Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Інноваційні технології навчання | [ Додати статтю ] |
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения: • обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); • значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; • необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися. Главные психолого-педагогическая цели проблемного обучения: • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений, • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении, • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, • развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. Основные формы проблемного обучения В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения. – проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции «О жизни растений» ставится проблема «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны», но лектор не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления; – частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся база знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии; — самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня — творчество и 4-и уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций» Первым условием проблемного обучения является система развивающих и развивающихся структур учебной информации, которые предопределяют развитие учебной деятельности учащихся. Второе условие проблемного обучения может быть реализовано, если при переводе информации в учебную задачу предусмотрена возможность выбора способов ее решения. Третье условие проблемного обучения — субъектная позиция ученика, осознание и принятие им цели познания и самооценка имеющихся средств для решения и получения результатов. Центральным звеном, определяющим проблемное обучение, является проблемная ситуация как способ взаимодействия между учителем и учащимися, характеризующийся высокой активностью учащихся и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной учителем задачей-проблемой. Принципы проблемного обучения: - самостоятельность в работе учащихся; - развивающий характер обучения; - интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; - использование алгоритмизированных дидактических задач. | |
Переглядів: 1688 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |