Что должен уметь будущий первоклассник?
О тестовых заданиях в той или иной престижной школе ходят зловещие слухи, по сети бродит анекдот-быль, обыгрывающая несовпадение «семейного» и «школьного»: «Так, Ванечка, сколько времен года ты знаешь? – Пять. – Сколько? – Пять, больше не знаю… – Ну что ж вы, родители, даже этому ребенка не могли научить? – Ну честное слово, кроме Вивальди, Гайдна, Чайковского Пьяццоллы и Дебюсси никого не знаю!».
В этом анекдоте родители безусловные триумфаторы, но, на самом деле, школа контролируют ситуацию, и каждая семья нервничает в преддверии «первого экзамена». Готов или не готов будущий первоклассник к обучению в школе? В каком случае ему нужны репетиторы? Какие навыки проверяются при поступлении в школу? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо?
Об этом рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, один из разработчиков диагностики готовности детей к обучению в школе.
– Перед тем, как ребенок идет в школу, родители нервничают: а вдруг он не готов? Вдруг ему в школе будут предъявлять непосильные требования? Справится ли он со школьной программой?
– Прежде всего, нужно перестать нервничать. Все дети отличаются друг от друга – я имею в виду нормальных здоровых детей – временем, которое им нужно для выполнения заданий. Один обучается быстро, другой – медленно. Но это – не уровень интеллекта. Это – особенности его темперамента. Это – скорость деятельности ребенка. Я иногда задаю учителям вопрос: вы подбираете свой класс по цвету глаз? К примеру: «Беру только голубоглазых, кареглазых не предлагать»? Они смеются. Значит, – говорю я, – эту индивидуальность ребенка вы признаете! А то, что он быстрый, несдержанный, холерический или, наоборот, медлительный – это вас раздражает? Могу адресовать тот же вопрос родителям. Многие великие люди были флегматиками. От этого они не переставали быть великими. Постепенно ребенок научится делать те или иные вещи быстрее, но постоянно его подгонять – делу не поможет, а вызовет только лишнее беспокойство и страх, что не успеет, что не похвалят, что сделают замечание – сначала учительница, а потом мама. Нужно, чтобы медлительные дети постепенно овладевали способами делать все быстрее. А «быстрые» дети учились останавливать себя, не спешить, соотносить правильность выполнения с затраченным временем… Но будем помнить: школьный стресс – это уже на сегодняшний день официальный диагноз.
Родители не понимают, что чаще всего этот стресс вызывают они сами. Согласно нашему опросу, 43% родителей учеников начальной школы – «радикалы»: они требуют от школы многого. Компьютер каждому ученику, электронную форму учебника (долой бумажные книги!) два иностранных языка в первом-втором классе, информатику, и т.п. И забывают, что при таких условиях ребенок младшего школьного возраста должен сидеть четыре часа перед компьютером (при норме 20 минут в день). Забывают, что ученик, который только начал овладевать родным языком, не может одновременно с этим успешно изучать иностранный. (Кстати, именно поэтому в советской школе иностранный язык изучался с третьего и даже с пятого класса).
Для таких «радикальных» родителей ребенок – компенсация их жизненных неудач. Они хотят воплотить в нем то, что им не удалось «добрать» самим. Не уподобляйтесь таким родителям! Не требуйте от своего ребенка, который идет в первый класс, слишком многого. И настраивайтесь на то, что у него все получится. Только, может быть, не сразу.
– Иногда детей, которым предстоит пойти в первый класс 1 сентября, весной вызывают в школу, чтобы провести диагностику готовности к обучению. Родители беспокоятся: что это значит? По итогам диагностики ребенку могут отказать в приеме в школу?
– Провести диагностику готовности первоклассников к обучению – это решение конкретной школы. Полученные результаты, по закону, не могут влиять на поступление ребенка в первый класс. Диагностика служит подспорьем для учителя и не должна, по закону, применяться как средство отбора детей. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ эту процедуру положено проводить в первую неделю учебного года, и предназначена она для того, чтобы педагоги познакомились со своими будущими учениками. Поэтому родители должны отправлять детей на диагностику спокойно. Пожалуйста, не «стращайте» ребенка, спокойно объясните ему: будущая учительница хочет узнать, что ты знаешь и умеешь, как ты выполнишь задания. Не волнуйся, покажи себя!
– В начале каждого года в интернете появляются предложения платных консультаций, на которых выясняется, что ваш ребенок не готов к школе и нужно с ним поработать. Конечно же, не бесплатно! Что нужно знать родителям, чтобы правильно решить – нужен ребенку такого рода репетитор или нет? Простейший вопрос: должен ли ребенок уметь читать до школы или хотя бы складывать буквы?
