Каталог статей

Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання [ Додати статтю ]

Первый раз в первый класс: в 5, 6 или 7 лет?

Первый раз в первый класс: в 5, 6 или 7 лет?

 
Выступление Татьяны Весниной на конференции
 

Должны ли дети начинать обучение в школе с шести лет? Мнения по этому поводу существует разные. В чем можно лишний раз убедиться, прочитав сообщения участников нашей конференции. Сразу хочу обратить Ваше внимание на следующее: Обучение в начальной школе с шести лет пока только лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ Министерством образования России. И право выбора в этом случае остается за родителями, которые сами, (или при помощи профессионалов) должны принимать решение: готов их ребенок, по достижении 6 летнего возраста, к школе или нет.

Сегодня родители часто сталкиваются с тем фактом, что многие школы принимают в первый класс только детей достигших на момент поступления 6,6 лет. Если возраст меньше 6,6 лет, то родителям отказывают в записи. Почему такое происходит? Даю разъяснение:
Ребенок, которому на 1 сентября исполнилось 6 лет, может быть принят в школу, в которой СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. Это учреждения вида *Начальная школа - детский сад*, *Прогимназия* или общеобразовательная школа, в которой есть игровая, спальня, предметная среда. Для записи такого ребенка в школу необходимо обратиться в окружное управление образования.

Шестилетние дети обучаются в школе по так называемой программе 1-4, а семилетние по программе 1-3.

Почему так и не сложилось единого мнения насчет шестилеток, так как насчет семилеток? Потому, что накапливаемый опыт не позволяет специалистам вынести окончательный вердикт. Слишком многие факты свидетельствуют о негативном влиянии на ребенка поступления в школу в 6 летнем возрасте.
Когда в школах еще только вводилось обучение по программе 1-4, многие родители и педагоги ратовали за идею подобного раннего старта. Родители активно отдавали своих чад в новые классы для шестилеток, радуясь тому, что детки пораньше станут взрослыми, образованными людьми. Им это тогда казалось удачной идеей. Мол, это же замечательно - скинуть с себя бремя образования пораньше и пойти на работу, зарабатывать деньги и стать независимым самостоятельным человеком. Вот только самостоятельность такая оборачивается именно тем, о чем написала нам Дриада: *с ужасом понимаю, что детство большей частью прошло мимо*. Взрослая жизнь – это конец детства. А как мы взрослые люди лирически вспоминаем ушедшее беззаботное время. Помните песню: *Куда уходит детство, в какие города? И где найти нам средство, чтобы попасть туда?».

И вот теперь спустя приблизительно 15 лет и родители, и педагоги могут наблюдать воочию, а не теоретически, динамику того, что происходило и произошло с теми первыми *шестилетками*. И в нашей конференции высказали свое мнение непосредственные *участники событий*. Те самые шестилетки. И вот оно единение: БОЛЬШИНСТВО НЕДОВОЛЬНЫ, ЧТО ПОШЛИ В ШКОЛУ С 6 ЛЕТ. mashemja, Elerosh, Дэйго, Дриада. Проанализировав их сообщения, я обратила внимание на тот факт, что описываемые ими проблемы возникли не в успеваемости, а в психологической сфере (комфортность пребывания в школе, общение со сверстниками, самоощущение). Правда, у девочек с успеваемостью почти всегда дело обстоит лучше, нежели у мальчиков. У мальчишек-шестилеток все наоборот – общение более-менее налаживается, а вот успеваемость может пострадать серьезно.

На чем основываются родители, когда решают, что их ребенок готов к школе? Почти всегда на умении малыша читать и считать. Но эти умения вовсе не означают, что ребенок готов к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОРГАНИЗОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Чтение, письмо и счет являются лишь признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к посещению школы.

На сегодняшний день педагоги и психологи не советуют родителям отдавать ребенка в школу с шести лет без предварительной консультации с психологом. Если ребенок не готов к школе, то начало занятий станет для него настоящим ударом, который подорвет психофизическое здоровье ребенка.

Шестилетками считаются детки возраста 5,5 - 6,5 лет. И у большинства детишек в этом возрасте сохраняется настоятельная потребность в игре. И обучение в этом возрасте также должно вестись в игровой форме. Вот почему выше я говорила, что шестилетки должны посещать школу со специальными условиями, специальными программами. Если шестилетний ребенок приходит в смешанный класс наравне с семилетними детьми, то его обучение будет вестись на уровне семилетних учеников, а это уже совсем иная интенсивность и совсем иные подходы. Шестилетки в итоге перегружаются. Они еще не умеют полностью управлять своим поведением, а им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку. Процитирую высказывание SLR о своем сыне: * В старшей группе логопедического садика я стала внимательно наблюдать как он делает уроки. Это было нечто. Напишет строчку буквы "А" - полежит на столе, вторую - поплачет. Пять строчек мы могли писать два (!) часа.*
Вот наглядный пример неготовности ребенка выдержать насыщенные уроки в школе. О каком первом классе в этом случае идет речь? Мама права, что в итоге повременила год.

