отношение ребенка с самим собой Выделяю принципы, применяющиеся нами для обучения первоклассников оцениванию: 1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценки. 2. Оценка не должна быть глобальной (оценивать разные аспекты своих усилий). 3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика. 4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов – эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, никого не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства. Перед первым сентября я провожу родительское собрание, где знакомлю родителей с содержанием курса «Введение в школьную жизнь», решаем вместе вопрос о том, будут ли родители приглашаться на эти занятия. Присутствие родителей имеет свои положительные стороны: - родители помогают учителю; - их присутствие делает атмосферу первых дней в школе более домашней, доверительной; - они смогут более грамотно и правильно помочь детям в выполнении домашнего задания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА День первый Урок № 1. ЗНАКОМСТВО В развивающем обучении обучение происходит в совместной форме, где работают группами, потому необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом, научились обращаться к учителю, к другому, фиксировать свое желание что-то сказать, выразить свое мнение. Вводится знак – «Знак поднятой руки». На уроке выделяются две линии: - редкие имена; - образование групп. Родители – поддержка, помощь (раздать что-то, сводить в туалет, помочь рассадить и т.д.) Схема 1 Чтобы дети сидели группами, парты удобнее расставить так (или свой вариант) 1. Учитель здоровается, называет свое имя, рассказывает немного о себе, что он любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает детям, если они хотят, спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быстрее познакомиться. 2. Теперь надо перезнакомиться друг с другом. Чтобы ввести норму школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает быстро перезнакомиться: на знак «раз-два-три» громко сказать свое имя и на сигнал «молчок» - закрыть рот ладошкой. Итог: знакомства не получилось, получился только шум. Говорить нужно по очереди! Но сразу 30 детей не запомнишь. Сначала познакомимся по группам. (Желательно для каждого ребенка сделать визитку, которая будет стоять на парте в течение всей первой недели). 3. Момент организации групп. Что значит по очереди назвать свое имя? Это значит, кто-то начнет говорить первым. (Учитель показывает короткую пантомиму: бьет себя в грудь: «Я буду первым», показывает рукой на кого-то:»Он будет первым». Потом отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок – тот, кто будет первым). 4. Групповая работа – без специальной организации взаимодействия. Первый говорит свое имя, вслед за ним по кругу остальные. Потом группа шепотом произносит все имена. На работу три минуты. Когда учитель позвонит в звоночек, все ученики замолкают и замирают. 5. Представление группы. Группа хором или один ученик называют все имена (группа может встать, каждый ученик поклониться, ответ каждой группы встречается аплодисментами). Дополнительное задание: - Кто услышал редкие имена? А еще какие редкие имена знаете? (Если начнут выкрикивать с места – напомнить: существует «знак поднятой руки»). 6. Рассказ учителя о значении имен (приложение 1: Александр – защитник людей, и т.д.). 7. Имена каждого ребенка узнали, скоро запомним. Кто умеет читать, всегда может прочесть на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все 5 имен – долго. Пусть группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать: «Ландыш», «Веселые». - Закройте глазки. Представь себе, какое имя ты хочешь предложить своей группе. Если в группе одно предложение – спросить, согласны ли остальные. Если нет предложений – предложить 2-3 альтернативы. Если несколько предложений и есть несогласные, решение не принимать. Объявить имена групп, достигших согласия. А безымянные отправить на перемену с заданием: договориться. Урок №2. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА Повторение знака 1 – «Знака поднятой руки». Эта форма обращения сугубо школьная. Вообще необходимо противопоставление школьной и нешкольной форм поведения. Пир этом нешкольная рассматривается не как неудачная, а как неуместная. Смысловой центр урока – введение схемы времени. Дети работают не с круглым циферблатом, а со знаком времени – линией, своего рода «временным лучом». В результате работы ребенок должен овладеть «своим временем» - овладеть еще одним средством организации своего поведения. Вводится знак – «звонок». Все уроки проводятся с подчеркиванием этикета – «спасибо за ответ». 