Игры со словами
«Что в пакете?»
Возьмите непрозрачный пакет
(или коробку) и положите в него всевозможные предметы (и продукты), название которых
начинается на одну и ту же букву. Например, на «к»: книжку, краски, конверт,
календарик, кишмиш (изюм без косточек) в кулечке, конфетти, конфету, карамель,
картошку, калач, кнопку, кассету, кактус, крекер и прочее; или на «а»: альбом,
апельсин, арахис, авоську, авторучку, аптечку, атлас и прочее.
Предложите своим гостям отгадать, что в пакете . И не забудьте сказать, что все
призы - на одну букву. Кто угадает, тот получает указанное в виде приза.
Участникам разрешается задавать уточняющие вопросы, но не больше трех каждому.
Например, такие: «Это съедобно?», «Это растет на дереве?», «Это можно пришить?»,
«Это не украшение?».
Палиндром
В переводе с греческого языка
слово это означает «перевертень». Слова «казак», «шалаш», «кок» можно читать
как угодно: и слева направо, и справа налево. Таких слов можно придумать
немало: Анна, комок, Боб, Алла... Да и не только слов, но и целые фразы! «А
роза упала на лапу Азора» и "Аргентина
манит Негра" - это классика. Составлять палиндромы самим -
интересная игра.
Конкурс фраз
Участники игры выбирают
какую-нибудь букву и через 10 минут должны из пяти, шести, семи и так далее,
как они сами условятся, слов, начинающихся с задуманной буквы, составить более
или менее связные фразы.
Бросаемся словами
Точнее же, в этой игре
бросаются слогами. Игроки садятся за стол (непременно пустой) или в кружок и перебрасывают
друг другу какую-нибудь мягкую и легкую вещицу (но не тяжелый предмет или
мяч!). Бросающий произносит какой-нибудь слог, а ловящий добавляет, заканчивает
слово. Например: «Ве...», «ник» (или «нок», «Ра», «ло», «си», «пед» и так
далее). Назвавший слово перебрасывает вещичку следующему,
произнося какой-нибудь слог... Начальные слоги не должны
повторяться! Из игры выходят те, кто ответил невпопад или затянул с ответом.
Кузовок
Эта игра старинная. Все
садятся за стол, ставят на него корзинку и ведущий говорит соседу по столу: «Вот
тебе кузовок, клади в него что есть на -ок,
обмолвишься - отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют
слова на -ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я – замок» и прочие.
Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в
корзинку залог - платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры
корзинку накрывают чем-нибудь и кто-то один
достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому
делать?» Каждому назначают выкуп – попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку
загадать...
Буриме
Слово это французского
происхождения и произносится: «буримэ». Означает оно сочинение стихов на
заданную рифму. Играют или вдвоем, или
команда на команду. Подобрали вы с
партнером такие пары рифм: «кот – компот»,
»постель –кисель». А теперь придумывайте стихотворение. Можете вместе, можете
по отдельности, а еще смешнее получится, когда одну строчку назовете вы, другую
- партнер.
Приступили!
Вы говорите: «Василий, мой пушистый кот»,
партнер подхватывает: «Проснувшись, любит пить компот».
Вы: «А перед тем как лечь в постель»,
он: «Василий любит пить
кисель».
Балда
Играют обычно двое. Тот, кто
начинает, пишет на бумаге какую-нибудь букву. Пусть это будет гласная «о».
Второй игрок подставляет любую другую букву либо слева, либо справа, затем очередь
хода опять за первым игроком. И так продолжается до тех пор, пока на бумаге не
появится
целое, законченное слово. И тот, кто ставит в этом слове
последнюю букву, и есть «балда».
Итак, вы написали букву «о». Ваш соперник ответил буквой «к» слева. Получилось
«ко». А тут уже надо думать, потому что после «о» любую букву не напишешь.
Например, «л», «н», «т». Выйдет законченное слово: «кол», «кон», «кот».
А если ввести в бой еще одну букву «о»? Вот так: «око». Партнер отвечает не
долго думая: «локо». Может быть, он рассчитывает, что вы поставите справа букву
«н», получится слово «локон» и конец игре? Проигрывать в один ход совсем
необязательно. Есть же слово «молоко». Но не спешите в третий раз писать букву
«о»: «олоко», потому что соперник может ответить так: «колоко», и последний
ход, увы, будет за вами: «колокол». Подумайте, как выйти из этой ситуации!
