Дякую! Урок чудовий, нестандартний, змістовний! Повезло діткам з такою творчою вчителькою!
Наша кнопка
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг
Как первокласснику адаптироваться к школе? Помощь при дезадаптации
Как
первокласснику адаптироваться к школе? Помощь при дезадаптации
В предыдущей
статье мы говорили о том, что
адаптироваться к школе для первоклассника – задачка не из легких. Происходит
это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это
называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к
школьной реальности», то здесь может быть несколько вариантов.
В первом случае ребенок «покоряется» действительности и «ломается» ею. Ребенок
понимает, что «не тянет», не справляется с новой для него ролью, но пытается
приспособиться к ней, как может: выполняет все формальные требования, следует
всем положенным нормам. Это относительно неплохой в смысле прогноза сценарий:
если такому ребенку вовремя помочь, «подстелить соломки» в тех местах, где он
пока слаб (несамостоятелен, несобран, не умеет общаться), – он сможет наладить,
наконец, свою школьную
жизнь. Учителям достаточно его
поддерживать публично, родителям помогать (а не ругать!) дома – и ребенок,
почувствовав, что не все так плохо, справится рано или поздно.
В другом случае он, напротив, действует согласно воспетому Макаревичем принципу
«не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнется под нас». И
гнет свою линию…. То есть ребенок идет на конфронтацию с учителями, родителями
и одноклассниками – бунтует против возникшей в его жизни ситуации, к которой он
не в силах приспособиться. Поскольку в первом классе статус ребенка в
коллективе ощутимо зависит от его успеваемости, от успешности как ученика – в
результате такие дети становятся если не изгоями в коллективе, то
«анти-лидерами». Их авторитет в классе невысок, что еще более ухудшает и без
того сложную ситуацию.
Третий вариант развития школьной дезадаптации характеризуется очень слабеньким
развитием волевых процессов: эти дети не в состоянии согласовать «хочу»,
«можно» и «надо», в результате чего обучение их превращается в тяжкое бремя для
учителей, в помеху для одноклассников и большую проблему для них самих.
Происходит это не от «злого умысла» самого ребенка, а оттого, что он еще
«маленький», психика его незрела и не готова к
школе. Такой ребенок может обладать
прекрасной памятью, высоким интеллектом – но при всем при этом он будет есть
посреди урока бутерброд, выходить из класса, когда ему вздумается, звонить
маме, когда захочется, пересаживаться с места на место по своей инициативе
(«сегодня не хочу с Мишей сидеть – а хочу с Катей»), отвечать за всех или
громко подсказывать – и это будет повторяться неоднократно и в различных
вариантах, несмотря на замечания учителей и увещевания родителей.
Почему же дети столь по-разному «приживаются» в школе? На это есть
несколько причин.
В основе, конечно, лежит стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него
не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в
команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку
будет трудно.
Второй причиной школьной дезадаптации является сама система обучения
первоклашек: слишком мало в ней добровольного и слишком много принудительного.
Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям,
вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в
школу ближе к 6, а не к 7 годам – об этом я уже писала в статье «Возраст
первоклассника: 6 лет или 7?»
Третья причина – банальная усталость, переутомление, перегрузка как нервной
системы, так и иммунной. Интеллектуальная, социальная и психологическая
готовность ребенка к обучению – это еще не все. Если ребенок слабенький, не
привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях
и хорошей коммуникабельности. Маленькому организму слишком дорогой ценой будет
даваться адаптация к новым условиям, и это чревато возникновением соматических
заболеваний. Поэтому так важно еще на этапе подготовки к школе начать развивать
ребенка физически и не бросать занятия спортом в первом классе под предлогом
того, что «и так нагрузка велика».
Ну, и последняя причина – слишком высокая тревожность, мнительность самого
ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.
Что же делать, если вы видите (либо вам сообщают педагог или школьный
психолог), что учение дается вашему ребенку нелегко?
Главное – понять, что бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и
обвинять самого ребенка (в конце концов, что вырастили, то и получили). Ребенок
нуждается в помощи, а не в оценке и тем
более не в порицании.
Постарайтесь самостоятельно в беседах с ним (а лучше – при помощи психолога)
выявить его «слабое место» – то есть что именно является причиной дезадаптации:
недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или
взрослыми, отсутствие мотивации – и постараться его устранить.
Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас
поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его
чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш понимал, что он
делает и для чего, чтобы воспринимал школу не как бессмысленное несчастье,
обрушившееся не его голову, а как что-то полезное и интересное.
В качестве мотивов может выступать в том числе и достижение
успеха (что особенно актуально для
мальчиков), и повышение престижа среди одноклассников – словом, ориентируйтесь
сами, что для вашего ребенка будет значимо.