1. Мы на первом уроке учились или не учились? Сейчас мы узнаем! - Кто запомнил имя своего соседа? (Поднимают ли руку для ответа). - Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать? А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? Конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечено время, когда ребенок встает, начало уроков, конец уроков. 2. Задание группам: - вспомнить не менее трех дел, которые обязательно нужно сделать до школы; - выбрать того, кто будет говорить от имени группы; - говорящий шепотом предлагает товарищам вариант ответа, если группа считает, что он готов к ответу, пусть встает. 3. Ответы групп: а) дети называют утренние дела, выставляют на оси времени картинки, обозначающие эти дела в таком порядке, в каком они называются. - Учитель по выставленным картинкам описывает утро школьника, исправляют все вместе порядок картинок. Пантомима «Утро школьника» (все вместе). б) С кем ты делаешь эти дела? Сам или нет? (над осью появляются значки: мама, папа дедушка, бабушка. Учитель настаивает на соблюдении утреннего ритуала и предпочтительно самостоятельно. Домашнее задание: Составить для себя аналогичный план сбора в школу. С помощью родителей как-то его оформить. 4. Учитель рассказывает о «школьном времени». Границы уроков и перемен отмечены звонком. 5. Задание группам: построить план такого школьного дня, который вам нравится (может быть общий план, а может – несколько вариантов: у кого-то – крошечные уроки и длинные перемены, у кого-то наоборот; кто-то захочет 2 урока, а кто-то 10. Главная задача – начать по звонку и по звонку закончить). (Дети работают с синими и красным полосками). Итог - Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра я предложу вам свой распорядок дня. - Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем? 6. Задание по группам. - Назвать 3 дела, которые школьник должен делать после уроков (а дошкольник не должен) • Убрать школьную одежду; • Сделать уроки; • Сложить портфель на завтра; • Кому-то помочь. Урок № 3. СХЕМА КЛАССА Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Целью данного урока является установление взаимного однозначного соответствия между элементами схемы (символами) и обозначение ими элементов мебели, помещения и т.д. Учитель показывает детям схему класса, указывает на основные «опорные точки» - дверь, доска, окна, учительский стол. Дети находят свои места. Обращаясь к детям, учитель просит встать одну из групп (называя значок).Одного из детей просит указать место группы на схеме. Учитель загадывает загадки, отвечает группа, ученик, которого учитель показывает на схеме класса. То же отрабатывается на игре «Ниточка и иголочка». Желательно завести книгу Хроник. (Заносятся все домашние рассказы, рисунки и т.д.) Ведут родители. Помогает видеть детям свое продвижение, изменение. ИТОГИ ДНЯ 1. На схеме времени найти, где мы сейчас находимся (3-й урок). О чем он? Вот схема нашего класса. Кто нашел на схеме себя? (Спросить 2-3 поднявших руку и 2-3 не поднявших). 2. Учитель на схему помещает имена групп (символы). Игра в «звонок». По звонку – закрыть глаза. Учитель меняет местами 1-2 знака групп. По звонку открыть глаза, найти ошибки на схеме (можно передвинуть шкаф, поменять местами окна и двери). ОРДЕН ЗВОНКА – прикрепляется на схеме класса для тех групп, которые слышали звонок. 3. Самое трудное испытание награждается Большим орденом звонка. Подвижная игра «Ниточка с иголочкой» (по группам). Награда: У каждой группы спросить «Вы заслужили орден?» «Спасибо за игру», «С тобой хорошо играть», «Я хочу играть с тобой завтра» (коснуться ребенка, взять за руку, погладить и т.д.) 4. Работа по группам: на схеме класса каждая группа должна показать свой маршрут: как иголочка сшила все группы. 5. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удовольствие от встречи и надежды. Предлагает по кругу сказать 1-2 словами, что сегодня понравилось больше всего. 6. Домашнее задание. Сегодня продиктовать кому-нибудь из взрослых маленький рассказ про главное событие 1 сентября. Можно нарисовать. Все рисунки и рассказы завтра вклеим в книгу. А сейчас заполним первую страницу. Здесь будет цветок, который сегодня расцвел. Каждый возьмет лепесток и раскрасит его тем цветом, которым желает. Посмотрим, что получилось. (Все склеиваем вместе) 7. Уходя, прощаемся с детьми, называя их по имени. День второй Урок № 1. ЗНАКОМСТВО На этом уровне вводится новая ритуальная форма приветствия учителя, друг друга. (Вводится на противопоставлении школьной и нешкольной формы) Продолжается работа со «схемой класса» и «схемой времени». Вводится стрелка как обобщение передачи действия от одного к другому. Игра «Кто что не любит» _______ линия поддержки на материале знакомства. 1. Встреча, приветствие. - Вы вошли в класс, увидели учителя, детей. Какое первое слово вы сказали? Что означает слово «здравствуй»? Все встали. Когда прозвенит звонок, каждый подойдет к мальчику или девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!» и т.