Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель батькам » Сімейне виховання [ Додати статтю ]

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? 

Во все времена в воспитании детей этот вопрос стоял на особом месте: гуманисты рассуждали о гуманности этого метода воспитания, педагоги толковали о пользе, а родителям приходилось решать самим...

РАССМАТРИВАЯ эту проблему с различных сторон, хотелось бы привести несколько фактов, наводящих на размышления. Так, например, словарь русского языка под редакцией одного из известных языковедов среди прочих определений глаголу "учить" дает такое - "пороть", показывая, что понятия тождественны и без хорошей порки любимое чадо ничему научить нельзя.
Другой любопытный факт переносит нас в Великобританию, страну, где телесные наказания практикуются в школах по сей день, и чем престижнее, выше уровень учебного заведения, тем жестче может быть наказание. Наказания практикуются, вернее сказать, практиковались до весны этого года, когда был принят закон о телесных наказаниях. Теперь в учебных заведениях учителям запрещается бить учеников. Впрочем, этот запрет не распространяется на родителей, которые могут поступать, как им вздумается.
Однако вернемся на родину, в нашу систему воспитания. Официально телесные наказания в учебных заведениях не практикуются. Преподавателю, поднявшему руку на ученика, грозит наказание: от выговора до судебного разбирательства. Иное дело - детские дошкольные заведения, где маленький человечек затрудняется связно рассказать о чем-либо, а появившиеся в течение дня синяки и ссадины воспитатель может объяснить неуклюжестью ребенка, который "просто упал" во время игры в группе или на прогулке...
Впрочем, не хотелось бы голословных обвинений. Только факты. Мной было предложено несколько вопросов на тему воспитания детей как родителям, так и педагогам, работающим с детьми каждый день. И получилось, что сторонников битья как метода воспитания среди опрошенных оказалось почти 70%. Причем определение "бить" варьировалось от почти безобидного "шлепнуть по попе за дело" до "крепко приложить, раз не понимает по-хорошему".
В категорию сторонников телесных наказаний попали молодые родители в возрасте до 30 лет, у которых один ребенок, а также педагоги со стажем более 5 лет. Что показательно, многие из них признавались, что в детстве они сами подвергались телесным наказаниям и за это ненавидели своих родителей. Одна из молодых мам рассказала, что в детстве перед поркой отец ставил ее на полчаса в темный угол в прихожей "подумать о своем поведении". И ожидание наказания обижало ее намного больше, чем сама порка. Впрочем, сейчас обиды почти забыты и многие из них благодарны родителям за такое воспитание.
Противники жестких мер, оказавшиеся в меньшинстве, - это родители поздних детей, семьи, где двое и больше ребятишек близкого возраста, и... молодые педагоги. И причины не бить у них самые разные. Однако все опрошенные сошлись в одном, что определять меру наказания и наказывать своего ребенка они хотели бы сами.
Что ж, вопрос "бить или не бить?" по-прежнему стоит считать открытым, ибо каждый может найти причины как "за" так и "против" телесных наказаний.

Екатерина САРК

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Детский психотерапевт В.Е. Данилова: "Если при рождении ребенка все родители искренни в своем порыве - никогда его не наказывать, то впоследствии нередко забывают о своих благих намерениях".

