Каталог статей

Головна » Статті » Новини МОН України » Інформація та рекомендації вчителю [ Додати статтю ]

Діяльність вчителя по формуванню рефлексивних навичок молодших школярів

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомство с новой развивающей формой обучения - рефлексией и способами совершенствования педагогического мастерства, как одного из условий повышения качества и эффективности образования;
(слайды 1 и 2)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём выступлении по теме: «Деятельность учителя по формированию рефлексивных способностей младших школьников».
(слайд 3) Не могу не вспомнить известную всем нам притчу: Жил на свете мудрец, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
(слайд 4) Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.
На мой взгляд, рефлексия - один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность, поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.
Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые использую на своих уроках я.
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния (слайд 5)
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
• Оценка эмоционального настроения. Самый простой вариант - показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного, и предлагаю выбрать то, что соответствует их настроению. Можно предложить и две контрастные картинки, или два музыкальных отрывка.
• «Радуга настроения»: ученики получают карточки, на которых дорисовывают те цвета радуги, которые им кажутся сейчас самыми подходящими. (слайд 5)
• «Солнышко» : предлагаю детям нарисовать то солнышко, которое соответствует их настроению. (слайд 6)
• «Рисуем настроение» : учащимся даётся задание нарисовать свои эмоции.
• «Дерево чувств»: если ученик чувствует себя хорошо, комфортно – вешает на дерево яблоки красного цвета или жёлтого цвета, если наоборот –зеленого. (слайд 7)
• «Маятник настроения» и «Пирамидка»: выбор рисунка или цвета в зависимости от того, нравится или нет ученику на уроке.
«Дерево чувств», «Маятник настроения» и «Пирамидка» провожу чаще всего в конце урока, чтобы выяснить, как ученики восприняли урок на эмоциональном уровне.
2. Рефлексия деятельности участников (слайд 8-9)
Этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
• «Дерево творчества»: чем меньше ошибок, тем больше плодов или листьев на дереве. Ученики или получают готовые карточки, или рисуют дерево сами, а в конце урока можно сделать выставку достижений.
• «Лесенка успеха»: нижняя ступенька – «у меня ничего не получилось», средняя – «были проблемы», верхняя – «мне всё удалось».
• «Метод пяти пальцев»: участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
• «Взаимопроверка»: ученики работают в паре или в малой группе, проверяя работу соседа (1 вариант), или задавая вопросы по теме урока.
• «Пантомима»: ученики дают оценку своей деятельности при помощи мимики или жестов (чем выше руки – тем лучше я знаю)
3. Рефлексия содержания учебного материала (слайд 10-11) Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
• Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма
• «Пометки на полях»: на протяжении урока учащиеся делают пометки на полях тетради разного цвета (зелёный – получается легко, синий – пришлось потрудиться, красный – я не сумел)
• «Фразы из рефлексивного экрана»: дети подводят итоги своей работы на уроке, пользуясь подсказками.
• «Плюс-минус-интересно»: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
4. Организация рефлексивной деятельности в группе. (слайд 12)
• «Пчелиный улей»
Приём использую после подачи нового материала. Прошу обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же частично ликвидируются пробелы в знаниях.
• «Мудрые совы»
Предлагаю детям самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого раздаю ребятам вопросы для его обсуждения.
Подводя итоги, хочу сказать, что рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов. А разве не является нашей главной учительской задачей подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире? Тем более, что это - одно из главных направлений национальной образовательной стратегии.
Спасибо за внимание.

Категорія: Інформація та рекомендації вчителю | Додав: sheflerka (17.01.2013)
Переглядів: 986 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!