д. Конец работы отмечается звонком. Орден звонка вручается группе, которая села на место первой. Орден – на схеме класса. 2. На доске – план школьного времени. Учитель объясняет смысл значка 1 урока. - Мы продолжаем знакомиться. Вчера мы спросили друг друга только об одном – как тебя зовут? А какие еще вопросы задают друг другу люди, когда знакомятся? Все эти вопросы будете задавать друг другу постепенно. - А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит больше всего? Работать по группам. Начнем как вчера. Я считаю до трех и встают те, кто будет говорить первым (вы об этом договоритесь). - Посмотрите на схему, в ней – порядок работы в группах. - Теперь каждый по очереди скажет группе ,что он любит больше всего, а группа тихонько повторит его слова. Когда прозвенит звонок, нужно быть готовым отвечать так: «Коля любит…» 3. Когда группы отвечают, учитель записывает все то, что любят дети класса. После урока эта запись заносится в Хроники на страницу «Что мы любим больше всего» (ответ каждой группы оценивается аплодисментами, ремарками учителя: «В рассказе группы «Ромашка» мне больше всего понравилось, как дети шепотом подсказывали Лене, когда она что-то забывала» и т.д.) 4. Детям раздать листочки (1/8 стр.) «Сейчас вы расскажете о себе без слов, с помощью рисунка. Что нужно для этого? Карандаш» (Орден звонка той группе, которая собралась тише и быстрее других). 5. - Каждый нарисует на листе то, что он больше всего не любит. Рисуйте понятно для других. Ваши рисунки мы вклеим в книгу. 6. «Первый» кладет рисунок в центр и молчит. Остальные пытаются расшифровать его. Автор говорит только «да» и «нет». Если никто не угадывает, он сознается сам. 7. Доклады групп по форме «Коля не любит…» учитель записывает. Итог: Зачем нам знать, кто что любит, а кто чего не любит? Предложение учителя: те, кто хочет сделать свой рисунок лучше, понятнее, могут его не сдавать сейчас. Игра «Найти попутчика» (в какую-нибудь страну, отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года), поблагодарить за игру (пожать руки ,обняться и т.д.). Урок № 2. ВВЕДЕНИЕ ЗНАКА ІІ Противопоставление его знаку І – все это разыгрывается на материале рассказа о животных. Главное внимание к знаку. Потому в результате вводится различие – правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Эти упражнения – пропедевтика дифференцированной оценки. Учитель вызывает ученика, а по схеме показывает, кто отвечает. Или задает стрелкой порядок отвечающих. Учитель выбирает несколько детских пожеланий и предлагает начать это узнавать: - Многие дети интересуются животными. Сейчас на уроке мы поговорим о животных. 1. Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый сказал все, что хочет и знает, не перебивать друг друга, чтобы услышать все интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают все вместе, хором, дружно (знак 2), а что-то – каждый сам (знак 1). - Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то значок. Не путайте ваши действия. - У какого животного длинный хобот? (знак 2). - В древности было животное, похожее на слона, но гораздо больше. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (знак 1). - Где живут слоны? (знак 2) - Правда, что у слона есть рога? (знак 2) - Правда, что у слона полосатая шкура? (знак 1) При оценке: Ваня про слонов знает много, а про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик. Хором – можно говорить сразу, а сам – подними руку. 2. Определение формы ответа по форме вопроса: - Кто знает имя этого животного? Хором назовите имя этого животного. - Как вы узнали, что нужно отвечать хором? Я ведь не показала знак 2? (Если внимательно слушать, то вопрос подскажет, как отвечать). - Поиграем в значки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми значками. Отвечать не надо, надо показать: поднять руку, открыть рот. - Кто знает эту букву? (рука) - Назовите ее (рот) - Кто не знает эту букву? Как прочесть эти буквы? (мы) Внимание! Если дети не работают: Ты не поднимаешь руку, потому что не знаешь эту букву? А ты знаешь, как ответить на мой вопрос – хором или самому? Покажи значок. Молодец, ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим. 3. Введение ордена внимания – каждой группе три вопроса. Группа у доски показывает знак. Остальные группы - жюри. Если группа три раза отвечает верно, ее награждают орденом внимания. Чтобы группе договориться без слов, учитель предлагает детям стать у доски в кружок и ответить друг другу жестом - поднять руки и соединить их. Урок № 3. ОЦЕНКА На этом уроке вводится оценка «за красоту» и «за правильность». Обычная проблема в школе – ребенок не знает, за что ему ставится оценка. Необходимо добиться такой ситуации, чтобы дети знали, за что ставится оценка. Оценка должна быть точной, узконаправленной. - Вы знаете, что в школе ставится оценка за каждую работу? Но в нашей школе оценка необычная. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. 1. Напишите свое имя. Кто не умеет – срисуйте со своей визитки. Кто умеет ,напишите и фамилию. Когда я позвоню, положите ручки ,даже если не дописали. 2. Введение способа оценки. Учитель пишет на доске любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников. - Вот мальчик Павел написал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал. К – если очень красиво, оценка на самом верху (1). - если не очень – посередине (2). - если плохо – внизу (3). - а если красиво, но можно лучше? (4) К К К К 1 2 3 4 Помощники оценивают работу. Учитель свою оценку ставит последним. - А теперь нужно оценить правильность. П 3. - Каждый написал свое имя. Группа оценит, правильно ли ты написал, красиво ли. Возьмите карандаши. Первый положит работу в центр, покажет на линеечку К и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики. 4. «Графический диктант» (узоры под диктовку учителя) - инструкция учителя; - тренировочный узор; - контрольные узоры; - оценка. После диктовки – выставляют оценку за красоту. Потом учитель предъявляет образец на доске – выставляют оценки за правильность. Внимание! Собрать работы на проверку, чтобы не было неподписанных работ. Не исправлять! Оценивать только детские оценки – на линейках свой красный крестик. Если оценка совпадает – детский крестик обвести красным кружочком – это знак высшей похвалы. ИТОГ ДНЯ - Стать в круг, обнявшись за плечи. И по кругу 1-2 словами сказать, что сегодня было самым интересным. - Какие обязательные школьные дела ты делал вчера? Д/З – рассказ или картинка про второй школьный день. День третий Меняем расстановку мебели. Теперь все парты стоят в круг. Урок № 1. На этом уроке впервые происходит рождение групп, но вся работа концентрируется на противопоставлении индивидуальной работы (задание «Зеркало», «Время суток»). Введение групповой работы – организация учебной дискуссии. Первые уроки – предварительное введение ребенка в атмосферу групповой работы – «нам хорошо работать вместе». Вводится жест (и знак 3). Делается первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям. 1. Парты переставлены. Схема класса изменена. Урок еще не начался – звучит танцевальная музыка. Звонок! Игра «Зеркало». Учитель с кем-то из детей показывает игру: встать друг к другу лицом, смотреть друг другу в глаза и как можно точнее повторять медленные движения рук партнера (По звонку меняемся ролями). Звонок. Поблагодарить партнера: «С тобой очень хорошо играть!» Найти нового партнера. Взяться за руки тем, кто нашел пару. Учитель показывает знак 3. Игра «Попугай». Учитель с кем-то из детей показывает: ребенок называет любое время суток, в любом порядке, учитель («попугай») подхватывает слова, старается слиться голосом. На игру 2-3 минуты (со сменой ролей). - Кто готов дальше работать вместе? Покажите знаком 3 – жестом «мы». Найдите себе места за партами так, чтобы вы сидели вместе. Портфели взять с собой. 2. «Мы и я». Корда дети расселись, учитель дает три немых команды: 1. 2. 3. - Сейчас нужно будет работать вдвоем. Кто готов работать, покажите (Должны показать жест – знак № 3. Если показали знак 2, разобрать ситуацию). 3. Что надо делать вдвоем? Учитель предлагает им разыграть и нарисовать 3 ситуации. - Каждой группе дать листки для рисуночного разыгрывания сюжетов задания. На задание 2 минуты, лист, на котором работают, - посередине. Ситуация 1 (на рисунке – 2 домика). Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье, договоритесь, что вы делаете в воскресенье. Нарисуйте свои занятия. Сажаю цветы – Иду с мамой гулять – Читаю – Поднимите руки, кто придумал на воскресенье общие занятия. Каким знаком нужно ответить на вопрос? (3) Ситуация 2. Вы на разных брегах реки. Придумать такие дела, про которые вы ответите знаком 3. - Что же вы стали делать сообща? Ситуация 3. Вы – в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам (Мы были в лесу. Винни искал мед. А я – сова – летала над зарослями и искала крошку Ру). 4. Закройте глазки. Сомкните губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали. Если кто-то не знает имени соседа, откройте глазки и срочно познакомьтесь. – Снова закройте глазки. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у вашего соседа? Откройте глазки, кто не успел внимательно посмотреть на соседа, сделайте это. Поднимите руку те, кто уверен: я внимательно посмотрел на соседа. Поднимите руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность. Вопросы для испытания: - Какого цвета глаза у твоего товарища? - Какой бант у девочки, с которой ты работал? - Твой сосед в рубашке или в свитере? И т.