– Если первоклассник идет в школу читающим – замечательно. Если он еще не умеет читать – тоже не беда. Выдающийся психолог Лев Выготский, отец всей современной педагогики, говорил: ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что он научился читать. Этот тот же ребенок. Только грамотный.
Если даже дети приходят в школу, умея читать, они держатся на этом навыке недолго. Умение читать только сначала выделяет их среди сверстников. В дальнейшем эффект сходит на нет. Почему? Потому что само чтение – прикладывание букв – не имеет особого значения ни для успешности обучения, ни для развития интеллекта. Для детей этого возраста способность сравнивать предметы, описывать их свойства, элементарно сочинять – важнее, чем умение читать. Нужны более серьезные новообразования, как говорят психологи, чтобы обучение было успешным. Например, произвольная деятельность, когда ребенок сам ставит перед собой какое-то, пусть даже маленькое, задание («я хочу нарисовать то-то и то-то») и сам следит за тем, чтобы оно было завершено.
Родители часто думают, что знание букв и умение читать это одно и то же. Будем помнить, что для ребенка буква – это такой же значок, как пуговица или квадратик.
– Складывать буквы – то же самое, что складывать пуговицы?
– Конечно! Буква – это знак. На самом деле учитель, проводя диагностику готовности к обучению в первом классе, смотрит не на то, умеет ли ребенок складывать буквы! Он смотрит на то, может ли он провести звуковой анализ слова, назвать все звуки подряд. Ребенок должен правильно увидеть все звуки в слове. Вот в чем суть задания. А если он не слышит, не видит в слове звуков – это неизбежно приведет к отставанию по русскому языку. Со второго класса у него будет проваливаться не только чтение, но и иностранный язык. Ведь фонетическая культура – основа изучения не только родного, но и иностранного языка.
– Поделитесь профессиональным секретом: что еще проверяет учитель, когда проводит диагностику готовности ребенка к школе?
– Один из элементов готовности обучаться в первом классе – ориентировка ребенка в пространстве: налево, направо, вверх, вниз и т.п. На это направлен диагностический тест: педагог ставит точку на листе и говорит: проведи линейку на пять клеточек влево, две клеточки вверх, три вниз. Неспособность ориентироваться в пространстве – это беда многих первоклассников. Совет родителям: играйте с детьми в разнообразные пространственные игры – «найди предмет по инструкции» (по указаниям – «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (взять предмет «на третьей полке», «за», «перед», «около» и т.д.).
Еще одна «беда» – память будущего первоклассника. Наверное, скажу абсолютную банальность: дети сейчас практически не знают никаких стихов. Разве что осталось у них от бабушек «Чижик – пыжик», да «Ладушки-ладушки»… Стихи надо учить с детьми, начиная с раннего возраста. Заучивание стихов развивает память, а их чтение – образую выразительную речь. Еще один пункт проверки готовности к школе: уровень связной речи. Дети не умеют ни описывать, ни рассуждать. Если начинает «проваливаться» связная речь, тут же осложняется и обучение в школе. Можно посоветовать родителям давать ребенку слова и картинки, чтобы по ним он составлял сказки, предложения, рассказы, выстраивал определенную последовательность действий. Нужно стимулировать пересказы сказок – совместные, по ролям или разыгрывание сценок на домашних праздниках.
– От родителей приходилось слышать, что будущим первоклассникам во время диагностики давали сложные задания с геометрическими фигурами…
– Этим заданием проверяется умение детей классифицировать предметы. Учитель дает ему геометрические фигурки (треугольники и четырехугольники разного цвета) и просят разделить их на две группы. Часто дети раскладывают фигурки по цвету. Они не знают, что на самом деле геометрические фигуры различаются по числу углов. Об этом ребенку тоже надо сказать при подготовке к школе. И родители вполне могут это сделать!
– Многие родители уверены, что ребенок не готов к обучению потому, что слишком много играл на компьютере! Это так?
– Проблема, прежде всего, заключается в самих родителях. Они не общаются со своими детьми. Даже находясь с ними в одной комнате, родители оставляют детей вне зоны своего внимания. Ребенок делает что хочет, а мама или папа не обращают на него никакого внимания. Однажды мы предложили младшим школьникам написать сочинения, посвященные своим мечтам, отдыху на даче или воскресному дню. Потом зачитали эти сочинения их родителям. 97 процентов родителей НЕ УЗНАЛИ своих детей по этим сочинениям! Они не знают, как их дети проводят воскресенья, не знали, о чем они мечтают.
По статистике, у мужчины есть два свободных часа в неделю, когда он мог бы заняться ребенком. У женщины – всего 20 минут! А роль воспитателя в семье по-прежнему возлагается на женщину.
Отсюда – роль гаджета в воспитании ребенка. Ему покупают телефон, и он должен сам себя развлекать с его помощью.
