Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Вчитель студенту | [ Додати статтю ] |
Младший школьный возраст Реферат Содержание
Введение…………………………………………………… Глава I Кризис 7 лет…………………….…… Глава II Социальная ситуация развития……………… Проблема психологической готовности к школьному обучениюГлава III Ведущая деятельность младшего школьника ……… Глава IV Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: 1. Познавательная сфера………………………… 2. Эмоциональная сфера………………………… 3. Развитие личности ……………………………… Глава V Кризис отрочества (предподростковый)…………… Список литературы ………………………………………… Введение
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Не так давно в психологии о младшем школьнике вообще не было речи, и только после введения системы обязательного неполного и полного среднего образования выделилось звено начального образования, что побудило к изучению психологических особенностей младшего школьного возраста. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. В психоаналитической теории З. Фрейда этот период приходится на латентную стадию психосексуального развития. Либидо направляется на несексуальные темы и занятия – учёбу, спорт, познание, дружбу со сверстниками. Фрейд особо подчёркивал значение этой стадии для развития высшей человеческой культуры. В теории психосоциального развития личности Э. Эриксона в возрасте от 6 до 12 лет ребёнок занимается полезным и нужным делом – учится в школе, осваивает трудовые навыки, приспосабливается к законам орудийного мира. Таким образом, у ребёнка развивается трудолюбие. Истинное трудолюбие для Эриксона включает в себя чувство компетентности – уверенность в том, что человек может оказать положительное влияние на общество. Это чувство является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни общества. Опасность этой стадии - появление чувства неполноценности, некомпетентности – сомнение в своих способностях или в статусе среди сверстников. Глава 1. Кризис семи лет
Школьный возраст открывается критическим, или переломным, периодом – кризисом 7 лет. Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Когда дошкольник вступает в кризис, любому наблюдателю бросается в глаза, что ребёнок утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным в своих проявлениях, каким был до этого. Происходит потеря непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. У детей появляется стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих, деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как значимой деятельности. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребёнка и возникает на том уровне, когда у ребёнка появляется осознание своего социального «Я». Возникает внутренняя позиция ребёнка, которая складывается в результате обобщения внешних воздействий, и определяет поведение, деятельность и отношение ребёнка к действительности, самому себе и окружающим людям. В результате этого новообразования дошкольника перестаёт удовлетворять прежний образ жизни, и он хочет занять позицию школьника. Происходит осознаваемое самим ребёнком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. И если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворённость, которая и определяет поведение ребёнка в кризисе 7 лет. Л. С. Выготский так описывает поведение ребёнка, переживающего кризис 7 лет: «Ребёнок начинает манерничать, капризничать… в поведении появляется нечто нарочитое, нелепое и искусственное – какая-то вертлявость, паясничание, клоунада…». Внешним отличительным признаком семилетнего ребёнка является утрата детской непосредственности, появление странностей, неестественное поведение. Глава 2. Социальная ситуация развития Ранее, в начале XX века, начальная школа охватывала не всех детей, а закончившие её должны были сразу приступать к труду. Программа ограничивалась изучением основ – чтение, письмо, простая арифметика. Современная школа ставит задачу не только обучения элементарным практическим навыкам, но и формированию способности к усвоению системы научных знаний. И начальная школа становится подготовительной ступенью полного высшего образования. Начало школьного периода жизни ребёнка характеризуется принципиальным изменением всего её строя. Происходит переход ребёнка к новому положению – школьника, изменяется вся система его социальных отношений, появляются новые обязанности. Ребёнок выходит за рамки семьи, расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребёнок – взрослый – задача»). Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Д. Б. Эльконин описывает 3 характерные особенности школьного обучения. Первая, основная черта школьного обучения – ребёнок начинает впервые осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность (учебную). Вторая существенная особенность – школьное обучение требует обязательного выполнения одинаковых для всех общественно направленных по своему содержанию школьных правил. Третья особенность - что начинается изучение науки в системе и логике самой науки, то есть научное знание не совпадает с собственным опытом ребёнка. Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребёнка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребёнку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми. В случае неблагоприятного результата появляется чувство неполноценности, некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться. Чувство неполноценности может развиться так же в том случае, если дети обнаруживают, что их раса, пол, религия или социально-экономическое положение, а не уровень знаний определяют их личную значимость и достоинство. Прилежность, дисциплинированность ребёнка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учёбы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей и сверстников. Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребёнка к школьной жизни. Проблема психологической готовности к школьному обучению
Современная школа требует от ребёнка определённого уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребёнок становится способен принимать участие в школьном обучении без ущерба для своего физического и психического здоровья. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И. Шванцара более ёмко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребёнок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.» На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, в котором выделяются следующие компоненты: 1. Личностная готовность. Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Готовым к школьному обучению считается ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (внешние атрибуты – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. 2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. 3. Социально – психологическая готовность. Качества, благодаря которым ребёнок может общаться с другими детьми, учителем. Ребёнку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, умениями войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 4. Двигательная готовность. Высокий уровень развития крупных движений рук, ног, всего тела и мелкой моторики пальцев. В случае слабой подготовки ребёнка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах. При поступлении в школу условия жизни ребёнка ужесточаются. С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового школьного пространства, выработка нового режима дня, вхождение в новый коллектив сверстников, принятие новых множества ограничений и установок, регламентирующих поведение, установление взаимоотношений с учителем, построение новой гармонии отношений в домашней ситуации. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место и учебные принадлежности. Глава III Ведущая деятельность младшего школьника Младший школьник активно включён в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал и не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении. Основной характерной чертой школьного обучения является то, что ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. Учебная деятельность общественна по содержанию – в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, общественна по смыслу – является общественно значимой и общественно оцениваемой, общественна по форме осуществления – реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами. В ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Именно поэтому она является ведущей в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности: 1. Мотивы. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы – это система потребностей, мотивов, целей, интересов. Ребёнок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. Но через некоторое время позиция школьника становится привычной, интерес к школе теряется. И вместо содержательных, внутренних мотивов учения приходят внешние мотивы, лежащие за пределами учебного процесса. Например, социальные мотивы – потребность ребёнка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определённого места в системе социальных отношений. Одной из важнейших задач обучения в начальной школе Д. Б. Эльконин называет формирование таких мотивов, которые придавали бы учебной деятельности ей одной присущий смысл для данного ребёнка. Задачи обучения могут быть полностью решены только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности. Мотивы должны иметь внутренний характер, то есть содержание деятельности и мотив должны соответствовать друг другу. К таким мотивам относятся: учебно-познавательные мотивы (потребность в интеллектуальной активности, в самосовершенствовании). 2. Учебная задача – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть. Собственно учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса частных практических заданий. Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. 3. Учебные действия – это приёмы учебной работы. Одни из них имеют общий характер, применяются при изучении различных учебных предметов (например, приёмы заучивания). Другие – предметно-специфичны (например, звуко-буквенный анализ). Каждое действие требует отработки. 4. Действия контроля – контроль за правильностью и полнотой выполнения учебных действий. Различаются разные виды контроля – по конечному продукту, пооперационный, пошаговый, планирующий и т. д. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во всё более расширяющейся сфере. 5. Действия оценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Функция оценки заключается в том, чтобы определить, усвоил ли ученик заданный способ действий. Оценка относится к выполнению всей учебной задачи в целом. Формирование учебной деятельности – сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Центральная задача младшей школы – формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное её выполнение может быть залогом того, что учение выполнить свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения: · выделять и удерживать учебную задачу; · самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; · адекватно оценивать и контролировать свою деятельность; · владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; · использовать законы логического мышления; · владеть и пользоваться различными формами обобщения, в том числе теоретическими; · уметь участвовать в коллективных видах деятельности; · иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности. Но в традиционной школьной практике на передний план обычно выступают проблемы обучения ребёнка практическим умениям и навыкам чтения, письма и счёта, а формирование отдельных компонентов собственно учебной деятельности происходит стихийно, неосознанно, на основе интуитивного обобщения множества успешных и неуспешных учебных ситуации. | |
Переглядів: 3605 | Рейтинг: 3.4/5 |
Всього коментарів: 0 | |