д. Урок № 2-3. РЕАКЦИЯ НА РЕПЛИКУ Введение знаков «+» и «-». Этот урок – предложение организации и детского сотрудничества. Главная задача – добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать и адресоваться к своим сверстникам, а не к учителю. 1. Введение знаков «+» и «-». В прошлом году все дети единогласно присудили Оле «Орден внимания к человеку». Оля очень добрая девочка, она всегда старалась помочь каждому. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак «+» (перекрещенные пальцы) и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показывала «-», и тогда ребенок старался быстро исправиться. Давайте научимся быть внимательными друг к другу. Игра «Да и нет не говорите, черный и белый не носите». Учитель начинает: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не берите» (Задаются любые вопросы, в ответах не должно быть «да», «нет», «черное», «белое». Вызывает по схеме класса. Ребенок отвечает. Класс показывает «+», «-». Обратить внимание на то, чтобы эти оценки адресовались не учителю, а отвечающему ребенку). 2. На схеме класса учитель вывешивает значки вчерашних групп и просит быстро соединиться в группы. Предстоит устная работа, ее не обязательно выполнять сидя. Задание группам: сочинить два вопроса и показать знак - жест 3. Первой начинает группа, раньше закончившая подготовку. Игра: а) назвать группу отвечающих; б) задать вопрос; в) знаками «+» и «-» оценить ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается «Орденом внимания к людям». 3. Все встают в круг. Учитель – в центре. Игра «Слон – пальма – скунс». Главная задача игры – оценить действия другого. Правила: учитель кружится с вытянутой рукой. На кого он укажет, остановившись и назвав слово – тот ведущий. Дети справа и слева от него – помощники. Они изображают то, что назвал учитель. Другой вариант игры «3-4-5». Остальные игроки – «+» и «-». 4. Дети садятся за парты, кто где хочет. - Подведем итоги двух уроков: чему мы научились? + - + - Мини-тест – напоминание о школьных правилах (по знакам, действиям детей) - К нам в гости пришли Веселые человечки. Я спросила каждого, как его зовут? И каждый ответил: «Знайка». Но мне кажется, они меня разыгрывают. Давайте проверим! Я буду гостям задавать вопросы. А вы их оценивать. А если в группе возникли разные мнения? На примере 2-3 групп учитель демонстрирует начало спора: «Вася, почему ты не согласен?» Задание по группам: обсудить ответы на 2 вопроса. Ответы называть не словами, а пантомимой. Оценка «+» и «-». 1) Что наверняка умеют все-все-все дети в классе? 2) Чего наверняка не умеет никто-никто из детей? Урок № 4. САМООЦЕНКА, КРИТЕРИИ, ОЦЕНКА 1. Подготовка к уроку (достать карандаш). Найти себе пару. Показать «Мы готовы». Учитель раздает каждому листочки со вчерашними «графическими диктантами». (Учитель поощряет только точную самооценку, а не правильное рисование узора). - Вы получили свои работы, оцененные учителем. Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному с помощью линеек. Встаньте те дети ,у кого крестик обведен кружочком. Я согласна с вашей оценкой. А у одного мальчика получилось так: он слишком строг к себе. - А что вы скажете ребенку, который оценил себя вот так? П К - Верно, я тоже советую этому человеку быть построже к себе. - Вы, наверное, догадались, чему мы будем учиться на этом уроке – оценивать. Графический диктант. - Оцените, сверив с образцом. - А за что еще можно оценивать работу? (трудность, интерес). П Т И 3. Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишени». Каждый ребенок получает бланк для оценки, пишет (срисовывает) фамилию и рисует 3 линеечки для оценки. Правила. Ребенок-стрелок берет мел и ставит к точке «пистолет». Ребенок-командир командует: «Готовься – прицелься – пли!». При слове «пли!» стрелок ведет линию к мишени. Командир оценивает: стреляешь метко, но пуля должна лететь к мишени прямо и быстро. Вторая попытка. Пары договариваются, кто стреляет первым. После 3-х выстрелов меняются ролями. Взаимооценка (меткость, скорость, ровно ли летела пуля). ИТОГ ДНЯ 1. Закройте глаза, вспомните три дня в школе. Вы работали парами, группами, по одному. Кому что больше понравилось? Кто хотел бы завтра работать один, поднимите 1 палец, вдвоем – 2 пальца, впятером – 5, всем классом – сожмите кулак. Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, будем завтра работать по-всякому, и, самое главное, - учиться этому. 2. Чтение нескольких записей из Хроник – о первых двух днях. 3. Д/З – принести линейку, ластик, простой карандаш; - продиктовать взрослым картинку из школьной жизни, а лучше всего подумать о серьезном и начать новый раздел Хроник: «Как сделать жизнь всего класса совсем замечательной?» 