Конечно же, возраст не показатель, ведь ДЕТИ РАЗВИВАЮТСЯ НЕОДИНАКОВО. Некоторые детки сохраняют игровую мотивацию и до восьми лет, а есть и продвинутые ребятишки, способные к систематическому обучению уже в пятилетнем возрасте. Но это больше исключения из правил. Поэтому не зря лучшим возрастом для начала учебы считается период 6,5 –-7 лет. Именно в этот период у большинства детей появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную.

Как правило, родители девочек с легкостью решаются *подождать еще годок* и отдают девочек в школу в семилетнем возрасте, а вот родители мальчиков традиционно торопятся отвести сына в первый класс. Здесь просчитываются и сроки поступления в ВУЗ и служба в армии. Но курьезность ситуации заключается в том, что именно девочки созревают к посещению школы раньше, чем мальчики. Недоигравшиеся, неусидчивые мальчишки – вот главная проблема учителей и родителей. Именно мальчиков имеет смысл отдавать в школу с семи лет, не раньше.

Какие проблемы непосредственно в обучении подстерегают шестилеток?
• Обучение письму. Требует сложной скоординированности движений и усидчивости. Именно овладение навыками письма особенно болезненно дается *несозревшим* ученикам.
• Математика. В первом классе это предмет как правило не вызывает проблем. Но они появляются во втором и третьем классе, когда ребенок по возрасту оказывается не готов воспринять сложные математические действия (задачи) на предоставляемом уровне.
Особое внимание необходимо обратить на детишек, не посещавших детский сад. Они традиционно испытывают трудности в адаптации к школе и не готовы к обучению с шести лет. ВНИМАНИЕ! Если Ваш ребенок не ходил в садик, и Вы хотите отдать его в школу с шести лет, то не торопитесь, оставьте ребенка дома. А за год начните посещать с ним разнообразные детские групповые занятия по лепке, рисованию, спорту. Это необходимо, чтобы ребенок привык к детскому коллективу и приучился к дисциплине.

Необходимые навыки для успешного старта:
• Развитая ручная моторика
• Усидчивость и интерес к обучению.
• Развитые внимание, память, мышление.
• Полноценное владение речевыми звуками.
• Достаточный словарный запас, внятная, связная, достаточно грамотно вытроенная речь.
• Сформированность представлений о форме, величине предметов, их расположенности в пространстве по отношению друг к другу.

Если родители сами не могут определить, готов ли их ребенок к обучению, не нужно пренебрегать консультацией специалистов. Не доверяете? Пройдите несколько независимых консультаций. Сопоставьте услышанное. Помните, речь идет о здоровье и успешном обучении Вашего ребенка.

Кстати. Очень часто проблемными детьми к удивлению их родителей становятся развитые детки, владеющие широким спектром навыков и умений, в том числе - умеющие читать. Такие ребята обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку *всё знают*, и останавливаются в развитии. На момент поступления в школу неплохо, если ребенок умеет читать. Но если Ваш малыш относится к категории *продвинутых* детишек, имеет смысл задуматься о поступлении в гимназию, где будет соответствующий высокий уровень обучения для поддержания интереса ребенка к учебе.

Существует также установленный список противопоказаний для отмены поступления ребенка в школу с шести лет.

Медицинские противопоказания:
• Часто Болеющие Дети. Нагрузка может привести к частым респираторным заболеваниям и невозможности систематического посещения школы.
• Психические заболевания.
• Соматические заболевания (предварительная консультация насчет возможного посещения школы с лечащим врачом обязательна)
• Травмы головы и позвоночника.
Социально-психологические показания:
• Выбор школы далеко от дома.
• Поступление в гимназию или лицей с усложненными учебным программами.
• Единственный ребенок в большой семье. Ребенок, воспитывающийся среди 4 и более родственников, внимание которых направлено на него одного, часто не выдерживает бремя возложенной ответственности.
• Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок – нежелательное сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют неудачный школьный старт.
• Неблагоприятный климат в семье. Развод, частые ссоры и прочее.
• Низкая мотивация к обучению. Такое бывает, когда ребенок еще не наигрался и не хочет учиться.
 
С уважением, Татьяна Веснина.
 

http://www.greenmama.ua/nid/900719/

Категорія: Різні аспекти цього питання | Додав: [ADM]Irina (22.06.2009)
Переглядів: 2809 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!