Дякую! Урок чудовий, нестандартний, змістовний! Повезло діткам з такою творчою вчителькою!
Наша кнопка
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг
Во что поиграть с ребенком? Как первоклассница Лиза географию изучала
Во что
поиграть с ребенком? Как первоклассница Лиза географию изучала
Прошедшим летом мне довелось
поработать репетитором. Илигувернанткой? Бонной?
...Знакомая моей матери как-то пожаловалась: ее дочь, закончив первый класс, так и не усвоила надежно то,
что детям надо бы изучить еще в детском садике. Симптомов было названо много,
но я, послушав жалобы, поняла: Лиза плохо понимает, как течет время и как
организуется пространство. Не помнит твердо, как называются дни недели, месяцы,
как дни в неделю складываются, в месяц, сколько минут в часе, часов в сутках...
А также: что такое адрес местожительства, вообще координаты на местности.
В садик Лиза ходила, но всего год, и
нерегулярно, часто болела – с ней дома сидела бабушка. На первый класс мама
договорилась с соседкой-пенсионеркой, чтобы та за девочкой в школу ходила,
приведя домой – кормила и заставляла учить уроки.
Полтора месяца каникул у меня имелись, и мы с мамой Лизы договорились: я девочку
буду опекать в течение рабочей недели, плюс иногда по субботам, по пять часов в
день, попутно попробую ее просветить по проблемным пунктам школьной программы.
Хочу предупредить вопросы, и сразу объясняю. География – в дословном понимании,
описание земли, тех территорий, по которым мы с Лизой ногами ходили, как
какие-нибудь первобытные географы.
Сначала я все удивлялась, почему Лиза ничего не знает. То есть она обладала
практическими знаниями, навыками. Не глупая, не заторможенная, отношения персонажей
какого-нибудь сериала обсуждает очень здраво, по-житейски мудро (видно,
сказывается опыт, приобретенный за учебный год под присмотром соседки). Но где
та сумма знаний, которую она должна была бы приобрести в школе за год учебы?!
Скорость чтения небольшая, пишет коряво, медленно, некоторые буквы
переворачивает...
Заниматься мы стали – «как в школе»: учебники, другие книжки, справочники
всякие для детей – с картинками. Уроки, классная работа, оценки... Но я сразу
увидела, что учиться Лизе противно. Едва она видела книжку – начинала зевать,
падать головой на стол, ерзать на стуле и пытаться сползти под стол (у нее там
было оборудовано что-то вроде кукольного дома). Скучно! Да еще и ныла – мол, у
нее же каникулы!
В одной из книжек для мам, озабоченных ранним интеллектуальным развитием детей,
я прочитала про географическую игру «в матрешки». И это для нас с Лизой
оказалось спасением.
Принцип рассуждения при этой игре следующий. Я живу в комнате, комната – в
квартире, квартира – в доме, дом – в ряду домов, который называется улицей (и
каждый дом имеет порядковый номер). Улица – в микрорайоне, микрорайон – в
городе. Город – в области, область – в стране, страна – на континенте,
континент – между океанами. А все вместе – на глобусе. У Лизаветиной мамы
нашелся сувенирчик – маленький глобус, он и открывался по экватору, как
матрешка.
Вот в эту-то игру и стали мы играть с Лизой – и не дома, за столом, а на улице.
Мы ходили по городу и «прописывали» по вышеприведенной схеме адреса всего, что
видели. Дома и люди, сады и собаки, театры и кафе. И ежик из стриженного куста
около одного из кафе – так и записали его адрес: «Ежик. Клумба у кафе
«Европа»...».
Постепенно подошли к «картографированию» – к составлению схемы путешествия.
Дома, допустим, планируем: идем в парк. И ищем в предыдущих записях – как в
этот парк добраться. Нашли, как условно на туристических схемах обозначаются
разные объекты – дома, улицы, насаждения, водоемы, кафе... Рисуем схему – а на
улице проверяем, правильно ли она составлена.
