Дякую! Урок чудовий, нестандартний, змістовний! Повезло діткам з такою творчою вчителькою!
Наша кнопка
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг
Каждый родитель, наверное, встречал
объявления в газетах или на автобусных остановках с текстом «Подготовка к
школе». Ближе к лету их становится все больше и больше. Родители будущих
первоклашек всерьез озабочены поступлением своих чад в школу.
Раньше мамы и папы так беспокоились только за поступление ребенка в вуз, сейчас
жев хорошую
школу поступить зачастую посложнее, чем в
институт. Ведь в вуз можно вполне легально поступить на платное отделение,
формально сдав экзамены на троечки.
В хороших же школах проводят некое вступительное тестирование, от которого в
первую очередь зависит, возьмут ли малыша в первый класс. Знают родители о нем
обычно мало, знают, что формально оно даже запрещено, но при этом нередко очень
его боятся. Потому услуга по «подготовке к школе» у нас очень даже
востребована.
К сожалению, некоторыми школами (а также и родителями) эта самая «готовность к
школе» понимается как умение ребенка читать, писать, решать какие-то задачки, в
общем, выполнять определенные учебные действия. И это, конечно, неправильно,
ведь школа-то как раз и призвана всему этому научить. И именно такиевходные
тестирования у нас официально запрещены.
Однако, «благодаря» именно таким процедурам, само понимание готовности ребенка
к школе порядком исказилось. На занятиях по подготовке к школе ребенка зачастую
«натаскивают», чтобы он сдал необходимые тесты и поступил в первый класс нужной
школы. Как ни парадоксально, бывает, что эти занятия способствуют лишь
снижению, а не росту уровня готовности к школьному обучению.
Итак, искажение понятия привело к тому, что готовность к школе
рассматривается с точки зрения «возьмут – не возьмут», тогда как истинный смысл
этого понятия и всей процедуры в том, чтобы родители смогли ответить себе на
вопрос «отдам – не отдам». Чувствуете разницу?
Иначе говоря, прежде всего родители должны ответить сами себе на вопрос, готов ли уже их ребенок к школьному обучению или лучше подождать
еще годик. А также на вопрос о том, какая система обучения больше подойдет для
его индивидуальности.
В практике школьных психологов часто встречаются случаи, когда родители всеми
путями пытаются отправить ребенка в
определенную школу, не слушая, что такая
система обучения не подходит их ребенку. Представление о престижности школы
оказывается важнее…
Что из себя представляет готовность к
школьному обучению?
Прежде всего,
нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже
психофизиологическое. Говоря научным языком, она заключается в созревании у
ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда
ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходимый
достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений.
Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью каких-то специальных
упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам.
Это же касается и готовности к школьному обучению, с той лишь разницей, что это
еще более сложное образование, состоящие из нескольких компонентов –
интеллектуальной, социальной, психофизиологической...
Если мышцы ребенка уже готовы к ходьбе, ходить он научится довольно быстро и,
надо заметить, учиться этому будет с удовольствием. Если же мышцы еще не
готовы, а ребенка всячески пытаются научить ходить, привести это может к довольно
печальным последствиям.
Так же и с обучением в школе. Если ребенок уже дозрел до учебы – она будет
даваться ему легко, учиться ему будет по-настоящему интересно. По сути,
готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи
знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность,
например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу
первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».
Так что диагностика готовности ребенка к школе крайне важна. Но не для того, чтобы поступить в нужную
родителям школу, а для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку.
Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе. На самом деле, при этом они ориентируются, прежде всего,
на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до
ста считает, а вы говорите еще год подождать!» – говорят они психологу). Но
уровень интеллектуального развития хоть и является одной из компонент
готовности к школе, но далеко не единственной и не самой важной.
Обычно готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако
нормой развития этой характеристики является возраст от 6 до 8 лет. При этом
если дети 6,5 лет еще довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению,
то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок
способен сделать очень большой скачок в развитии.