4. Разучивание песенок, коротких стихов. День четвертый Урок № 1. ИСКУССТВО СПОРА Содержание урока провоцирует разные мнения детей, столкновение этих мнений. Главное в ситуации несогласия – выявление сути противоречия и попытка найти конструктивное решение. Этот урок – важный этап в становлении учебной дискуссии. Этот урок можно рассматривать как контрольный – насколько успешно происходит введение в школьную жизнь. Как надо и как не надо спорить 1. Индивидуальная работа. На столах – бумага, линейки, простые карандаши, ластики. Сюжет работы: жуки и гусеницы соревнуются в беге. Им надо изготовить абсолютно одинаковые беговые дорожки: под линейку – 7 см. Каждый ребенок делает 3-4 попытки, сам выбирает свою лучшую дорожку, оценивает по линейкам: Р – ровно, Т – точно. 2. Работаем парами. Сидящие рядом дети обмениваются листочками и оценивают работу партнера, прикладывают линейку и проверяют ровность линии, точность измерения. (Каждую линию ребенок проводит на отдельной полоске бумаги (10х5 см), желательно линеечку провести посередине, отступив от левого края 1-1,5 см. Это – задание на аккуратность). Пары договариваются: для жуков: >------------------------< для гусениц: <------------------------> Помеченные беговые дорожки передаются соседней паре. Теперь – все судьи. Задача судей – положить две беговые дорожки друг под другом, сравнить их на глаз и поставить «+» и «-». Испорченные вернуть исполнителям. 4. Работа вчетвером. Перед началом работы – короткая инсценировка «Как не надо спорить». Учитель разыгрывает эту сценку, используя любые 2 куклы. Буратино: Забирай свои дорожки, Мишка, они неравны! Мишка: Неправда! Я все точно отмерил! Меня еще Лис проверял! И сказал, что все точно! Буратино: Нет, для жука ты нарисовал длиннее! Мишка: Нет, одинаково! Буратино: Нет, длиннее! Мишка: Значит, ты плохой судья! Буратино: А ты плохой измеритель! Мишка: А ты нечестно судишь! Буратино: А ты косой или слепой! Мишка: А про тебя все рассказывают, как ты папу Карло обманул! Буратино: Про тебя тоже рассказывают, как ты всем лапы отдавил! - Смогут ли Мишка и Буратино договориться и сделать общее дело? Они спорят или ссорятся? - Если у людей разные мнения, могут ли они поспорить, но е ссориться, не обижать друг друга? - Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав? Может, подраться? Дети дают советы: Надо искать доказательства своей правоты. В данном споре это линейка. ! Судьи и исполнители беговых дорожек должны поспорить. Учитель следит за спорами. Приводит примеры наиболее интеллигентных реплик. 5. Итак, если люди думают по-разному, надо приводить доказательства. Попробуйте! 6. Вы уже умеете спорить, приводить доказательства. К вам за помощью обратились Зайка и Ежик. Они спорить не умеют, они поссорились, но хотят помириться. Решите, кто из них прав. Выслушайте обоих, тому, кто прав, поставьте «+», а тому, кто ошибся – «-». Ситуация: Ежик пришел к другу Зайке и зовет его гулять. - Пойдем, Зайка, гулять, пока на дорожках столько сухих листьев! Будем шуршать, шелестеть, шуметь! Это так приятно! А Зайка ему в ответ: - Что ты! Шуршать и шуметь опасно! Лиса услышит! Пойдем лучше на каменную тропу. По ней можно ступать тихо-тихо, совсем неслышно! - Нет, лучше по листьям! - Нет, по листьям хуже, лучше по камням! - Ты ничего не понимаешь! - Сам ты ничего не понимаешь! Зачем мне такой глупый друг! - И я с тобой водиться не буду! - Нет, знаешь, жалко терять друг друга. Пойдем к школьникам! Они спорить умеют, они нас рассудят. Учитель кратко повторяет тезисы Зайки и Ежика, а дети оценивают «+» и «-». Выбирают правого и неправого. Оказывается, это невозможно. О вкусах не спорят! А о чем спорят? Учитель открывает новую главу в Хрониках, «Наши споры», и просит подавать заявки – о чем вы хотите поспорить. ! Д/З: Заявка учителя: Можно ли жить без ссор, без драк, без обид? Высказывания на эту тему. Можно рассказать случай, как тебе удалось не поссориться, не подраться. Урок № 2. ДИАГНОСТИКА И ОРАБОТКА РАЗНЫХ КРИТЕРИЕВ СПОРА. 1. Волшебный узор. Показать детям секрет стрелок, которые они рисовали на прошлом уроке. На глазах у детей, требуя внимательнейшего контроля, отмерить 2 одинаковых отрезка на прямой. Добиться единодушного «да» - «+»: отрезки равны. Дорисовать стрелочки, убедиться, что равные отрезки кажутся неравными. Волшебные стрелочки могут творить чудеса. Сейчас я покажу, как они умеют раздвигать линии. 2. Дети пробуют рисовать волшебный узор. Учитель снова показывает, как это делать. 3. Оценка работы. Если узор нарисован правильно, то рельсы посередине раздвинулись. П 4 .Всем встать, походить по классу, взять карандаш. Посмотреть работы разных детей. Поставить оценку на тех работах, которые тебе очень понравились. 5. А теперь можно нарисовать свой узор, можно цветной. 6. Пройтись по классу, поставить оценку на тех работах, которые понравились. Урок № 3. РАЗВИТИЕ ЛИНИИ ОЦЕНКИ: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ. 