Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Я - класний керівник [ Додати статтю ]

Буклет "Ох уж эти детки! Родителям о подростках"
Нелегкая это задача – быть родителем подростка!
Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, – это время испытаний как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Испытание на прочность родственных чувств и семейных отношений.
Это также время формирования характера подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим.

ЕЩЕ РЕБЕНОК ИЛИ УЖЕ ПОДРОСТОК?
Для начала нам стоит определиться с тем, кого мы будем называть подростком, какие возрастные границы имеются в виду.
Сразу оговоримся, что временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно очертить с точностью до года. Наиболее часто употребляются следующие цифры: возраст от 11 до 17 лет. Именно его мы и будем называть переходным, а ребенка от 11 до 17 лет – подростком. Однако не стоит забывать, что каждый организм – индивидуален: кто-то вступает в период полового созревания раньше, кто-то позже. К тому же у каждого ребенка этот процесс протекает с личностными особенностями.
Чтобы не утяжелять процесс восприятия информации специальными терминами, мы остановимся на таких определениях:
 младший подростковый возраст (11-12 лет),
 средний подростковый возраст, или просто подростковый возраст (13-15 лет),
 пора юношества, или старший подростковый возраст (16-17 лет).
На характере протекания и длительности переходного возраста сказываются и половые различия. Так, для девочек он наступает на пару лет раньше и проходит не так остро, при этом длится меньшее количество времени. У мальчиков переходный возраст занимает большее количество лет и проходит гораздо острее, активнее.

ПОДРОСТКИ: ВОСПИТЫВАТЬ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАТЬ?
Принято считать, что подростки плохо или вовсе не поддаются воспитанию, что педагогические приемы можно применять только к детям младшего возраста – многие даже ссылаются на старую русскую пословицу: учи дитя, пока оно поперек лавки лежит. На самом деле все не совсем так. Конечно, подростки не примут приказного тона и станут раздражаться на нравоучения, но ведь воспитывать можно и нужно не только подобными способами. Есть еще советы старшего товарища (которым в идеале должен стать для взрослеющего ребенка родитель), а также личный пример. Мы перечислим основные вопросы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей переходного возраста.
1. Нужна ли в общении с подростком строгость? Или же можно «отпустить вожжи» – пусть взрослеющее чадо делает то, что считает нужным?
Ответ однозначен: строгость и ограничения нужны. Подростки уверены, что они уже «вполне взрослые», отчасти это так и есть: у них «взрослые» желания и больше по сравнению с маленькими детьми возможностей для их воплощения. Но именно с этими новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если родители не введут сдерживающие факторы.
2. Как быть с вожделенной для подростка свободой? В какой мере ее предоставлять?
В той мере, в которой ребенок обладает чувством ответственности. Дайте понять подростку, что свобода без ответственности в чем-то бессмысленна, а в чем-то опасна. Определите рамки свободы и ответственности, объясните, что они будут расширяться пропорционально друг другу.
3. Как преодолеть подростковую склонность из всего делать трагедию? Как помочь взрослеющему ребенку смотреть на вещи более оптимистично?
Общеизвестно, что переходный возраст сопровождается ощущением отчаяния, трагизма. Постарайтесь развить у вашего сына или дочери чувство юмора, легкую иронию, оптимизм. При обсуждении конкретной ситуации постарайтесь удачно пошутить – рассмешите подростка, покажите ему забавную сторону того или иного события. Самому ему это сделать нелегко. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни: то, что произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. У подростка зачастую нет опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию.
4. Допускать ли взрослеющего ребенка к обсуждению семейных дел, а главное – к преодолению семейных проблем? Или же правильной будет тактика оберегания его от негативных эмоций?
Излишне оберегать ребят переходного возраста от семейных проблем, как психологических (болезнь или смерть кого-то из родственников), так и материальных (финансовый кризис), не стоит. Переживания делают душу более чуткой, а трудности учат силе и противостоянию. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Кроме того, любому человеку – юному и не очень юному – нужны положительные и отрицательные эмоции. Так мы устроены. На фоне неприятностей ярче радости, но на фоне радостей беды бледнеют.
Категорія: Я - класний керівник | Додав: (18.11.2013) | Автор: Поліщук Наталя Миколаївна E
Переглядів: 2114 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!