»Балда» игра, требующая расчета и не терпящая спешки. Поэтому не делайте ходов
наобум, наугад, а в затруднительной ситуации, когда ума не приложишь, какое
слово задумал партнер, попросите его назвать это слово. Назовет значит, в
проигрыше вы. Не назовет – «балда» он... А ведь могли проиграть и вы: ведь
»око» это «глаз».
Кто больше
Играющих может быть
несколько. Берется слово, желательно не очень короткое. Например, «кофеварка».
Каждый записывает это слово на своем листе бумаги. Игра начинается: из букв,
составляющих «кофеварку»,
нужно придумать новые слова. Кто наберет их больше за определенное время (минут
10-15), тот и победил. Это должны быть нарицательные имена существительные (не
имена и не географические названия) .
Начали! «Кофе», «варка», «фара», «кора», «вар», «вор»...
Поначалу дело пойдет быстро, а затем вы станете задумываться все дольше и
дольше. В этой игре нужна система!
Сделайте так, как советуем мы. Вверху своего листа бумаги на некотором
расстоянии друг от друга расставьте по алфавиту буквы из «кофеварки»: «а» (не
забудьте, что их две), «в», «е», «к» (их тоже две), «о», «р», «ф». Таким
образом, у каждой буквы получится своя графа. Теперь играть будет гораздо
легче.
Найди слово
В эту игру лучше играть
вдвоем.
Правила ее просты. Ты и твой партнер загадываете по слову (лучше имя существительное)
из определенного числа букв, например, из восьми. Оба переставляете буквы в
своих словах как попало, в произвольном порядке. Получаются как бы иностранные
слова с неизвестным смыслом. Вы передаете их друг другу записанными на бумажке.
Задача восстановить
первоначальное слово.
Например:
»сельпина» - «апельсин», «шарканда» - «карандаш».
Слова для тренировки: батур, нелезь, бузра, шакиш, фаток, печал, карчу, натес.
Эрудит
Эрудит, это человек знающий
если не обо всем, то об очень многом. Для того, чтобы победить в этой игре,
надо как можно больше назвать
литературных произведений (романов, повестей, рассказов, басен, стихотворений,
сказок), в названия которых входит имя числительное.
Хорошо при этом назвать и автора.
Например: «Три толстяка» Ю. Олеши, «Три
медведя» Л. Толстого, «Четыре танкиста и собака» Я. Пшимановского, «Али-баба и
сорок разбойников» (сказка), «Петр Первый» А. Толстого, «Две бочки» И. Крылова,
«19 октября» А. Пушкина, «Три пальмы» Ю. Лермонтова и так далее.
Или назвать слова, в составе которых
есть числительные.
Например:
стол, просто, трибуна, сторож, сорока, подвал, господин, стоянка и так далее.
Мишмаш
Автор этой игры Льюис
Кэрролл.
В нее хорошо играть, имея по два - три участника с каждой стороны. Команды
придумывают «ядра» по две или несколько букв подряд. Скажем, одна сторона –
«рци», другая – «гемо». Задача команд - назвать слово, которое содержало бы
«ядро» противников. Заметим, что слово это должно
быть в именительном падеже единственного числа и не из тех, что пишутся с
прописной буквы. Причем слово может и не совпадать с тем, которое
имели в виду соперники. В нашем случае можно назвать существительные «нарцисс»
(или «порция») и «бегемот».
Правила игры:
1. Команды придумывают «ядра» и говорят: «Готово!». «Ядро» может быть и
«ложным», то есть придумавшей его команде слов с таким «ядром» не известно.
2. На обдумывание отводится две-три минуты. Затем одна из команд говорит:
«Готово!», «Такого слова нет!» или «Пас!».
»Готово!» - при этом называется придуманное слово;
»Такого слова нет!» - соперники в этом случае называют слово со своим «ядром»,
если, конечно, «ядро» не было ложным, «Пас!» - ответа нет.
3. Другая команда произносит: «Готово!», «Такого слова нет!» или «Пас!».
Можно сказать: «Не готовы!» и продолжить поиск слова. Но прежде надо дать соперникам
очередное свое «ядро». Через две-три минуты все повторится.
4. После ответов команд подсчитываются очки:
правильно придуманное слово -
выигрыш в 1 очко;
неправильно придуманное слово - проигрыш в 1 очко;
правильный ответ: «Нет такого слова!» - выигрыш в 2 очка;
неправильный ответ: «Нет такого слова!» - проигрыш в 2 очка;
«Пас!» - проигрыш в 1 очко.
5. Как только одна из команд набирает 10 очков, игра завершается. Поэтому решайте
сами, что лучше: долгие раздумья или «пас!», сэкономивший время.
|