...Считали шаги, записывали, сколько времени идем от пункта А в пункт В,
определяли скорость движения, сравнивали расстояния...
Помимо такого «спортивного ориентирования» занялись изучением настоящих
географических карт – наудачу забрели в библиотеку и просидели в читальном зале
полтора часа, рассматривая атласы. После этого Лиза стала обозначать на своих
схемах, где нам злые собаки попадались – либо из-за забора частного дома
обгавкали, либо просто без намордника гуляющие были. Лиза рисовала собачий
профиль с зубами – чтобы при планировании будущих путешествий эти «точки»
обходить (боялась она собак – в четыре года на нее напал какой-то нервный
пудель).
С ориентированием по дням недели не пришлось и напрягаться специально. В
ежедневнике все события записывались по порядку, день за днем. И хотя в книжке
названия дней недели уже были напечатаны, мы решили: Лиза тоже будет писать эти
названия, все равно как, «по-печатному», или «по-письменному», но особенным
цветом – таким, какое у нее настроение. Желтым («Потому что – солнечное!») она
решила обозначать те дни, когда настроение очень хорошее (правда, потом мы
приняли за необходимое желтое красным обводить – желтый фломастер на белом
листе плохо виден).
Половина июля и август для нас с Лизаветой пронеслись быстро. «Желтых» дней
было очень много. «Зеленых» – когда настроение «нормальное» – тоже порядочно.
Один день вышел «фиолетовым» – ну, это без меня, это было воскресенье, когда
папа Лизы из-за какого-то служебного аврала поехал на работу. «Синих» – скучных
дней – не было.
Я, конечно, за эти недели измоталась здорово. Столько ходить – поначалу ноги
болели (у меня, но не у Лизы!). Много сил забирала подготовка. Часа два – это
ежедневный минимум, который требовался на подготовку. Чтобы Лиза завтра
«случайно» нашла в справочнике схемы обозначения объектов на топографическом
плане, мне самой надо было эти схемы найти и книжку так «сформовать», чтобы она
на следующий день без закладок раскрылась в нужном месте.
Родители Лизы были довольны – день девочка была под присмотром и занималась
делом. Папа вообще дочку похвалил – сказал, что ему теперь очень интересно
стало с ней разговаривать.
А я, честно говоря, погрузилась под конец в грусть. Не потому, что сама по этим
занятиям тосковала. Я ведь очень скоро поняла, что работать с такой
самоотдачей, да за гроши, возможно только для накопления опыта. Да и то я
теперь бы подумала, имеет ли смысл так выкладываться.
Грусть – вот почему. Любой, наверное, ребенок изначально открыт для того, чтобы
узнавать новое. Ему все интересно! Но идет в школу – и жажда знаний угасает. По
ходу общения с Лизой я все время убеждалась, что ее мама в своих жалобах была
не так уж и права. На самом деле Лиза многое знала. Только все это лежало в ее
мозгах мертвым грузом. Она усвоила: знания нужны – чтобы учительница за них ей
в тетрадку клеила картинки – звездочки, факел, синий треугольник (это у них в
первом классе такая шкала оценок была). А вот так, как мы с ней летом, – это не
учеба, а игра...
Но от этой игры Лиза получила так много и радости, и знаний! И, что важно, – я
научила ее радоваться поиску информации, приобретению знаний. Записную книжку о
путешествиях она каждый день папе показывала – и рассказывала обо всем, и как
им обоим от этого было хорошо!
А самое важное – хоть немного, но Лиза научилась планировать, работать по
плану, анализировать свою работу. Она и сейчас, во втором классе, мне иногда
звонит и рассказывает, какой у нее день получился. «Синие» дни уже имеются –
когда не плохо, а просто скучно в школе
Второй класс – это уже
школьница настоящая, взрослая, потому мама обошлась без найма соседки – и Лиза
сидит дома с уроками одна. Говорит, что так ей нравится заниматься. И
спрашивает – будем ли мы опять гулять летом?..