ОЧЕНЬ часто родители устанавливают для себя определенные возрастные рамки допустимости наказания, допустим, не шлепать ребенка до полутора лет, но опять-таки и здесь встречаются перегибы: кто-то считает, что 6 месяцев - вполне допустимый возраст для физического наказания. Впоследствии такие дети вырастают глубокими невротиками, потому что ребенок испытывает шок, когда мамина рука (самого дорогого и любимого человека) вдруг способна причинить боль. Поскольку все дети разные, может, для менее впечатлительных детей все проходит сравнительно безболезненно и не дает последующего резонанса в их жизни. А вот для детей впечатлительных и легковозбудимых это может стать потрясением. Каждая мать, воспитывая своего ребенка, интуитивно каким-то образом определяет, какое именно наказание подходит для ее ребенка, каковы должны быть рамки допустимого и недопустимого. Но если в семье принято физически наказывать ребенка за малейшую провинность, он начинает испытывать ненависть к родителям и в конце концов спустя энное количество лет может отплатить им той же монетой. Более того, такие дети, приходя в детский сад, начинают вести себя по отношению к своим сверстникам с позиции насилия - дерутся, кусаются, потому что их часто шлепают дома и они считают такие отношения нормой.
Конечно, есть другая сторона медали, когда вседозволенность превращается в распущенность. В Америке в одно время практиковалась мода на безфрустрационных детей, то есть тех, которым разрешалось все, в результате произошел перекос в другую сторону, и они выросли чересчур развязными.
Допустимо шлепнуть ребенка тогда, когда он нарушает запрет, связанный с угрозой его здоровью или жизни. Ну а как наказывать ребенка за провинности - каждый решает сам. На кого-то действует то, что ему просто запретят играть с другими детьми и посадят на какое-то время на стульчик.
Естественно, должны существовать какие-то раз и навсегда установленные ограничения для ребенка, те, что действительно важны в общечеловеческой системе ценностей: не убей, не укради и т.д.
Родителям нужно помнить, что насилие всегда рождает насилие.

Подготовила Елена Данилевская

Лиза Федорова, хореограф студии шоу-балета "Диамант", мама 2-месячного Максима:

- ГЛАВНАЯ и ежедневная забота родителей - строгостью удерживать своего ребенка в рамках хорошего поведения. Но когда только строгости оказывается недостаточно, родители вынуждены прибегнуть к наказанию. Я считаю, что наказывать ребенка нет необходимости, особенно в его раннем возрасте. Ребенок должен чувствовать, что он любим. В общении с ним не должно быть окриков, грубых фраз и тем более жестокого обращения. Эти варварские методы воспитания ведут к ненависти, вражде, отчуждению ребенка от родителей. Нельзя наказывать детей за их недомыслие, нужно делать скидки на их возраст и индивидуальные качества. Жестокое избиение родителями ребенка может изменить его поведение до девиантного и даже привести к преступным поступкам. Если ребенка с раннего возраста воспитывать без грубости, без жестокости, в любящей семье, в умеренной строгости, в ласке и утешении, то в дальнейшем из него вырастет уравновешенный человек, что в будущем повлияет на воспитание его собственных детей.

Инга Петрова, домохозяйка, мама 5-летнего Данилы:

- КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - это индивидуальность. Надо учитывать характер, эмоциональное поведение ребенка, его психику. И здесь мама становится психологом. Каждый раз, наказывая ребенка, необходимо объяснить ему, за что вы его наказали. Даже в раннем возрасте дети оценивают, что является правильным, а что - нет. И здесь все зависит от взрослых.
Считаю, что для каждого случая метод воспитания является индивидуальным. Лично мне случалось брать в руки ремень и наказывать сына. Конечно, злоупотреблять физическим наказанием нельзя. Я стараюсь находить с ребенком общий язык, идти на компромисс в любом вопросе. В жизни никогда ни к чему не подхожу прямолинейно. Если мой ребенок совершает неправильный поступок, я стараюсь разобраться, почему он это сделал, и по ситуации смотрю, стоит ли его наказывать или нет? И чем справедливее к этой ситуации вы подойдете, тем в дальнейшем ребенок вам больше будет доверять. Если он не прав, объясните ему это. Метод наказания выбирает сама мама по обстоятельствам. Я встречала мам, которые категорически считают, что физическое наказание неприемлемо. Любой ребенок содержит в себе как отрицательные, так и положительные черты характера. Отрицательные терпят только близкие люди. Вступая в общество и неся в себе негативные эмоции, которые раньше терпели родители, ребенку становится трудно. Его избалованность не принимается обществом. Воспитывая личность, надо найти золотую середину, не формировать в ребенке самовлюбленного эгоиста или же податливую овечку. В заключение хотелось бы сказать всем мамам и папам великую пословицу: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Воспитатель детского сада М.И. Пантюхина:

