Каталог статей
Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання | [ Додати статтю ] |
Зимняя ярмарка учителей Многие из нас всерьез задумываются о выборе школы для своего ребенка лишь весной-летом. Но, согласитесь, выбор школы и учителя – слишком серьезное дело, чтобы откладывать его на последний момент. И сейчас как раз самое время заняться этим важным вопросом. Наш консультант Елена ВАСИЛЬЕВА, завуч младших классов Киевской специализированной физико-математической школы №185 Учителя выбирает… ребенок Елена Васильева: Первый совет при выборе школы – заранее, уже сейчас, не дожидаясь дней открытых дверей, прийти познакомиться со школой, с учителями, которые там работают. Познакомиться с учителями младших классов, с администрацией. Посмотреть на школьные стены, на условия, в которых ребенок будет обучаться. И обязательно привести с собой ребенка и понаблюдать за его реакцией. Если малыш чувствует себя нормально в школе, с интересом все разглядывает – значит, это «его» школа. Теперь о выборе учителя. Обычно в день открытых дверей родители действительно идут в школу без ребенка. И напрасно. Возьмите своего дошкольника и пройдитесь, поговорите с учителями, которые набирают первые классы. Он сам интуитивно потянется к «своему» учителю. Ребенка не обманешь, он чувствует, кто ему ближе и роднее. Некоторые мои коллеги не вполне согласны с таким подходом. Бывает, даже обижаются: «Мы что, товар? Нас выбирают, на нас ходят смотреть, как на ярмарке». А этого бояться не нужно. Мне кажется, если именно дети нас выберут, у нас меньше потом будет проблем в общении с этими детьми. Потому что они чувствуют родную душу. И нам будет проще с ними. Возможно, это ново и необычно, но дает очень хорошие результаты, поверьте. Из тех родителей, которые последовали моему совету и выбирали учителя вместе с ребенком, водя его за ручку из кабинета в кабинет, никто с жалобами потом не приходил. Наоборот, говорили: «Спасибо, это правильно, нам так хорошо». Школа – это не страшно! Елена Васильева: Чисто практический совет – чтобы ребенок не боялся, постарайтесь успокоиться сами. Волнение родителей передается ребенку на интуитивном, подсознательном уровне. Он чувствует, что с мамой и папой происходит что-то не то, и сам начинает паниковать и бояться слова «школа». Еще очень полезно заранее познакомиться со школьным психологом, показать ему вашего ребенка. В некоторых школах сейчас устраивают специальные адаптационно-тренинговые занятия для будущих первоклассников. Обычно их проводят, начиная с января-февраля. Это очень полезное новшество: ведь они только называются занятиями, но на самом деле это ролевые игры. На таких занятиях малышам дают понять: «Школа – это не страшно. Здесь очень хорошо. Привыкни, посмотри на эту школу добрыми глазами. Здесь можно и посмеяться, и пошутить, и поиграть. И тут хорошие добрые учителя, которые и помогут, и подскажут. И парты не страшные. За ними даже очень интересно сидеть». Заранее окунувшись в школьную среду, ребенок начинает привыкать к ней, и начало школьной жизни не становится для него психологической травмой. И специальные занятия, и предварительное знакомство школьного психолога с ребенком хороши еще и потому, что специалисты заранее видят, какие психологические проблемы могут возникнуть у вашего малыша, когда он придет в школу. Они посоветуют вам, на что нужно обратить особое внимание в то время, которое до школы осталось. Полгода – огромный срок, за который многое можно успеть сделать. Мамы-активистки и бабушки-воспитатели Елена Васильева: Самая трудная сторона нашей работы – это не дети. С ними мы как раз прекрасно находим общий язык, у нас отличные методики преподавания. Самое сложное – отношения с родителями. У нас есть негласное золотое правило – когда мы знакомимся с родителями будущих первоклассников, то первое, что обычно говорим: «Уважаемые родители! Никогда не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка с соседом Васей, с Машей, с Петей – только с самим собой». Вот он вчера сделал так уроки, а сегодня у него получилось немного лучше. Увидьте разницу, похвалите его за его собственные достижения. Вот это ценно. А не то, что Маша научилась считать быстрее Пети, и поэтому Петя хуже. Это совершенно неважно. Нужно научиться видеть в своем ребенке позитив и динамику развития. Должны ли родители активно вмешиваться в школьные дела