Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Готуємось до батьківських зборів [ Додати статтю ]

Домашняя учебная работа младшего школьника
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
«ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Цель:
• выяснить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
• ознакомить родителей с гигиеническими требованиями к подготовке и выполнению домашних заданий;
• предложить родителям рекомендации относительно того, как формировать у детей привычки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Подготовка:
• изучение учителем психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания;
• подбор книг и журналов для выставки;
• анкетирование учеников;
• обработка, анализ и обобщение результатов анкетирования классоводом;
• составление памяток для родителей;
• подготовка листов с заданиями для микрогрупп.
Оформление, оборудование:
• книжная выставка для родителей;
• памятки родителям: «Выполняем домашние задания»; «Как при¬учить ребенка к самостоятельности?» и конверты, в которые они вложены;
• карточки для проведения игры «Ваше мнение».
                                                 ХОД ЛЕКТОРИЯ
1. Глава родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку дня; знакомит с порядком его проведения.
Классовод.
Обучение в школе, выполнение домашних заданий — дело серьезное. Случается, что третьеклассник загружен не меньше, чем взрослый. Поэтому наша задача — приучить ребенка работать правильно, без вреда здоровью, поскольку учение — это главная работа школьника.
2. Учитель проводит игру «Ваше мнение».
Раздаются карточки с записанными предложениями, которые родители должны продолжить. Используются такие карточки:
— Наш ребенок выполняет домашние задания...
— У нашего ребенка есть специальное место, где он...
— Самостоятельно справляется с заданиями...
— Выполняет с трудом...
— Мы предоставляем помощь ребенку в выполнении домашних заданий. Эта помощь состоит в...
— Когда ребенок выполняет домашние задания, мы...
— Если ребенок выполнил задание неопрятно...
— Наш ребенок начинает выполнение домашних заданий с...
 
3. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняют ученики.

4. Сообщение классовода.

— Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта двойное задание. С одной стороны, нужно помочь ребенку составить правильный распорядок работы, выделить место для занятий, определить благоприятную последовательность выполнения заданий, а с другой стороны, воспитать у него стойкий навык браться за выполнение заданий вопреки желанию погулять или поиграть с друзьями, сформировать умение быстро начинать работу, выполнять ее, не отвлекаясь, и в надлежащем темпе.
Иногда родители делают замечание: «Мой сын (моя дочка) делают уроки по 3-4 часа. Такой (такая) старательный (старательная). Такой (такая) трудолюбивый (трудолюбивая). Вот бы эта старательность сохранилась на все дальнейшие годы обучения».
Но нужно проанализировать, как именно такой ученик выполняет задания. Ведь сидеть за столом — не означает работать. Может оказаться, что у него отсутствует нужная запись в дневнике, и необходимо звонить по телефону другу, чтобы узнать, что задано; или выясняется, что нет на месте необходимого учебника; или замучила жажда и нужно сходить попить; или хочется дослушать разговор взрослых в соседней комнате; или...; или...; и, наконец-то, выясняется, что из трех часов, проведенных за столом, на выполнение заданий ученик израсходовал 1 ч 30 мин, сколько, собственно, и предполагается для выполнения домашних заданий третьеклассниками.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть», выполняя домашние задания?
Большое значение в организации учебной деятельности играет распорядок дня. Исследования подтверждают тот факт, что у младших школьников, которые имеют высокую успеваемость, есть четко установленное время для выполнения домашних заданий, и они всегда его придерживаются. И, наоборот, среди учеников с низким уровнем учебных достижений многие не имеют постоянно отведенного времени для занятий. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления четкого распорядка занятий, без этого нельзя достичь успехов в обучении. Распорядок дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что по телевизору транслируется интересный фильм или от того, что дом посетили гости.
Ребенок должен садиться за выполнение заданий не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
Даже если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, ему необходимо выделить любое постоянное место, чтобы он мог там хранить свои книги и тетради.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на условия, в которых ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум уменьшают скорость и эффективность почти втрое и втрое ускоряют утомляемость. Поэтому нужно выключить телевизор, пылесос, пока ребенок не выполнит задания. Мысль о том, что усвоение материала лучше происходит под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина — самый лучший звуковой фон для умственной деятельности.
На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в ком¬нате. Оптимальное ее значение колеблется от 18°С до 22°С.
Кое-кто из детей выполняет задания на кухне, пока мама готовит ужин, одновременно контролируя учебный процесс. На сковородке жарятся котлеты, шумит вода, помигивает-работает микроволновая печь. А мама искренне удивляется: в кого удался такой невнимательный ребенок? А ребенок просто устал и не может сосредоточиться на упражнении или задаче.
Полезно вместе с ребенком составить памятку «Выполняем домашние задания». Начав с противопоставления своих действий с пунктами памятки, ребенок спустя некоторое время добьется того, что все эти действия станут для него обычными.
Начинать выполнение домашних заданий лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от школьных занятий. Если ребенок посещает кружки, секции, то начинать выполнение домашних заданий можно и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по выполнению домашних заданий должна быть следующей:
• до 1 часа — в первом классе;
• до 1,5 часов — во втором;
• до 2 часов — в третьем и четвертом классах.
Именно такие нормативы установлены Министерством образования и науки Украины. Какой порядок выполнения заданий нужно избрать? С выполнения каких заданий начать: с устных или письменных, с самых тяжелых или самых легких?
В идеале ребенок должен выполнять домашние задания самостоятельно. Лучше всего — научить его и самостоятельно определять степень сложности заданий, и самостоятельно решать, с какого предмета начать выполнение домашней работы.
Если ученик приступает к работе сразу, ему целесообразно сначала выполнять сложные задания и постепенно переходить к более простым. Если же он включается в работу медленно, то ему лучше начать с простейших заданий и постепенно переходить к более сложным.
Для успешного выполнения заданий необходим четкий ритм работы. Например, после 25 минут работы нужно сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого необходимо выполнить несколько физических упражнений.
И главное — сохраняйте тактичность и не забывайте хвалить Вашего ребенка!
5. Практическая работа родителей в микрогруппах.
Образцы заданий
Задание №1 (для первой микрогруппы)
1) Если ребенок посещает группу продленного дня, то все задания должен выполнять там. А Вы как считаете?
2) Должен ли ребенок ждать родителей, чтобы выполнять домашние задания?
3) Как Вы считаете, нужно ли ребенку выполнять домашние задания сначала на черновике, а потом — в рабочей тетради?
Задание №2 (для второй микрогруппы)
1) Как Вы оцениваете позицию родителей, которые считают, что поскольку учится ребенок, то и все учебные проблемы он должен решать сам, не нужно интересоваться его обучением: если чего-то не понимает, пусть спросит у учеников или учителя, а оценки — что заработает, то и получит?
2) Нужно ли помогать ребенку в обучении?
3) Если ребенок получит неудовлетворительную оценку, какими будут Ваши действия?
6. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель.
1) Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2) Использовать подготовленные памятки для более рациональной орга-низации работы по выполнению домашних заданий детьми.
3) Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий.
4) Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а подвергать критике выполнение.
5) Ставьте вместе с ребенком реальную цель, которую можно достичь.
7. Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуальные консультации учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА «ВЫПОЛНЯЕМ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»
1) Начинайте выполнение заданий каждый раз в одно и то же время.
2) Проветрите комнату за 10 минут до начала занятий.
3) Выключите радио, телевизор. В комнате, где вы работаете, должно быть тихо.
4) Выясните расписание уроков на завтра. Проверьте, все ли задания за-писаны в дневнике.
5) Приготовьте письменные принадлежности для занятий.
6) Уберите со стола все лишнее.
7) Наступило время начать работу: садитесь поудобнее, открывайте учебник...
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАМЯТКА «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»
Начните с предмета, который легче дается Вашему ребенку, и не отвечайте ни на один из вопросов, заданных Вам, пока задание не будет выполнено до конца. Посмотрите, есть ли неточности, предложите ребенку самому их выявить. Старайтесь избегать слова ошибка. Не высмеивайте ошибки своих детей.
Математика. Таблицу умножения повесьте над рабочим столом, в уголке отдыха и учите по ней и умножать, и делить одновременно. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять то, о чем речь идет. Если ребенок не может справиться с задачей, то покажите, как это сделать с помощью наглядности, модели, решения другой задачи.
Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом пересказывает Вам про-читанное. Если пересказ определенного отрывка текста неточен, пусть перечитает еще раз. Обязательно читайте с ребенком книги вслух, поо-чередно, а по возможности, по ролям.
Украинский язык. Если у ребенка возникли трудности, выполните с ним задание устно, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. Во время письменного выполнения ребенок еще раз все вспомнит. Выйдите из комнаты, пока он не выполнит задание. Не стойте за спиной.
Я и Украина. Окружающий мир. Приучайте учиться не только по учеб-нику. Выписывайте журналы, покупайте дополнительную литературу, пользуйтесь и учите ребенка пользоваться справочной литературой. Из периодических изданий делайте вырезки, подборки по темам собирайте в папках. Это понадобится в последующие годы обучения.
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «МОИ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»
• Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания? (Подчеркни.)
-Да;
- нет.
• Как долго ты выполняешь домашние задания? (Подчеркни.)
—1 час;
— 2 часа;
— 3 часа и дольше.
• С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно? (Назови эти предметы.)
• Какие предметы даются тебе тяжелее? (Назови их.)
• Если во время выполнения домашних заданий у тебя возникают трудности, помогают ли тебе родители их преодолеть? (Подчеркни.)
-Да;
- нет.
• Как ведут себя родители, когда ты возвращаешься из школы с неудовлетворительной оценкой?
• Случается ли, что ты не выполняешь домашние задания?
Категорія: Готуємось до батьківських зборів | Додав: Катюшка (22.11.2010) | Автор: Файдевич Катерина Володимирівна E
Переглядів: 4517 | Рейтинг: 3.7/3
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!