- Я СЧИТАЮ, что ребенка нельзя шлепать ни при каких условиях. Лучше уж пусть в качестве наказания он не посмотрит любимый мультфильм или не поиграет в какую-нибудь интересную игру. Мне кажется, для того, чтобы ребенок понял, что он провинился, иногда достаточно просто взгляда или интонации. Вы не представляете, как дети улавливают малейшие оттенки в голосе взрослых и действительно искренне огорчаются, если понимают, что воспитатель ими не доволен, поэтому стараются исправиться, чтобы вновь заслужить доверие. По молодости я, честно говоря, своего первого ребенка иногда могла и шлепнуть, тогда казалось, это быстрей подействует, все надо было сделать скорей, все сгоряча, но потом, когда воспитывала уже второго ребенка, поняла, что шлепки абсолютно бесполезны и в воспитательном плане не дают никаких результатов. И хотя мой младший сын был более подвижным и хлопот с ним было несравнимо больше, чем со старшим, от какого-либо физического воздействия я отказалась. В результате не могу сказать, что второй ребенок вырос менее воспитанным, чем первый, или в чем-то не оправдал моих ожиданий.

Опрос подготовили Светлана Прусакова и Елена Данилевская. Фото Светланы Прусаковой

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

ИМЯ АМЕРИКАНСКОГО врача Бенджамина Спока на слуху и уж наверняка знакомо всем, у кого есть маленькие дети. Он считался и считается непререкаемым авторитетом в области педагогики, не одно поколение воспитали и в Америке, и в России "по доктору Споку", хотя многие его советы в настоящее время не выдерживают никакой критики и слишком удалены от реальных жизненных обстоятельств. Но это и неудивительно, говорят, у самого доктора Спока никогда не было детей, зато он написал книгу, в которой содержится немало ценных медицинских сведений, касающихся здоровья малышей, в ней же он дает советы, как правильно воспитывать ребенка. Итак, что же доктор Спок считает по данному вопросу: бить или не бить?
"В старину детей часто шлепали, и никто не придавал этому никакого значения. Затем решили, что это позорно. Но отказ от физического наказания не решил всех воспитательных проблем. Если родители сердятся, но не шлепают ребенка, их раздражение может проявиться по-другому. Например, они могут пилить ребенка весь день или стараться пробудить в нем чувство глубокой вины. Я не пропагандирую физическое наказание. Но я считаю, что оно менее вредно, чем продолжительное глухое раздражение. Шлепнув ребенка в минуту гнева, вы отведете душу, и все встанет на свои места. (Конечно, здесь можно поспорить, что лучше - поговорить с ребенком о его проступке и разобраться в истинных причинах его поведения ("пилить", по Б. Споку) или "отвести душу", навешав своему чаду тумаков, чтобы "все встало на свои места". Но ведь все встанет на свои места для вас, а не для ребенка. - Прим. ред.)
Некоторые родители считают правильным не наказывать ребенка в минуту гнева, а подождать, пока он пройдет. Это представляется неестественным. Каким же жестоким человеком нужно быть, чтобы выпороть ребенка, когда вы на него уже не сердитесь!
Некоторые родители наказывают тем, что запирают ребенка в его комнате. Недостаток такого метода в том, что ребенку его комната может показаться тюрьмой. В некоторых семьях очень эффективным оказывается следующее средство: ребенка в качестве наказания заставляют сидеть в определенном кресле в течение нескольких минут". (Б. Спок, из книги "Ребенок и уход за ним").

Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
Категорія: Сімейне виховання | Додав: (25.03.2012) | Автор: Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
Переглядів: 1600 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!