ребенка? Здесь все индивидуально. Но помните: за все, что происходит в детском коллективе, непосредственно отвечает классный руководитель. Ему как никому другому виднее, кто прав, кто виноват. Родители должны дать возможность своим детям самим договориться. Если что – помочь им разобраться в конфликте. Расспросить одну и другую стороны, посоветоваться с учителем, проанализировать ситуацию вместе с ребенком. Ни в коем случае не вмешиваться в нее активно. Потому что это чревато только новыми конфликтами. Родители должны помочь детям найти компромисс в отношениях. А бывает, все можно решить, но разъяренные родители мчатся как быки на красную тряпку. На встречах с мамами и папами будущих первоклассников мы все эти моменты тоже проговариваем. Отдельно хочется сказать о бабушках и дедушках. Конечно, мы без них не можем, и они выручают нас. Но бабушек и дедушек тоже нужно учить правильно общаться с учителями. Иногда бабушки стремятся реализовать во внуках то, что им не удалось сделать с собственными детьми. Они настолько умудрены жизненным опытом, что порой им кажется, будто они знают все лучше, чем родители и учителя. Да, они лучше знают какие-то моральные устои, поведенческие нормы. В плане воспитания они – наши первые помощники. Но к учебному процессу я бы рекомендовала бабушек-дедушек привлекать меньше. Они, как правило, очень большие консерваторы, все новации воспринимают тяжело. Скажем, учится ребенок писать – и бабушка требует, чтобы малыш непременно вырабатывал каллиграфический почерк. А ведь требования давно изменились. Информационный поток большой, нужно быстро успеть записать, законспектировать. Это и младшей школы тоже касается. Акцент делается на грамотности и разборчивости, каллиграфия второстепенна. А бабушки этого не понимают. Вообще же в семье, где живут разные поколения, должно быть выработано единство требований к ребенку. Необходимо строго придерживаться их, потому что если мама требует одно, а бабушка тут же кричит, что это неправильно, и начинается спор при ребенке, это влияет на него не лучшим образом. Если уж так случилось, что один из взрослых предъявил ребенку требования, которые кажутся другому взрослому неадекватными, ни в коем случае не нужно спорить в присутствии малыша. Последний рывок Елена Васильева: У каждого ребенка есть своя индивидуальная «программа» развития. Проще говоря, всему свое время! Нужно ребенку именно в это время взять информацию – он ее возьмет. Не положено – не возьмет. А что мы наблюдаем из года в год? Приходят к нам натасканные дети. Мы общаемся с ними и видим – ребенок вроде бы ориентируется в окружающем мире хорошо. У него есть определенные знания, умения. Есть мотивация к школе. Но он начинает учиться, и оказывается, что базы-то у него нет. Ему очень тяжело воспринимать новые знания, потому что его научили читать, но не научили мыслить. Нет, я за то, чтобы учить дошкольников читать. 4–6 лет – благоприятный период для обучения чтению. У ребенка в это время просыпается интерес к написанному тексту, он хочет «узнать» буквы, слить звуки в слоги. Особенно когда мама сидит рядышком, они общаются. При таком обучении происходит развитие мышления – то, что нам важно и нужно. А не нужно нам, чтобы ребенок как попугай повторял заученное. Скоро – школа: готовность №1 1. Физическая готовность: Все эти умения необходимы для формирования некоторых психических функций – скорости мышления, образного представления, внимания. 2. Интеллектуальная готовность: 3. Эмоционально-волевая готовность. Под ней мы понимаем умение ребенка управлять своими эмоциями и контролировать импульсивное поведение. Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца. 4. Мотивационная готовность. Самая сложная проблема, стоящая перед родителями дошкольников, – формирование школьной мотивации: изучение и принятие школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. 5. Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Она предполагает наличие различных способов общения – словесного и невербального, межличностного и делового, умение находить правильные слова в разговоре с людьми разного возраста. 6. Общеличностная готовность. Самооценка и нравственное основание поступков. 7. Социальная готовность. Это умение ребенка легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Людмила Заглада | |
Переглядів: 1068 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |