Каталог статей
Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання | [ Додати статтю ] |
Как узнать, готов ли ребенок к школе
По закону об образовании поступать в первый класс российским детям положено в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Но дельта в полтора года для маленького ребенка — слишком неопределенный параметр. Дети, у которых дни рождения осенью, и вовсе могут оказаться младше одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница бывает критичной. Когда же действительно наступает подходящее время для начала учебы — разбиралась Ева Резван.
Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда зевающим от волнения с огромным букетом стоял на праздничной линейке в ожидании главного события своей детской жизни. События, к которому надо готовиться заранее. Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности самой разной направленности. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьезно отстающие в двигательном и эмоциональном плане. Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. К примеру, ребенок, который не получил достаточной двигательной активности в раннем возрасте: не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — то есть не имел опыта «общения» с предметами, в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков. Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребенка к школе: 1. У ребенка должна быть мотивация учиться. Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть еще развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определенного возраста ребенок слит с матерью. Постепенно он начинает от нее физически и социально отдаляться. Годам к трем он уже осознает свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень. Игры ребенка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребенок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так, появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или летчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребенок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила. В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым. 2. Эмоционально-волевое развитие. Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребенка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встает или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребенок тихо сидит за партой и даже создает иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя. Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребенка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъяренный лев», «Покажи, как собачка радуется». 3. Развитие интеллекта и моторики. Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении — столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребенка к школе, только это и проверяется. Но и тут у современных детей не все гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребенку, допустим, семь лет, а выглядит и ведет себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определенной строчке. Если мозг ребенка еще до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго. Что же предпринять, если неготовность ребенка идти в первый класс отчетливо фиксируется, но обстоятельства заставляют это сделать? К сожалению, современная система образования может предложить только жесткие формы решения этого вопроса в виде коррекционных школ. Но если ребенок не болен, и ему лишь нужно дополнительное время и условия для созревания, забота об этом ляжет целиком на плечи родителей.
К сожалению, нынешняя российская школа в целом осталась точно такой же, какой была 20-30 лет назад. Зато сильно изменилось поколение детей, которые в эту школу приходят. Исчезли условия для наработки необходимого социального опыта и моторных функций. Дошкольники больше не гуляют одни во дворах. Зачастую они даже не могут самостоятельно организовать общие игры — профессия аниматора стала востребованной в таких ситуациях, которые раньше и представить было невозможно. Школа и дети больше не совпадают. Нормативы, разработанные для детей шести-семи лет, теперь подходят разве что для второго или третьего класса. Но школа продолжает этого не замечать, ругая родителей за неправильно воспитанных детей. Джерело: http://mel.fm/2015/12/17/gotoschool | |
Переглядів: 1272 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |