Дякую! Урок чудовий, нестандартний, змістовний! Повезло діткам з такою творчою вчителькою!
Наша кнопка
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг
Как первокласснику адаптироваться к школе? Есть ли повод для беспокойства
Как первокласснику
адаптироваться к школе? Есть ли повод для беспокойства
Итак, ваш ребенок
– уже школьник. Первого сентября он вместе со своими ровесниками сел за парту,
получил поздравления, напутствия от учителей и старших ребят, подарки от
родителей… Однако праздник закончился, и начались будни со всеми их прелестями
– ранним подъемом, обязательностью посещения занятий, нескладушками с
одноклассниками и учителями...
Некоторые дети с легкостью и без посторонней помощи справляются с этими
неизбежными трудностями. Но есть и другие детки – те, которым адаптация к
школе, ее режиму и требованиям дается ох
как нелегко. Вот уже и первый класс подходит к финишной прямой, а конца-края
проблемам не видно… Ребенок подавлен, родители нервничают – то ли еще будет,
ой-ой-ой…. Отчего же и с кем возникают подобные ситуации? И что можно сделать,
чтобы это исправить?
Для начала определимся, что же такое адаптация к школе вообще. В психологии
под этим термином принято понимать такую перестройку мышления и деятельности
ребенка, которая позволяет оптимально «вписаться» в школьную
среду:
– согласование своих «хочу» и школьных «надо»;
– умение выполнять задания (порой не слишком интересные для ребенка)
самостоятельно;
– умение следовать школьным правилам, считаться с ними и не создавать своим
поведением помех для одноклассников и головной боли для учителей;
– умение налаживать и поддерживать дружеские связи, ладить или хотя бы
оптимально общаться с детьми вне зависимости от того, нравятся они ребенку или
не очень;
– понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик –
это социально значимая роль.
Школьные психологи не оставляют без внимания процесс привыкания первоклассников
к школе. Это делается для того, чтобы помочь тем, кому трудно, дать
рекомендации родителям и учителям с целью сделать «вливание» малышей в процесс
обучения и школьный коллектив более плавным и безболезненным. Для этого
неоднократно проводятся тестирования-срезы, чтобы определить уровень адаптации
в начале первого класса, в середине и в конце учебного года. В результате
выделяют детей с высоким, средним и низким уровнем адаптации к школе.
Ребенок с высоким адаптационным уровнем любит школу, рад тому
обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится
с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого
внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен
что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы»,
добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с
одноклассниками. Если в двух словах, то учеба для него в радость, а не в тягость.
Ребенок со средним уровнем адаптации тоже вроде бы не прочь посещать
школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях
с одноклассниками и учителем, вполне способен усвоить материал, который ему
предлагают на уроках, однако предпочитает работать и в школе, и дома под
контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка
«не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика, и он
заинтересован не столько в изучении нового, сколько «делать все по правилам».
Хорошо выполняет то, что является для него интересным – если же что-то не
получается или «скучно» – процесс учебы стопорится и запускается только с
помощью взрослого. Словом, таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в
получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех
делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса. Если с
таким первоклашкойзаниматься
дома и следить, чтобы выполнение уроков не
растягивалось на несколько часов, а в школе попросить учителя «уделить ребенку
особое внимание (чтобы подвигнуть его работать») – все будет неплохо, но мало у
кого есть на все это время и понимание необходимости…
Однако еще большего внимания требуют дети с низким уровнем школьной
адаптации. Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно,
на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину,
учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда (и то лишь при
условии контроля и нажима родных). Для усвоения нового материала им нужна
помощь учителей и родителей: подробные неоднократные объяснения и повторения,
больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без
особой охоты, нередко не имеют в классе друзей-приятелей и даже не в состоянии
сказать, как кого зовут чуть ли не до конца учебного года. Естественно, мало у
кого наблюдается весь «букет» вышеперечисленных особенностей, но если вы
заметили у ребенка хотя бы 3-4 – ему нужна помощь. И ваша, и педагога, и
психолога.
Если оставить все как есть, речь будет идти уже о дезадаптации, а то и о
так называемом «школьном неврозе» – то есть о негативном варианте завершения
адаптации к школе. Дезадаптация охватывает все грани школьной жизни: и учебный
процесс, и отношения с одноклассниками и учителями, и даже состояние здоровья.
У ребенка образуются неадекватные механизмы приспособления к неприятной для
него действительности, он не ощущает внутренней потребности учиться,
воспринимает школу как навязанную ему тягостную и ненужную необходимость,
«повинность» – и реагирует на эти обстоятельства попытками приспособиться. Как
сумеет.