Дякую! Урок чудовий, нестандартний, змістовний! Повезло діткам з такою творчою вчителькою!
Наша кнопка
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг
Тестирование будущего первоклассника – что это такое и для чего необходимо?
Тестирование будущего
первоклассника – что это такое и для чего необходимо?
Когда
начинается «горячая» пора зачисления детей в школы, многих родителей волнует
вопрос школьного тестирования будущих первоклассников: что это такое и как к
нему подготовиться?
Отмечу сразу: согласно законодательству РФ школа не вправе принимать или не
принимать ребенка по результатам тестирования (как не вправе и проводить это
тестирование без письменного согласия родителей). Это нарушает права ребенка на
получение образования, оговоренные Статьей 43 Конституции РФ и Законом
Российской Федерации «Об образовании».
Однако школы все же практикуют проведение тестового собеседования перед
поступлением в 1 класс, но не в качестве основания для приема или неприема
ребенка в школу, а для ориентации учителей: чтобы понять, какие у малыша
сильные и слабые стороны, что придется «подтянуть», каков общий уровень
подготовки ребенка, и каковы уровни его психологической, интеллектуальной,
личностной и социальной готовности к обучению.
О том, что это такое и как они оцениваются, мы и поговорим в данной статье.
Психологическая зрелость проявляется в
степени развития кругозора, произвольности в общении со взрослыми и сверстниками
(т.е. в умении управлять в определенной мере своими «хочется», согласуя их с
«надо»).
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенку предложат пройти тест для определения уровня развития тонкой моторики
руки, умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать
некоторое время:
1) нарисовать фигуру человека;
2) срисовать письменные буквы (простую фразу типа «он ест суп»);
3) срисовать группу точек.
Кроме того, этот блок подразумевает вербальный субтест, в ходе которого ребенку
необходимо дать ответы на простые вопросы, показывающие его уровень ориентации
в окружающей действительности: «Как зовут маму и папу?», «Можешь ли ты назвать
свой адрес?», «Маленькая собака – это…, маленькая корова – …, маленькая овечка
– ….», «Чем похожи друг на друга белка и кошка – и чем отличаются?», «Почему в
автомобиле есть тормоза?», «Какие ты знаешь виды спорта?», «Чем похожи нож и
ножницы?», «Какие ты знаешь дни недели? Сезоны и месяцы года?», «Чем отличается
зима и весна?», «Какие животные домашние, а какие – дикие?», «Какие ты знаешь
фрукты? А овощи?» Ну и так далее.
Интеллектуальная готовность к школьному
обучению – это уровни развития у ребенка мышления и речи. Обучение в школе
предполагает владение следующими навыками:
– способность к простейшему анализу, к установлению причинно-следственных
связей;
– свободное владение разговорной речью;
– умение выстраивать несложные рассуждения;
– владение основами абстрактного мышления – понимание, что символизируют собой
буквы, цифры, геометрические фигуры;
– развитие мелкой моторики;
– интерес к получению знаний и способность прилагать усилия в процессе их
«добывания».
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенку задают обычные и логические задачки («на березе выросли 3 яблока и 2
сливы – сколько всего фруктов выросло?»); просят изменить существительные по
роду, числу; составить рассказ по картинке или разложить картинки в порядке от
логического начала до конца; выложить фигурки из спичек; посчитать от 1 до 10 и
обратно; прочитать несколько предложений (если ребенок умеет читать);
классифицировать фигуры (разложить круги вправо, треугольники влево и т.д.);
предлагают пройти «лабиринт» (провести зверька от полянки к домику, к примеру).
А также дается «графический диктант» – когда ребенку выдают листок бумаги в
клеточку и просят рисовать линии под диктовку: «три клеточки вниз, одна
клеточка вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо…» – и так далее.
Личностная зрелость – это в первую
очередь мотивация обучения. Формально одинаково успешны могут быть дети с
совершенно разной мотивацией (учебной, социальной, игровой, статусной,
мотивацией принуждения). Однако эффективность их работы, удовлетворенность ею и
долговечность полученных знаний будет совершенно различна.
Кроме того, личностная зрелость – это и сформированность волевого компонента:
умения самостоятельно выполнять предложенное задание и прилагать для этого
усилия, сознательно и самостоятельно планировать свои действия, а также
адекватность отношения к себе самому. Обращаю ваше внимание, что в этом
возрасте адекватной является высокая самооценка ребенка (однако
следует понимать разницу между «высокой» и «завышенной»).
Как определяется в ходе тестирования?
С ребенком проводится беседа о школе, о том, что бы он сделал в той или иной
ситуации или на месте того или иного ребенка, кого бы выбрал в друзья или с кем
бы сел за одну парту из предложенных «абстрактных портретов», символизирующих
различным образом мотивированных учеников. Также выявляется уровень
осведомленности о школе вообще: знает ли ребенок, для чего нужна школа, что
такое урок, что такое каникулы, что такое дневник и для чего нужен, что делать,
если хочешь выйти в туалет, как нужно обращаться к учителю, какие отметки
хорошие, а какие – наоборот.
Ну и наконец выясняется отношение ребенка к самому себе, для чего малыша просят
рассказать, «какой он»: выбрать из предложенного списка, качества, которые, по
его мнению, к нему относятся (хороший, честный, трудолюбивый, аккуратный, умный
– или какой-то еще).
Социально-психологическая, или
коммуникативная, готовность ребенка к школе включает три компонента: так
называемые коммуникативную, социальную и языковую компетентность. Важно умение
ребенка вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими, знать
общепринятые нормы поведения и уметь считаться с ними на практике.
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенка просят нарисовать зеркальное отражение рисунка, раскрасить фигурки по
предложенной инструкции (с акцентом на то, что продолжить рисунок должны будут
другие детки), предлагают решить задачки-«ситуации».
Итак, зная примерный набор требований (а при желании в Интернете можно найти
полные версии всех предшкольных тестов), вы можете потренироваться с ребенком в
их выполнении заранее. Ни в коем случае занятия не должны носить характер
«натаскивания на тест». Это должна быть именно выработка навыков – ведь они помогут ему в
дальнейшем обучении в школе.
Результаты тестирования оцениваются в баллах (в зависимости от используемого
набора тестов) – по их количеству определяется так называемая степень школьной
зрелости:
– очень высокая (рекомендуется обучение по усиленной программе);
– высокая и выше среднего (таких деток берут в лицеи и гимназии в первую
очередь);
– средняя и ниже среднего (для них допустимо обучение в обычной, «массовой»
школе);
– низкая (поступление в школу в этом случае придется отложить на год и за это
время «наверстать упущенное»);
– особо низкая (в последнем случае вам порекомендуют и отложить поступление в
школу на год, и пройти дополнительное обследование у специалистов).
Вы можете не внять этим рекомендациям, однако в интересах вашего ребенка все же
выбрать нагрузку, адекватную его возможностям, а не вашим амбициям.
Имейте в виду, что здесь дан развернутый набор возможных вариантов. Такое
полное тестирование вряд ли будет вам предложено, обычно в школах
ограничиваются блоком «вопросов на общее развитие» и «интеллектуально-логическим
блоком», да и все собеседование обычно занимает максимум 15-20 минут – больше
деткам просто не выдержать.
Однако вы можете столкнуться и с «детальным анализом», особенно в учебных
заведениях с серьезными требованиями и большим конкурсом. В интересах вашего
ребенка пройти это тестирование, чтобы учителя адекватно определили нагрузку
для него, а вы могли понять, что следует подтянуть за лето (ведь тестирования
обычно проводятся весной) и над чем вам необходимо поработать, «куда расти».