Если хотите мнение профессионала, присутствие в жизни ребенка дошкольного возраста разнообразных гаджетов даже не должно обсуждаться! Эта дань моде отрицательно сказывается на развитии малыша. При работе на компьютере у ребенка затормаживается логическое мышление. Потому что от него требуется лишь одно — запомнить последовательность действий. Это – тупик для познавательной деятельности. Для ребенка в этом возрасте важно не нажатие кнопок, а активное развитие сенсорики. Советую родителям записать и хорошо запомнить слова Канта: «Рука – это мысль, вышедшая наружу». Еще никто не отменял постулат, что чувственное восприятие – это основа мышления. Наши предки придумали множество игр для развития детской руки. Откуда, например, взялись куклы-матрешки, грибочки, елочки и пр. игрушки, которые нужно раскручивать и вкладывать одну в другую? Народ интуитивно знал, что нужно малышу для развития. Дети, поглощенные своими гаджетами, поддерживают с миром только вербальный контакт. У них работают только зрение и слух. Чтобы ребенок был готов к обучению, надо увлечь его окружающим миром. Гуляйте, рассматривайте предметы вокруг вас, бегайте, шуршите чем-нибудь! Узнавайте на ощупь, на вкус! И обязательно лепите!
– Неужели занятия лепкой чем-то помогают подготовиться к школе?
– Еще как! Ребенок в это время учится мыслить. Есть такая методика для годовалых детей. Если в год-полтора задерживается речь, психологи советуют: купите пальчиковые краски (чтобы малыш не отравился, если они попадут в рот) и дайте ему порисовать пальчиками – не кисточкой и карандашом – а именно пальчиками. Если он еще не может сам – берите его руку и его пальчиком рисуйте: «Ой, солнышко! Ой, домик! Ой, зайчик!». Помните, что «рука – это мысль, вышедшая наружу». Если вы по 15-20 минут в день будете заниматься с ним такими упражнениями, то это даст огромный эффект. Через пару недель ребенок заговорит.
– Могут ли родители будущего первоклассника сами проверить, готов ли их ребенок к школе?
– Конечно. Например, в любом книжном магазине можно найти книгу Л.Е. Журовой и М.И. Кузнецовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Ее выпустило издательство Вентана-Граф, а рекомендовало Минобрнауки РФ. В ней легко разобраться. Этой диагностикой пользуются многие школы, когда проверяют готовность первоклассников к обучению. Родитель не только увидит, в чем причина трудностей ребенка, но и поймет причину, почему это происходит, получит объяснения, что надо делать, чтобы это устранить.
Но главное – обычному здоровому ребенку не надо нанимать репетиторов для подготовки к школе. Просто присутствуйте в его жизни, помогайте ему в его играх, занятиях. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», которое принадлежит Льву Выготскому. Что это такое? Это когда ребенок еще сам не может что-то сделать, но с помощью взрослого это ему удается. Помогите ему раз, второй, третий… Постарайтесь делать это без назиданий: «я тебе сейчас помогу, а то ты сам ни на что не способен»… Помогайте естественно, незаметно, как будто он сам все это делает. Смотришь: получилось. А потом вы увидите, что он усвоил алгоритм действий. Научился.
– Многие родители будущих первоклассников хотели бы, чтобы первым педагогом их детей была их собственная учительница. Или, во всяком случае, женщина, которая годилась бы ребенку в бабушки. Если верить Национальному исследованию качества образования в начальной школе (2015 год), то лучше всего учатся дети, чьи педагоги имеют стаж 25-35 лет и больше. Это так?
– Я думаю, что это факт, который нужно обдумать. Наверняка это связано с изменившимся уровнем подготовки учителей. Педагог, которого готовили в советские времена, был дотошным. Он доходил до каждого, занимался с каждым отстающим учеником. А сейчас учитель начальной школы перекладывает проблемы на семью: при малейших проблемах вызывает родителей в школу и советует: нанимайте ребенку репетиторов. Педагоги начальной школы, подготовленные в советский период, были традиционными учителями. Но – с хорошей методикой! Учитель начальных классов старше 45 лет пытается положить на эту традиционную методику современные, новаторские методы. И тогда у него все получается! Важно отметить еще вот что: учитель начальных классов воспринимается детьми как мама или бабушка. И это поддерживает их в желании учиться. Вот почему пятый класс, очень часто, бегает к своей учительнице начальной школы, чтобы поделиться с нею. Ведь родители далеко не всегда занимаются детьми, и уж тем более не умеют интересоваться повседневностью школьной жизни. Хорошо, если «школьной» мамой или бабушкой для ребенка сможет стать его учительница.
Джерело: https://www.miloserdie.ru/article/chto-dolzhen-umet-budushhij-pervoklassnik/ |