ИНФОРМАТИКА
3-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой фообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Основная задача курса – способствовать формировать у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Информация и информационные процессы (2часа) Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы. Требования к знаниям и умениям: -понятие информации, источники информации; -определять виды информации; -приводить примеры информационных процессов.
Компьютер (5 часов) Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа «Клавиатура». Клавиатурный тренажёр. Требования к знаниям и умениям: -понятие компьютера как информационной машины; -знать состав компьютера и назначение его основных устройств; -приводить области применения компьютера; -выбирать и загружать нужную программу. Практическая работа. Клавиатурный тренажёр.
Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (7 часов) Основные вопросы: понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). Команды алгоритмического языка: ветвления. Повторения. Требования к знаниям и умениям: -понятие исполнителя, среды, системы команд; -выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.) -находить алгоритмы в художественных произведениях, песнях, пословицах, из окружающего информационного мира); -исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; -выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями; -использовать алгоритмы при планировании режима дня школьника.
Информационные и коммуникационные технологии (20 часов) Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа «Набор текста и форматирование». Технология обработки графической информации. Графический редактор Paint. Создание и хранение изображений. Практическая работа «Создание рисунков». Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта. Требования к знаниям и умениям: -работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); -работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять); -пользоваться поисковыми средствами Интернет. Практические работы: 1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и редактирование рисунков. 3. Поиск информации в компьютерных сетях. Знакомство с принципами работы сети Интернет.
Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов Информация и информационные процессы (2часа)
1. Что такое информация. 2. Действия с информацией.
Компьютер (5 часов)
3. Здравствуй, класс компьютерный! 4. Клавиатура. Процессор. Память. 5. Устройства ввода, вывода. 6. Практическая работа «Клавиатура» 7. Клавиатурный тренажёр. Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка.
Исполнители (7 часов)
8. Понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель. 9. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). 10. Составление простейших алгоритмов. 11. Составление алгоритмов из художественных произведений. 12. Составление алгоритмов из кулинарных рецептов. 13. Составление алгоритмов из школьной жизни. 14. Составление алгоритмов из окружающего мира.
Информационные и коммуникационные технологии (20 часов)
15. Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word. 16. Назначение и основные возможности. 1 17. Мир шрифтов. 1 18. Практическая работа «Набор текста и форматирование» 2 19. Оформление открыток, поздравлений. 1 20. Оформление визиток. 1 21. Конкурс сочинений. 1 22. Печать текстовой информации. 1 23. Технология обработки графической информации. 1 24. Графический редактор Paiht. 1 25. Создание и хранение изображений. 1 26. Практическая работа: «Создание рисунков». 1 27. Практическая работа «Печать изображений» 1 28. Конкурс рисунков. 1 29. Телекоммуникационные системы. Поиск информации. 1 30. Электронная почта. 1 31. Интернет. 1 32. Игровые программы. 1 33. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. 1
|