Технология совместного научного исследования
Разновидностью проблемного образования является технология совместного научного исследования, реализуемая сегодня в педагогике в разработке моделей, направленных на освоение нового опыта. Технология совместного научного исследования предназначена для развития творческого или критического мышления, формирования опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, поиск и определение личностных смыслов. Большинство ученых, исследующих поисковые технологии, определяют цикличность следующих этапов исследовательской деятельности, когда исходным моментом является конкретный опыт обучающегося, этап рефлексивного наблюдения, этап формирования теоретических представлений и создание гипотез, абстрактных представлений, этап активного эксперимента. Принципы научно-исследовательской технологии и проблемной совпадают.
Одной из эффективных форм приобщения старшеклассников к научной деятельности в системе дополнительного образования является научное общество учащихся (НОУ), построенное по модели научной школы. НОУ – это добровольное творческое объединение старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. Исследовательское умение старшеклассника – это способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе изучения основ наук.
Особенности учебного исследования, отличающие его от его прототипа – научного исследования, в следующем: педагогическое руководство процессом исследования, объективная или субъективная новизна продукта исследования, необязательность публикации результатов исследования, научно-публицистический стиль изложения, возможность профессионального самоопределения субъекта деятельности.
Как известно, старший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования исследовательских умений. В это время у старшеклассников завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Именно для старшеклассника характерны развитые формы теоретического мышления, владение методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, проявлению исследовательской инициативы и созданию чего-то нового. Совместная творческая деятельность в условиях дополнительного образования привлекает старшеклассников не только предметной направленностью интересов и склонностей, но и тем, что она сочетается с групповым общением и осуществляется в формах, идентифицирующихся со взрослостью.
Задачами технологии являются:
· формирование и развитие познавательных потребностей учащихся;
· обеспечение процесса формирования у старшеклассников прочных знаний о научном исследовании как прототипе учебного исследования;
· знакомство с существующими методами научного познания;
· изучение основ научной логики:
· развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся:
· приобретение опыта публичных выступлений;
· содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Содержание обучения по технологии:
Отбор содержания программы проводился по следующим критериям:
· целостности – содержание состоит из различных тем и подтем, логически соединенных между собой. Содержание должно быть единой системой, а не механическим набором научной информации;
· научности – развитие науки требует постоянной корректировки содержания обучения;
· инвариантности – содержание должно полностью соответствовать назначению изучаемой дисциплины;
· относительной полноты – целесообразно осуществлять отбор содержания изучаемой дисциплины с учетом специфики будущей деятельности.
http://aida.ucoz.ru/
|