1. Дети получают листы с образцами (полукруги). Задание: нарисовать 10 таких же фигур. Оценить свою работу. Критерии определяют сами: ровно, аккуратно, правильно, похоже и т.д. 2. Задание на воображение. Учитель показывает, как одну и ту же фигуру можно превратить в разные картинки. Предлагает детям превратить 10 полукругов в разные картинки. 3. Соседи рассматривают рисунки друг друга, отмечают «+» те, что понравились. Можно походить по классу, оценить те работы, которые наиболее оригинальны, нестандартны, особенны, не похожи на другие. 4. Почему в первой работе оценивали точность, сходство всех фигур? А во второй работе самое главное – непохожесть, особенность каждого рисунка? Какая работа нравится больше? 5. «Одно и то же по-разному» - игра, в которой дети упражняются в непохожести, оригинальности с помощью пантомимы, маленьких сценок. - Показать, как разные ученики слушают. - Твой сосед по парте только что отвечал, всем понравилось, он возвращается на свое место – как ты его встретишь? - Сегодня удачный радостный день; в течение его рядом с тобой был друг, а теперь ты с ним прощаешься. Зрители должны рассказать, что увидели. ! Д/З Изготовить «Орден ловкости» ИТОГ ДНЯ - Сегодня на всех уроках вы получили домашнее задание. По школьным правилам это так, и настоящие школьники выполняют несколько заданий. Но самым маленьким позволяется выбрать одно. Одно задание сделать обязательно. А все задания - кто захочет. (Завтра, собрав листы с домашними заданиями, отметить тех, кто не забыл о своих главных школьных делах во второй половине дня. У тех, кто выполнил одно задание, спросить: почему выбрал именно это задание). День пятый Урок № 1. ВВЕДЕНИЕ ЗНАКА 5 «ВОПРОС» Введение этого знака – переломный момент развития линии адресованности – впервые ребенку предоставляется возможность самому обратиться к учителю, ему предоставляется инициатива, а следовательно, он становится субъектом происходящего на уроке, его роль из неактивной превращается в активную. Парты буквой П, изменить схему класса. 1. Тренировка в применении знаков «Я» - «Хор». Учитель задает вопросы, показывая, как отвечать – хором сазу или индивидуально ,подняв руку. - Кто сегодня плакал и не хотел идти в школу? (Я) (Спросить ,почему он не хотел идти в школу) - А кто с удовольствием пришел в школу? (Хор) - А кто с тобой сегодня первым поздоровался? (Я) - Какое сегодня число? (Хор) 2. Новый вопрос – без указания формы ответа. Часть детей отвечает импульсивно, часть подняли руку. - Кому показать «+»: Оле за то ,что она подняла руку и ждет, или Тане за то, что она сразу сообразила и назвала правильный ответ? Что же делать , когда непонятно, как надо действовать? Спрашивать. В школе, чтобы никому не мешать, спрашивают без слов. Вводится знак5 – «?». Дети его сами и изготавливают. Этот знак ученику нужен каждый день, он всегда должен быть в портфеле. 3. Употребление знака «?» Все ли слова русского языка мне понятны? а) От имени куклы: «Я – иностранец. Я выучил 100 языков, и теперь слова разных языков у меня в Глове спутались. Если я буду говорить русское слово, вы все поднимите руки: вы его знаете. А если нерусское – поднимите знак вопроса (6-8 слов вперемешку – русские, английские, французские) б) Не только иностранцы не знают всех русских слов. Каждый из нас не знает некоторых слов. Но может спросить у друзей и научиться. Сейчас поучимся спрашивать друг у друга. Вывод: Что делать, если ученик чего-то не знает, не понял? Спрашивать, подняв знак «?». 4. Игра с мячом, в которой дети тренируются в трех реакциях («+», «-», «?») на любую реплику учителя. Играть лучше в кругу. Урок № 2. СИТУАЦИЯ НЕДООПРЕДЕЛЕННОГО ПРАВИЛА Необходимо научить ребенка культурной форме вопроса: ребенок должен точно научиться формулировать свой вопрос учителю, должен назвать, чего ему не хватает, чтобы ответить на вопрос. Он должен научиться формулировать свою собственную или объективную недостаточность условий задачи или собственных знаний. 1. Индивидуальная графическая работа: построить дом по чертежу на доске (имеются заготовки) 2. Дети разбиваются на тройки. Договариваются, кто по какому проекту строит свой дом. Рисуют окна и двери. Кто окончил раньше, может озеленить свой дом: рисовать газон, деревья и т.п. 3. Учитель объясняет, что каждый нарисовал вид двух домов – большого и маленького – с улицы. Вход в один – с улицы, в другой – со двора. По улице идет разведчик. Он получил указания, как найти связиста. Он помнит указания наизусть и повторяет: желтый свет будет гореть в крайнем левом окне второго этажа. Каждая группа – решите, куда пойдет разведчик: поставьте желтый карандаш на то окно, где горит желтый свет. Если мнения не совпадают, решите сами, что вам делать: ссориться или спорить. Учитель отмечает варианты ответов. - А ведь ответ может быть один! - Что делать, если нет уверенности? Надо запросить центр, помочь найти информацию. ! Какие вопросы надо задать на сегодняшнем сеансе связи? - Где располагается вход в дом – в маленьком доме, в левой или правой части большого дома? - Крайнее левое окно большого или маленького дома? 4. Еще 2-3 неопределенных задания даются с надеждой получить и восхвалить вопросы групп. 5. Игра «Сколько?» Дети играют тройками. Им удобнее встать и стать рядом. Группами по трое. На вопрос «Сколько» нужно отвечать без слов – поднимать столько-то рук. - Сколько у слонов хоботов? (должна подняться 1 рука, неважно, чья; но может подняться 3 руки: каждый индивидуально ответил на вопрос – указать ошибку). - Сколько хвостов у слонов? - Сколько хвостов и бивней? - А сколько ему лет? (Хорошо, если хоть одна группа поднимет знак «?»). Вы не можете доказать, сколько слону лет. А что надо делать, если не уверены в ответе, если не располагаете точной информацией? 6. Игра «Одноруки». Мы все – одноруки. Они – лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому «договариваются» с ними без слов. Вот 4 однорука строят дом (рисует). А рядом сажают дерево. Я скажу им – айн, цвай – и все построено. Раз-два-сделал, - так работают одноруки. Попытайтесь вырастить елочку, собрать машину, птичку и т.д. 7. Игра «Повтори, дополни, отличись» (играть можно вчетвером или парами). Ведущий: повтори – показывают, говорят, рисуют то же самое. Дополни – дополняют один признак. Отличись – надо показать фигурку, полностью отличающуюся от данной. Дано: 1 2 3 Подснежник – подснежники – снежинки. Урок № 3. ПРОВОКАЦИЯ Ловушка – важнейший элемент учительской диагностики своего класса. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, не совпадать ,спорить, возражать, можно считать ,что решена важнейшая задача начального обучения. Ловушка – это ситуация, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, т.е.первый шаг к рефлексии. 1. Ситуация смешной (необидной) ловушки. Учитель рассказывает историю, состоящую из нелепостей. 2. Тренировка в дифференцировании заданий учителя: «правильные» задания надо выполнять, неправильные – ловушки – не надо, достаточно показать знак Л. - Учитель медленно совершает разные движения и называет их. Часть движений не совпадают с названиями. 3. Можно индивидуально или группами. Учитель четко и медленно читает 5 названий (городов, деревьев, птиц, героев сказок и т.п.). Дети должны найти ловушки. Но ловушки не во всех утверждениях. 4. Это индивидуальное задание. К нам пришли 2 клоуна. Один добрый: он принес всем ордена за ловкость, за то ,что ты не ловишься в ловушки. А злой хочет завладеть всеми орденами и стать чемпионом мира по ловкости ума. Он загадал для нас самые невыполнимые задания. Если услышите невыполнимое задание, не выполняйте его, сразу поднимите знак Л – и злого мы победим. - Возьмите 2 палочки и сложите из них любую букву (Х, Л, Г, Т) - Добавь еще одну палочку и сложи треугольник - Из этих палочек сложи квадрат Л - Добавь палочку, сложи колесо Л - Из трех палочек сложи букву - Добавь еще одну палочку. - Перестрой их во флакон. - Из палочек сложи домик и т.д. ИТОГ ДНЯ Оценка дня по линеечкам. - Сегодня мы жили дружно – сегодня мы все время ссорились - Сегодня все было скучно – сегодня я не скучал ни секунды - Сегодня все было понятно – сегодня я ничего не понял - Сегодня мы жили как в детском саду – сегодня мы жили по-школьному. Оценку дня можно проводить в трех вариантах: 1) индивидуально – каждый на своем листочке, подписав его; 2) всем классом на одной большой линеечке, каждый ученик ставит свой крестик; 3) сначала каждый ребенок оценивает свой день сам, сдает учителю, который переносит все оценки на общие для класса линеечки. День шестой ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В УЧЕНИКИ» Этот день может не делиться на отдельные уроки. Он может завершиться чаепитием. На праздник можно пригласить родителей. Классную комнату украсить празднично. Дети в нарядной парадной форме. Этот день – инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками. Форма проведения данного праздника – творчество учителя. Главное, чтобы был праздник, на котором весело, «умно» (использовать уже знакомые детям учебные задания) и дети получают награды за сои действия. На празднике вручить детям учебники, которые они тут же вложат в портфель, ведь они теперь ученики. ПРИЛОЖЕНИЯ ЗНАКИ Знак 1 «Я» (условное изображение ребенка с поднятой рукой) Знак 2 «ХОР» (условное изображение нескольких детских головок с открытыми ротиками) Знак 3 «МЫ» (дети, взявшиеся за руки) Знак 4 «ЗВОНОК» (должен быть таким, чтобы его можно было прикрепить к схеме времени) ? Знак 5 «Вопрос» (большой – классный, маленькие – у каждого) Л Знак 6 «Ловушка» | |
Переглядів: 2652 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0 | |